Д. Е. Егоров

И. Я. Яковлев - великий организатор

просвещения чувашских женщин

В дни 155-летия со дня рождения выдающегося чувашского просветителя Ивана Яковлевича Яковлева и 135-летия со времени открытия Симбирской чувашской школы общественность Чувашии и России торжественно и с благодарностью отмечает огромный вклад великого педагога в распространение грамотности среди населения и в подъеме всей чувашской культуру и просвещения. На наш взгляд, заслуживает особого рассмотрения деятельность И. Я. Яковлева как главного организатора просвещения чувашских женщин.

Проходят годы, но образ Ивана Яковлевича не тускнеет со временем. «В нем более ярко выступают перед новыми поколениями именно те черты, которые так созвучны и близки нашей эпохе. Это его искренняя любовь к родине, своему народу, стремление укреплять дружбу чувашского народа с народами нашей страны, беззаветное служение делу просвещения и подлинное педагогическое новаторство», – было сказано министром просвещения РСФСР на торжественном заседании Минпроса и АПН СССР в 1968 г.

Деятельность И. Я. Яковлева по просвещению родного народа проходила в условиях царского самодержавия. До октября 1917 года политика царизма придерживалась установки, которая в изречении начальника Симбирского 5-го жандармского корпуса изложена так: «Опыты всех времен доказывают, что легче управлять народом невежественным, нежели получившим хотя бы малейшее просвещение. На основании сего правила начальствующие над чувашами всеми силами способствуют дальнейшему распространению невежества». («Красный архив», 1938, № 2, с.91). В этих условиях Симбирская чувашская школа, открытая И. Я. Яковлевым в 1968 г., сыграла историческую роль в организации школьного дела в чувашском крае. До Октября 1917 года она являлась основным центром подготовки учителей, которые преданно трудились на ниве просвещения родного чувашского народа. И чем дальше отодвигаемся мы от этой эпохи, когда жил и творил И.Я.Яковлев, тем явственнее становится роль и значение гениального сына чувашского народа в национальном подъеме чувашей.

Отрадно, что учеными Чувашии издано немало монографических трудов о жизни и деятельности И. Я. Яковлева (Волков Г. Н., Краснов Н. Г., Кураков Л. П., Земляков А. Е., Маркелов И. А. и др.). Именем просветителя назван Чувашский государственный пединститут (ныне университет), в Чувашском университете им. И. Н. Ульянова открыт институт И. Я. Яковлева. Большую роль по пропаганде наследия И. Я. Яковлева проводит Чебоксарский институт экономики и менеджмента Санкт-Петербургского политехнического университета и ректор Савруков Н. Т. Проблемы женского образования в деятельности И. Я. Яковлева освещаются в научных статьях ученых-педагогов Харитонова В. Т., Филипповой Д. С. и др.

Оценивая вклад патриарха чувашского просвещения в организацию образования женского населения, нельзя не отметить, что И. Я. Яковлев весьма высоко ценил роль женщины как в обществе, так и в семье. «Женщины создают неуловимую атмосферу чувства, которыми дышат подрастающие поколения», – отмечал он. Будущий педагог, в 3-летнем возрасте оставшийся без матери, получивший домашнее воспитание в семьях Пахома Кириллова и Мушкеевых, не только дорожил семьей и семейными отношениями, но и в открытой им Симбирской школе за основу принял семейные взаимоотношения и поведения, подобные хорошей семье. Семью он считал царством любви и добра. «Мы живем счастьем семьи и своих детей», – писал Яковлев, рассказывая о своей семье, супруге Екатерине Алексеевне, о детях и внуках. По образцу Я. А. Коменского семейную школу он считал материнской школой. Материнской школе он отводил первенствующее место. «Женщина является первым проводником культурных начал в семье, сокровенные уголки народной жизни часто доступны только ей одной. Вместе с тем она является крепительницей лучших заветов и приобретений старины, нравственных сокровищ общежития, является силой сдерживающей, предостерегающей и оберегающей от часто ложных исканий», – отмечал педагог.

В связи с общими вопросами просвещения, формирования гармоничной личности И. Я. Яковлев ставил и решал и проблему женского образования. Он рассматривал женское образование в неразрывном единстве с просвещением мужской половины населения. По мнению педагога, просвещать женщин необходимо в интересах дальнейшего укрепления семьи, улучшения жизни народа. Только при условии равноправия женщин с мужчинами в образовании и обучении можно добиться того, что просвещение станет для чувашей делом семейным и общественным.

После обстоятельного разбора особенностей положения чувашских женщин И. Я. Яковлев приходит к заключению о необходимости помощи родному народу в борьбе с невежеством и неграмотностью чувашских девушек. Еще в 1870 году он поднял вопрос об организации женского образования в чувашском крае. Однако вплоть до 1888 года в чувашских селениях особые женские училища Министерством народного просвещения не открывались. За все время деятельности И. Я. Яковлев в качестве инспектора чувашских школ было открыто 5 специальных женских училищ. В связи с ростом влияния школы чувашские девочки стали учиться во всех типах школ вместе с мальчиками, но таких было очень мало. Так, в 1895 года на 400 тысяч женского населения в пределах Казанского учебного округа в 300 чувашских училищах обучалось не более 300-500 девочек, что составляло 0,1 % женского населения. Лишь в 1911 году, благодаря неутомимой деятельности И.Я.Яковлева, количество обучающихся девочек дошло до 5000.

Исходным пунктом женского образования И. Я. Яковлев считал подготовку учительниц из чувашей для обучения чувашских девочек. Наличие таких учительниц он считал важным фактором в деле распространения женского начального образования.

В 1978 году мечта И. Я. Яковлева об организации женского образования осуществилась: в сентябре в Симбирске открылось женское отделение при чувашской школе. За неимением специального помещения оно разместилось в доме Ивана Яковлевича. Девочки, будущие учительницы и культурные хозяйки, жили в одном доме с педагогом, двери квартиры которого для них всегда были открыты. Наставницей девочек, руководительницей женского отделения являлась Екатерина Алексеевна Яковлева.

Признавая, что женщины составляют половину населения, а также то, что женщина играет важнейшую роль в деле воспитания молодого поколения, И. Я. Яковлев давно вынашивал идею открытия специального женского училища. Еще в 1976 году, через год после возвращения из Казани с окончанием Казанского университета в Симбирск, он возбудил перед Казанским учебным округом ходатайство об открытии при Симбирской школе женского двухклассного училища с тем, чтобы окончившие таковые училища девушки могли бы занять должности учительниц в женских школах среди чуваш. Однако учебный округ и Министерство просвещения не пошли на это, лишь через год, когда слава о Симбирский школе широко распространилась среди чуваш, к И. Я. Яковлеву стали приходить девушки-чувашки с настойчивой просьбой учить их в школе, стала очевидной необходимость открытия женского отделения. Из разных уездов Казанской и Симбирской губерний в Симбирскую школу явилось 19 девушек, а то и прямо против их воли. И. Я. Яковлев писал: «Как и мужская школа, женское училище пошло первоначально на частный характер. Я поместил ее при своей квартире, а наблюдением за ней и преподаванием в ней заведовала моя жена (Е. А. Яковлева – Д. Е.). Дело женского образования, встреченное на первых порах чувашским населением несколько недоверчиво, быстро снискало себе самые горячие симпатии. Женская школа развивалась так успешно, что потребовалось расширить занимаемое ею помещение. (Научный архив ЧНИИ, инв. 184. л. 28 - 29). Женское отделение при Симбирской чувашской школе имело своей главной целью подготовку учительниц для сельских начальных школ, для женских училищ в особенности. И. Я. Яковлев и преподаватели этого учебного заведения имели в виду и просвещение чувашских женщин в широком смысле этого слова. «Открывая женское отделение, – читаем мы в отчете за 1881 г., - имел в виду постепенно образовать из него самостоятельное учебное заведение и расширять программу преподаваемых в нем предметов, дабы приготовить более или менее удовлетворительных учительниц для женских начальных школ и таким образом через них воздействовать на закостенелую в язычестве и частью в магометанстве женскую половину чуваш». Мы высоко ценим деятельность чувашского просветителя в женском образовании. Женское отделение Симбирской чувашской школы впоследствии было преобразовано в училище, где в течение 6 лет девушки учились согласно учебному плану, включая рукоделие и домоводство. В последний год обучения все девушки под руководством опытных учителей проходили педагогическую практику. В 1901 году женское училище было преобразовано в двухгодичные женские педагогические курсы, последние в свою очередь в 1912 году были преобразованы в трехгодичные педагогические курсы.

Представляют интерес данные о выпуске учителей – женщин. Как указывает профессор Н. Г. Краснов, с 1978 года женское образование в Симбирской чувашской школе развивалось в таких же масштабах, что и мужское. По количеству выпускников женская школа почти не уступала мужской, хотя она возникла позднее. За период с 1878 по 1892 годы окончили школу 110 девочек (по данным самого И. Я. Яковлева. - Д. Е.). По словам И. Я. Яковлева, тогдашние выпускницы женского отделения при Симбирской чувашской школе работали «... учительницами и помощниками учителей в сельских женских школах, частью в мужских и смешанных». Общая картина выпуска учителей-женщин представлена в следующей таблице:

Годы 1878-1892 1891 1893 1895 1897 1899 1901 1903
Выпущено 110 10 7 19 9 13 28 19
Годы 1905 1907 1909 1911 1912 1913 1914 1915 1916 1917
Выпущено 14 10 23 8 11 21 12 14 21 33

Всего с 1878 по 1917 годы окончили Симбирскую чувашскую школу 387 девушек.

Таким образом, великому организатору просвещения чувашских женщин И. Я. Яковлеву удалось образцово наладить подготовку квалифицированных учительниц, которые распространяли грамотность среди чувашского населения не только женского, но и мужского пола. Выпускницы Симбирской чувашской школы признавались лучшими, они охотно приглашались на работу в школы не только Симбирского и Казанского губерний, но и других.

Стараниями И. Я. Яковлева удалось добиться того, что Министерство просвещения России на содержание женского училища с 1881 года стало выделять ассигнования (1975 рублей в год). С 1890 года отпуск средств был прекращен, училище оказалось перед угрозой ликвидации, но энергичные меры инспектора чувашских школ дали возможность сохранить его. И. Я. Яковлев изыскал на содержание училища частные средства, а также вкладывал и личные сбережения. Со второй половины 1892 года по его ходатайству 2700 рублей ежегодно выделяло миссионерское общество. В 1908 году женское училище перешло в ведение Министерства просвещения и на его содержание средства ассигновались так же, как и на мужскую школу.

Неимоверные усилия чувашского просветителя по сохранению женского училища оправдывались его выпускницами. Многие из них стали известными и видными учителями и деятелями культуры. Среди них Варфоломеева А. Т., Токсина А. П., Ласточкина М. Д., Эсливанова К. Н., Золотова Р. Г., Николаева М. Н. и др. Симбирскую чувашскую школу окончила в 1909 году Марфа Дмитриевна Трубина, ставшая начинателем чувашской советской детской литературы, заслуженным учителем школы РСФСР и Чувашской АССР.

И. Я. Яковлев, Е. А. Яковлева, все преподаватели женского училища стремились не только дать ученицам надлежащую педагогическую подготовку, но и воспитать из них примерных жен и матерей. Женское училище жило дружной семьей. У этой семьи были отец и мать – И. Я. Яковлев и Е. А. Яковлева. «Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов и распрей, помните о великом завете Спасителя: любите ненавидящих вас, и твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения», - учил педагог чувашей. В Духовном завещании чувашскому народу он писал: «Берегите семью: в семье опора народа и государства. Семейные заветы были всегда крепки среди чуваш. Охраняйте же это сокровище. В семейном счастье – защита от жизненных испытаний. Крепкой и дружной семье не страшны внешние житейские невзгоды. Берегите целомудрие, бойтесь вина и соблазнов: если обережете семью, обережете детей и создадите крепкую опору для мирного и спокойного труда». (Г.Н.Волков. Судьба патриарха. Чебоксары, 1998. – С. 341-343).

Однако не везде по достоинству оценивалась деятельность И. Я. Яковлева по просвещению родного народа. В чувашском крае в разное время появлялись руководители и горе-ученые, которые только отрицательно оценивали его деятельность и философские взгляды, а тех. кто не соглашался с ними, обвиняли в национализме.

Мы рады, что наступило время справедливой и подлинной оценки патриарха чувашской культуры, 50 лет работавшего над национальным подъемом чуваш, внесшего большой вклад и в организацию просвещения чувашских женщин.


Егоров, Д. Е. И. Я. Яковлев – великий организатор просвещения чувашских женщин / Д. Е. Егоров // Дело его жизни. – Чебоксары, 2003. – С. 152–157.