Н. С. Сидоров

Гуманизм в педагогической теории и практике

И. Я. Яковлева

Идеи гуманизма в педагогической системе и личная гуманность И. Я. Яковлева вытекают из его страстной любви к родному народу, тесно переплетаясь с идеями демократизма и интернационализма. Искренне любя свой народ желая вывести его из нищеты и невежества, в течение своей жизни он сумел дать чувашскому народу письменность, литературный язык и подготовить более тысячи учителей для обучения грамоте. В народе Яковлева любовно называли «Иваном добрым», «Иваном строителем», ученики называли «Иваном, помнящим родство»1.

Деятельность И. Я. Яковлева по просвещению чувашей классик чувашской поэзии К. В. Иванов называет «доброй», а самого Ивана Яковлевича — «добрым чувашом». «Ничего — для себя и все — для народа», — таков был его основной девиз, которым он руководствовался в своей педагогической деятельности. В своих соратниках он также высоко ценил альтруистическое отношение к народу, считая его самым конкретным проявлением гуманизма. В одном из писем Н. И. Ильминскому И. Я. Яковлев очень тепло писал о своем друге и соратнике А. В. Рекееве, оставившем свою комфортабельную квартиру в Казани и уехавшем в деревню для просветительной работы среди чувашей. И. Я. Яковлев полагал, что его соратник, хотя и вынужден жить в сырой крестьянской избе, но зато может быть горд чувством исполненного гуманистического и патриотического долга перед родным народом.

Педагогическую деятельность И. Я. Яковлев начал с создания квартирной школы для мальчиков, которых он, будучи гимназистом, содержал на свои средства. Эти мальчики и положили начало чувашской школе. И. Я. Яковлев ни на минуту не забывал о своей Симбирской школе и в Казани, горел желанием помочь ей чем только возможно. В одном из писем А. В. Рекееву он писал: «Скажи мальчикам, что нет часа, чтобы я, если не сплю, не думал бы и не заботился бы о них»2.

Возвратившись в Симбирскую чувашскую школу после окончания университета, в беседе с воспитанниками он часто высказывал: «О любимый мой народ чувашский! Я вижу как ты низко, страшно низко стоишь, и я помогу тебе подняться»3. Эти слова являются перифразом слов Иоганна Генриха Песталоцци.

Симбирская чувашская учительская школа готовила в основном сельских учителей, а потому И. Я. Яковлев старался держать учащихся ближе к народному быту. Оценивая внутренний строй школы, И. Я. Яковлев писал: «Готовясь к скромному служению в убогой деревенской обстановке, в условиях патриархального народного быта, ученики школы, по мысли ее учредителя, должны воспитывать себя именно в простоте и скромности и ни в чем не позволять себе отступлений от бытовых традиций родного народа. Учредитель школы заботился о том, чтобы с внешней стороны все в его школе было удобно, здорово, сытно, тепло и сухо, но ничуть не роскошно, ничуть не комфортабельно.... Обращается внимание лишь на чистоту и опрятность костюма. Жизнь, близкая к природе и крестьянским традициям, благоприятно отзывалась и отзывается на физическом состоянии учащихся»4.

Когда мы внимательно рассматриваем отношение Ивана Яковлевича к делу обучения и воспитания в Симбирской чувашской школе, видим его огромную человеческую любовь к своим ученикам, сочетающуюся с конкретными требованиями, направленными на всестороннее развитие личности воспитанника. Бывший воспитанник Симбирской чувашской школы Н. Хаймуллин в своих воспоминаниях пишет: «Замечательный просветитель чувашского народа Иван Яковлевич Яковлев, как известно, по своему характеру был строг и требователен к себе и к учащимся своей школы.... Но в отношении к человеку, попавшему в беду, он проявлял большую сердечную теплоту и участливость. Это пришлось мне испытать на себе.

В марте 1914 года я в бытность свою воспитанником III класса школы тяжело заболел. Школьный врач Шостак прописал мне усиленное питание... И. Я. Яковлев в целях обеспечения более лучшими условиями питания и лечения распорядился отправить меня на школьную сельскохозяйственную ферму. Он приезжал на ферму и расспрашивал о моей болезни. Почтил меня приглашением на чаепитие... Это был очень добрый человек и ценил в человеке доброту превыше всего. «Доброта — главное в человеке, доброта и есть человечность», — говорил он5.

Связь с родным народом и верное служение ему И. Я. Яковлев рассматривал как лучшее проявление чувства гуманности. Первейшим и главнейшим гуманистическим и патриотическим долгом образованных чувашей он считал заботу о просвещении своих сородичей: «Обращаюсь к тем из вас, — писал он, — кому выпало счастье получить образование. Помните, что вы сами должны помогать своим бедным и обездоленным сородичам, не надеясь на то, что помощь к ним придет откуда-нибудь со стороны. Помните, что долг работать над просвещением чувашей лежит, прежде всего, на вас, на людях, которые вышли из их же среды». «Народ всегда и при всех условиях по достоинству оценивает добрую деятельность просветителей. Любовь народная вознаградит вас за то, что вы не забудете вашего долга перед своими... братьями»6.

Особое внимание И. Я. Яковлев уделял формированию человечных взаимоотношений между учащимися в школе. Он часто говорил своим воспитанникам: «В школьной жизни на учеников влияют успехи и неуспехи товарищей в учебе. Школьное товарищество содействует выработке характера и самообладания, ослабляет застенчивость, замкнутость, эгоистические наклонности, подготовляет к будущей общественной деятельности»7.

В своем «Духовном завещании» И. Я. Яковлев еще раз особо подчеркивает важность воспитания у молодежи чувства дружбы и братской солидарности и гуманного отношения в семейной жизни. Такую моральную черту, как дружба, взаимное уважение, он связывал с великодушием: «Будьте дружны между собой, избегайте мелких счетов, распрей..., твердо надейтесь на жизненную силу уступчивости и снисхождения»8.

Учащиеся Симбирской чувашской учительской школы жили на редкость дружно. Они заботились друг о друге, помогали друг другу в учебе, труде и в повседневной жизни. Ярко проявились их гуманные отношения в трудных условиях общественной жизни. Во время империалистической войны многие учащиеся-мальчики старших классов изъявили желание идти добровольцами на войну. Исключительную заботу проявили воспитанники о своих товарищах, уходящих на фронт. И. Я. Яковлев писал: «26 сентября (1915 — Н. С.) начались приготовления к проводам добровольцев из школы. Товарищи собрали между собой 315 рублей.... Воспитанницы женского училища и слушательницы педагогических курсов сшили им теплые куртки, белье, кисеты, связали по две пары чулок из простой русской шерсти и по две пары носков из английской шерсти, по две пары перчаток и шарфы»9.

Иван Яковлевич, хорошо зная, что телесные наказания ожесточают детей и являются препятствием в формировании гуманных взаимоотношений в детском коллективе, был непримиримым противником угроз и телесных наказаний в воспитании. «Помню, — писал он, — какое тяжелое впечатление на меня, ребенка, наблюдавшего такие сцены, производила подобная расправа — право человека сечь по своему усмотрению другого человека»10.

В отличие от других учебных заведений того времени Симбирская чувашская школа не применяла наказаний. Чем же поддерживалась дисциплина в школе? Она поддерживалась «всем духом учебного заведения, серьезным и деловым отношением к школьной жизни как учащих, так и самих учащихся», а так же авторитетом руководителя школы, ставшим очень популярным среди чувашского населения. Единственной мерой наказания учащихся — увольнением из школы — пользовались только в крайних случаях... Но такие случаи были сравнительно редкими»11.

Оценивая организацию жизни школы, поведение своих воспитанников, И. Я. Яковлев в отчете за 1881 — 1882 учебный год писал: «Поведение воспитанников и воспитанниц Симбирской центральной чувашской школы безукоризненно, проступков, выходящих из пределов детской шалости, не только в отчетном, но и предыдущие годы не было, не приходилось употреблять мер наказания. В школе все естественно, строй ее основан на простых семейных началах»12.

И. Я. Яковлев проявлял исключительную заботу о быте и здоровье своих воспитанников. Заботу о здоровье воспитанников и их санитарное просвещение осуществлял на основе глубокого знания медицины. Стремясь быть в курсе современных ему достижений медицины, он вступил в Симбирское отделение Пироговского общества врачей и лично занимался переводом медицинских брошюр на чувашский язык.

Воспитанница школы У. Д. Шумилова в своих воспоминаниях пишет: «И. Я. Яковлев старался, чтобы мы как можно больше пользовались чистым воздухом. Постоянно следил за здоровьем учащихся. Воспитанникам со слабым здоровьем доставлялась с бойни кровь, а в необходимых случаях семья Ивана Яковлевича увозила их с собой в лес, на дачу на время летних каникул»13.

О доброжелательном, заботливом и чутком отношении к своим воспитанникам со стороны И. Я. Яковлева пишут бывшие его воспитанники И. Т. Трофимов, Ф. М. Михайлова, Н. С. Сергеев, И. А. Афанасьева и многие другие.

Педагогические заповеди гуманизма Иван Яковлевич излагал и внушал своим воспитанникам на занятиях по педагогике и в личных беседах с ними. Мы приводим из них некоторые:

«Спешите делать добро! И будьте добрыми. Доброта — основное человеческое качество. Доброта и есть человечность.

Будущему учителю следует предоставлять широкие возможности повседневного общения с детьми.

Делайте все примите все меры к тому, чтобы ученик верил в свои собственные силы. Наоборот, избегайте всего того, что может подорвать в ученике его веру в свои силы.

Не презирайте первоклассников, они тоже в свое время будут второклассниками, как и вы.

Высокомерие бьет не только по другим, но иногда по самому лицу высокомерного.

Обучение, которое не опирается на радость познания, не может быть успешным. Радость познания и вера ученика в свои силы способствуют успеху в обучении.

Часто ребенок проявляет разумную активность. В подобных случаях родителям надо поощрять ребенка, а не подавлять проявленную ребенком активность, как делают иногда неразумные, нетерпеливые матери.

Веселый ребенок, полный радостью бытия, учится в большинстве случаев успешно. Помните это и сделайте соответствующие практические выводы!»14.

Используя гуманистические идеи Я. А. Коменского. Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, Я. С. Гогебашвили, И. Я. Яковлев на занятиях по педагогике обращал постоянное внимание на необходимость уважительного отношения к личности школьника.

При прохождении раздела педагогики «Поощрение и наказание» Иван Яковлевич говорил: «Надо помнить, что ученик ваш вырастет и может в жизни стать рядом с вами, и если вы к нему были несправедливы, вам будет стыдно»15. Чувство личного достоинства И. Я. Яковлев считал гуманным качеством личности и советовал своим воспитанникам развивать это чувство у себя и учил тому, как формировать ее у своих будущих учащихся. Он утверждал: «Человек, не уважающий себя, не может быть подлинным патриотом и гуманистом. Нужно любить свой народ, свой язык и хорошо знать русский язык. Нельзя уважать того, кто сам себя не уважает. Это одинаково справедливо как для отдельной личности, так и для целого народа»16. По мнению И. Я. Яковлева, человек, лишенный национального чувства, в конечном счете бывает лишен и чувства человеческого достоинства. Развивая в своих воспитанниках чувство личного и национального достоинства, И. Я. Яковлев в то же время относился нетерпимо к малейшим проявлениям самодовольства и высокомерия.

Ценность гуманизма в педагогической системе И. Я. Яковлева в том, что он умел разумно сочетать доброту с требовательностью и непримиримостью к отрицательным фактам в окружающей жизни. И. Я. Яковлев был убежден, что гуманность проявляется в конкретных делах во имя счастья людей, следовательно, она не мыслима без непримиримой борьбы со злом. А. И. Яковлев, описывая отношение своего отца к людям, подчеркивал: «Суждения И. Я. всегда были проницательны, ясны, учитывали характер человека, данные житейские обстоятельства, были тверды, последовательны, всегда благородны, призывали к снисходительности, гуманности, миролюбию, справедливости и терпению, но иногда и к резкому протесту»17.

Борясь за торжество добра, за просвещение и счастье родного народа, Ивану Яковлевичу приходилось постоянно бороться с антигуманностью: с унижением и оскорблением нации, с ложным обвинением в сепаратизме и многократными попытками закрыть Симбирскую чувашскую школу со стороны царских сановников. Представляет интерес и ярко характеризует непримиримость И. Я. Яковлева к фактам оскорбления своей нации следующее воспоминание А. И. Яковлева: «На совещании в Петербурге, на которое И. Я. был вызван министерством в качестве эксперта, один высокопоставленный сановник позволил себе иронически заметить: «Что же можно выразить на чувашском языке? У чуваш, наверное, и слов-то нужных нет!». На это И. Я. ответил: «Если, ваше высокопревосходительство, у человека нет ни мыслей, ни чувств, ни достаточного знания предмета, то и на богатом словами языке он ничего разумного не сможет высказать. Но если у бедного народа, высокомерно считаемого диким, есть мысли, чувства, совесть и разум, то поверьте, он сумеет найти и нужные слова для их выражения».

Петербургское превосходительство не нашло, что ответить, и должно, было принять полученный от скромного инспектора какой-то Симбирской чувашской школы урок, как заслуженный, хотя, вероятно, мало для звездоносца полезный в будущем18.

И. Я. Яковлев в практической учебно-воспитательной работе строго соблюдал свои определенные условия: «Добро учащимся делать разумно и дискретно, строго следя за тем, отплачивает ли ученик добром за добро». Воспитывая своих учащихся в духе высокой человечности, И. Я. Яковлев наставлял их быть правдивыми и честными. В «Духовном завещании» он призывал: «Бойтесь путей кривых и обходных: успехи, достигнутые нечестными средствами, — успехи непрочные и временные»19.

Показательно то, что И. Я. Яковлев многие моральные черты рассматривал в тесной взаимосвязи. Он полагал, что воспитание гуманных качеств личности у школьников следует формировать в общей системе нравственного воспитания. При этом он особое внимание обращал на развитие гуманных чувств и убеждений в процессе трудовой деятельности воспитанников. Он говорил: «Необходимо научиться трудиться на благо и счастье народа», «Своим трудом уметь приносить счастье и радость людям».

Любил Иван Яковлевич беседовать со своими воспитанниками в свободное от занятий время, особенно с учащимися выпускных классов. В своих беседах он им давал советы, как держать себя, будучи учителем в деревне, как относиться к родителям учащихся, построить свою личную жизнь, как выбрать жену и какие взаимоотношения должны быть между мужем и женой, как воспитывать детей. Большое воспитательное влияние имело на учащихся доброжелательное отношение Ивана Яковлевича к родителям воспитанников и крестьянам-ходокам, приходившим к нему. «Приезжает в Симбирск крестьянин по какому-нибудь делу судебному, торговому или же просто на базар и вместо того, чтобы остановиться на постоялом дворе, едет прямо в чувашскую школу, останавливается со своими розвальнями или санями на большом школьном дворе, иногда и ночует в школе же... Если у приезжего крестьянина учится в школе сын или дочь, то он всегда во внеучебное время может пройти в класс, в столовую и непосредственно видеть, как живут и учатся его дети. Для него всегда открыт и кабинет учредителя школы, который никогда не отказывает своим сородичам ни в совете, ни в указании, ни в материальной помощи20.

Гуманный и народный характер носила общественная деятельность Ивана Яковлевича. Во время первой мировой войны он большую помощь оказывал семьям погибших воинов. Неоднократно обращался в вышестоящие инстанции с просьбой разрешить открыть приют для инвалидов и детей сирот в селе Айбеси Симбирской губернии.

С воспитанниками школы часто проводились беседы о положительных и отрицательных сторонах национального характера чувашей. Он говорил: «В характере чуваш есть много симпатичного, но у них иногда не хватает той энергии, того широкого, удалого размаха, той мощи духа, того творчества, какие встречаются зачастую у русских...», «У чуваш есть много хорошего, чему можно бы научиться. Например, у них замечается какая-то особенная, бог весть откуда дошедшая до них, деликатность во взаимных отношениях. Чуваши избегают сказать кому-либо грубость, что-либо обидное, унижающее, оскорбительное»21.

Особенно высоко ценил в чувашах И. Я. Яковлев целомудрие в отношениях между мужчиной и женщиной.

В преподавателях И. Я. Яковлев ценил демократизм и гуманизм, на работу учителями в Симбирскую чувашскую школу брал людей, шедших туда по убеждению, готовых посвятить все свои знания и силы делу национального подъема чувашей.

И. Я. Яковлев считал, что доброту и сердечность, уважение к людям, трудолюбие и другие гуманные качества личности надо воспитывать с малолетства. Очень ярко мы видим это при анализе букваря для чувашей, который был переиздан десятки раз, а также при знакомстве с его рассказами, написанными для детей. Тексты для чтения в «Букваре для чуваш» содержат нравственно-религиозные наставления. Мы отрицательно относимся к религиозным наставлениям, но одновременно не можем не дать заслуженную оценку нравственной их части, которая проникнута идеей воспитания детей в духе высокой человечности.

Без преувеличения можно сказать, что текст «Увещевания» («Ўкĕт»), помещенный в «Букваре для чуваш» (Симбирск, 189S), является программой воспитания гуманности у детей: «Будь человеком честным, целомудренным, добрым... Старцев, всех людей старше себя почитай, не задирай голову перед ровесниками; со всеми, кто тебя младше, будь приветлив и сердечен... Изо всех сил старайся делать людям добро. Со всеми живи честно, ни с кем не враждуй. Не то, чтобы делать дурное дело, даже в разговоре слов дурных не употребляй. Не перебивай старцев, вступая в их беседу, слушай их стоя и ни слова не произноси... Никогда не лги. Не будь ленив, будь трудолюбив». Далее он продолжает: «Язык свой и уста свои останавливай, не допуская произношения ни дурного слова, ни лжи. Избегай всего дурного, старайся делать доброе дело. Встречая людей, старайся им говорить добрые ласковые слова. Человека несведущего учи, человека в горе утешай. Если будешь жить сообразно с этими поучениями, ты станешь добрым и хорошим человеком; человека люби так же, как любишь самого себя. Живите, слушаясь своих учителей, им подчиняйтесь во всем. Не смейся над старыми людьми: и нам самим суждено состариться. Когда войдет старый, седовласый человек, встань на ноги и в знак почтения уступи ему место. Старому человеку не говори неласковых слов, резкостей; молодых учи так же, как учишь своих братьев и сестер; со старухами беседуй как со своей родной матерью Ненавидящий своих родных подобен убийце. Почитающий отца и мать и сам заслужит добро от собственных детей».

По форме все это напоминает церковную проповедь, по существу же содержит общечеловеческие моральные идеалы трудящихся, опирающиеся на многовековые народные традиции.

Считая, что в труде формируются многие моральные черты, И. Я. Яковлев одновременно и само трудолюбие связывал с идеей гуманности, поощряя аккуратность в труде и в отношении к людям (рассказ «В страду»), рассудительное и сознательное отношение к труду (рассказы «Нужда», «Яловая корова» и др.), умение трудиться (рассказ «Вязанье чулок»), нетерпимость к бездеятельности, которая никогда ничем не может быть оправдана (рассказ «Дележ»), уважение к труду других и подчинение требованиям старших, более опытных в труде (рассказ «Федор»). Воспитание честности и правдивости раскрывается в рассказе «Лгун», который он заключает угрозой в адрес лживых: «Правду говорят старики: раз обманешь, другой, а на третий — заплачешь».

И. Я. Яковлев во многих своих произведениях для детей ставил задачу формирования у них вежливости в обращениях к старшим в сочетании со скромностью (рассказ «Сват»), доброжелательности, умения подчинять свои желания интересам окружающих людей, уступчивости, отсутствия зависти (рассказы «Спор», «Каприз») и др.

В рассказе «Мое раскаяние» И. Я. Яковлев подчеркивает важность дружеских взаимоотношений между детьми, проповедует коллективизм. Рассказ завершается вопросом-призывом, заимствованным из народной песни: «И многое кончится, и малого хватит, но что же может быть лучше совместной и дружеской жизни?».

Воспитанники Симбирской чувашской школы в большинстве своем, став учителями чувашских сельских школ, проявляли свои добрые чувства и убеждения на деле: в отношениях к своим ученикам и их родителям, в развитии гуманных традиций народа и в подъеме общей и национальной культуры чувашей.

Великие идеи гуманизма, звучащие в произведениях чувашских писателей и поэтов, мы с уверенностью можем сказать, исходят из гуманизма И. Я. Яковлева, из гуманного и демократического стиля и тона жизни Симбирской чувашской школы. Классик чувашской поэзии, ученик И. Я. Яковлева Константин Иванов провозгласил: «Нет сильнее человека во вселенной никого!». Его поэма «Нарспи» с начала до конца пронизана светлой верой в человека и любовью к нему.

Поэт-революционер Таэр Тимки, погибший от рук царских палачей, писал о грядущем торжестве добра над злом, о будущем счастье людей труда.

Идеями истинного человеколюбия проникнута поэма Семена Эльгера «Под гнетом», во многих отношениях развивающая и продолжающая традиции И. Я. Яковлева. Большое значение в воспитании добрых человеческих отношений у современной молодежи имеют произведения народных поэтов Чувашии Педера Хузангая, Якова Ухсая, писателей Федора Уяра, Николая Ильбека, Н. Мранька и многих других.

Идеи общечеловеческого гуманизма, имевшие место в педагогической системе И. Я. Яковлева, получили дальнейшее развитие в современной педагогике и школе.


Сидоров, Н. С. Гуманизм в педагогической теории и практике И. Я. Яковлева / Н. С. Сидоров // И. Я. Яковлев и его школа : уч. зап. / Чуваш. гос. пед. ин-т им. И. Я. Яковлева. - Вып. XXXIII. – Чебоксары, 1971. – С. 130 – 139.



1 См. газету «Советская Россия» от 21 ноября  1968 года.

2 И. Я. Яковлев. Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш. Чувашкнигоиздат, Чебоксары, 1959, стр. 37.

3 Г. Н. Волков. Педагогические заповеди И. Я. Яковлева. Педагогические семинары. Чебоксары, Чувашкнигоиздат, 1965, стр. 46.

4 «На память о сорокалетии Симбирской чувашской школы (28 октября 1866 - 1908 гг.). Симбирск, стр. 8 - 9.

5 Отдел рукописей музея И. Я. Яковлева в ЧГПИ. Материалы воспоминаний об И. Я. Яковлеве, папка № 2.

6 Отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, ф. 361, папка 5.

7 Фонд рукописей музея И. Я. Яковлева в ЧГПИ. Материалы воспоминаний об И. Я. Яковлеве, папка 2.

8 Отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, ф. 361, папка 5.

9 И. Я. Яковлев. Война и чувашская школа в Симбирске. Симбирск, 1915. стр. 24.

10 Архив Научно-исследовательского института при Совете Министров Чувашской АССР. И. Я Яковлев. Сочинения, т. III, рукопись, стр. 307.

11 И. Я. Яковлев. Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш. Чебоксары, Чувашгосиздат, 1959, стр. 70.

12 ЦГА Чувашской АССР, фонд 207, дело 78.

13 Фонд рукописей музея И. Я. Яковлева в ЧГПИ. Материалы воспоминаний об И. Я. Яковлеве, папка № 2.

14 «И. Я. Яковлев в воспоминаниях современников». Чебоксары, 1969, стр. 99 — 105.

15 Фонд рукописей музея И. Я. Яковлева в Чувашском государственном педагогическом институте. Материалы воспоминаний об И. Я. Яковлеве, папка № 2.

16 Там же.

17 А. И. Яковлев. Иван Яковлевич Яковлев (1848 — 1930). Чебоксары, Чувашгосиздат, 1958, стр. 113.

18 А. И. Яковлев. Иван Яковлевич Яковлев (1848 — 1930), Чебоксары, 1958, стр. 113 — 114.

19 Отдел рукописей Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина, ф. 361, папка 5.

20 «На память о сорокалетии Симбирской чувашской школы (28 октября 1868 – 1908 гг.)». Симбирск, 1910, стр. 9.

21 Архив Научно-исследовательского института при Совете Министров Чувашской АССР. И. Я. Яковлев. Сочинения, том III, рукопись, стр. 67.