Т. С. Гаранина, К. В. Николаева

Роль И. Я. Яковлева в становлении Симбирской чувашской учительской школы

Данная работа посвящена выдающемуся чувашскому педагогу-просветителю Ивану Яковлевичу Яковлеву, человеку энциклопедически образованному, теоретику и практику начального обучения в национальных школах, который сыграл огромную роль в становлении Симбирской чувашской учительской школы. Тема актуальна в связи с тем, что университет носит имя И. Я. Яковлева.

И. Я. Яковлев был поборником дружбы между русским и чувашским народами, своей деятельностью способствовал приобщению чувашей к передовой русской культуре. В системе обучения И. Я. Яковлева большое внимание уделяется трудовому, физическому и эстетическому воспитанию детей. И. Я. Яковлев не только инспектировал, но и открывал новые школы. Самой большой заслугой стало открытие Симбирской чувашской учительской школы.

Автор ставит перед собой цель выявить роль И. Я. Яковлева в становлении Симбирской чувашской учительской школы. Достижение этой цели возможно путем решения следующих задач, которые необходимы для освещения данной темы:

1) И.Я. Яковлев – основатель Симбирской чувашской учительской школы;

2) этапы развития Симбирской чувашской учительской школы;

3) преобразование Симбирской чувашской школы в центральную и учительскую.

Источниковедческую базу исследования составили документы, извлеченные из фонда ГИА Чувашской Республики и Национального архива Татарстана, а также монографий Н. Г. Краснова «Выдающийся чувашский педагог-просветитель», «И. Я. Яковлев».

Симбирская чувашская учительская школа явилась первой национальной школой в истории чувашского народа, которая призвана была сохранить его самобытную культуру и родной язык в условиях царизма. А. В. Луначарский назвал ее «источником возрождения всей чувашской культуры». Здесь зародилась национальная письменность, появился первый букварь и закладывались основы литературного языка. Она стала центром сближения с русским народом, приобщения к его великой культуре, укрепления дружбы между народами Поволжья.

Школа И. Я. Яковлева как по возникновению, так и по развитию и назначению не была обычной в современном понимании. Её путь был сложен и тернист. Но её основатель и руководитель И. Я. Яковлев благодаря огромной помощи передовых русских педагогов своего времени, прежде всего, И. Н. Ульянова, сумел отстоять её существование, и она подготовила более тысячи народных учителей, которые несли массам трудящихся свет знаний.

Школа возникла и развивалась в центре одной из крупных многонациональных губерний России – Симбирске. Здесь издавна бок о бок жили чуваши, мордва, татары, русские и др. народы. В конце 60-х годов XIX века чувашских селений в губернии насчитывалось 305, в них проживало около 100 тысяч человек. В течение трёхсот лет со времени присоединения Казанского края к Русскому Государству вплоть до конца 60-х годов XIX в. в Симбирской губернии не существовало ни одной светской «инородческой» школы. Первой стала школа, основанная для нужд самого народа и выходцем из народа, И.Я. Яковлевым.

О причинах, побудивших организовать её, И.Я. Яковлев писал: «Всем известно, что в нашей губернии живет значительное число чуваш, в особенности в северной её части, но не многие знают их быт, их религию и их отношение к русскому народу. Желая помочь сородичам, И.Я. Яковлев выбрал верный жизненный путь – путь служения интересам трудового народа. Этот путь он видел в просвещении народа, в освобождении его от пут темноты и невежества.

Пользуясь поддержкой общественности, И.Я. Яковлев предпринимал все от него зависящее, чтобы всемерно расширять число учащихся. Министерство народного просвещения выделило средства с целью превратить школу в миссионерский центр. Необеспеченность ее вынуждала И. Я. Яковлева воспользоваться этой уступкой властей.

Симбирская чувашская учительская школа по прилежанию и успеваемости учащихся, по соединению обучения с производственным трудом занимав одно из первых мест в Казанском учебном округе. Не случайно попечитель округа не только разрешил, но и выделил 450 рублей на поездку учителей и учащихся в Нижний Новгород на Всероссийскую художественно-промышленную выставку в 1896 году. Всероссийская художественно-промышленная выставка в Нижнем Новгороде присудила чувашской учительской школе золотую медаль за представленные экспонаты, а за многолетнюю успешную деятельность «по распространению просвещения между инородцами Казанского учебного округа награждена дипломом 1 разряда». В отчете выставки давалась высокая оценка работам воспитанниц школы по рукоделию.

Из всех «инородческих» учительских школ и семинарий России такой диплом получила лишь Симбирская учительская школа.

В декабре 1870 года в своей докладной записке на имя попечителя Казанского учебного округа И. Я. Яковлев указал на необходимость просвещения чувашских женщин, на организацию для них особых школ. И. Я. Яковлеву было предложено подыскать для женского училища такое место, которое бы по своему расположению находилось в центре чувашского края.

О факте открытия женского училища при Симбирской чувашской школе И.Я. Яковлев уведомил учебный округ 29 сентября 1878 г. «В текущем сентябре в Симбирскую чувашскую школу поступило 11 девочек из Казанской и Симбирской губерний. Число поступающих постоянно растет, для них приготовлена особая комната. Все расходы впредь до открытия женской чувашской школы в Симбирске приняты мною на собственные средства» [2].

Так при Симбирской школе возникло женское отделение. Заведование им И. Я. Яковлев поручил своей жене Е. А. Яковлевой, приемной дочери Н. И. Ильминского. Женское отделение содержалось на его личные средства вплоть до 1881 г. В нём готовились учительницы для чувашских школ.

В том же 1878 г. при Симбирской центральной чувашской школе И. Я. Яковлев организовал мужское начальное училище, выделив младший класс в отдельное учебное заведение. Оно должно было стать как бы приготовительной школой для поступления в центральную и базой, где будущие учителя пройдут педагогическую практику. В 1879 году центральную школу окончило 16 учащихся.

Об открытии мужского училища Яковлев сообщил попечителю округа только через год, 30 декабря 1879 г.: «В сентябре 1878 г. при Симбирской чувашской школе было открыто начальное народное училище с тремя отделениями. В 1878/79 учебном году в нём обучалось 35 учащихся, а в текущем учится 17. Все содержатся на частные средства».

Следующий этап в развитии школы И. Я. Яковлева неразрывно связан с расширением сети сельских «инородческих» училищ и организацией педагогического центра – Симбирской центральной, а затем учительской школы.

После неоднократных ходатайств И. Я. Яковлева Министерство народного просвещения лишь в 1890 г. разрешило преобразовать центральную чувашскую школу в учительскую.

Программа Симбирской чувашской учительской школы отличалась от программы центральной школы своим русификаторским направлением. В неё не входили такие важные предметы, как психология, педагогика, история изучалась только русская, всеобщая не изучалась, изучение чувашского языка в программе не предусматривалось. Все же она по сравнению с четырёхлетней центральной школой явилась шагом вперёд. Уровень подготовки в ней учителей был не ниже, чем в семинарии, в которой обучались три года. С 1890 г. второй класс учительской школы соответствовал первому классу семинарии, а общий срок обучения составлял 6 лет. С этого класса, по словам И.Я. Яковлева, начинается выполнение программ учительских семинарий.

В результате исследования установлено, что в системе обучения И. Я. Яковлева большое внимание уделяется трудовому, физическому и эстетическому воспитанию детей. И. Я. Яковлев не только инспектировал, но и открывал новые школы. Самой большой заслугой стало открытие Симбирской чувашской учительской школы, первой национальной школы в истории чувашского народа, которая призвана была сохранить его самобытную культуру и родной язык в условиях царизма. Именно здесь зародилась национальная письменность, появился первый букварь, и закладывались основы литературного языка.

Гаранина, Т. С. Роль И. Я. Яковлева в становлении Симбирской чувашской учительской школы / Т. С. Гаранина, К. В. Николаева // Науч.-информ. вестн. докторантов, аспирантов, студентов. - Том 2, № 1 (5). – Чебоксары, 2005. – – С. 27-29.