Д. С. Филиппова

Роль И. Я. Яковлева и Симбирской учительской школы в просвещении чувашских женщин

Теперь, на 52-м году Советской власти, нашей молодежи, может быть, покажется не очень значительным, что до Великой Октябрьской социалистической революции Симбирская чувашская учительская школа в течение 40 лет подготовила 307, а вместе с курсами — более 500 учительниц для работы в чувашских школах, тогда как ныне ежегодно тысячи и тысячи чувашских девочек садятся за школьные парты, а из Канашского педучилища, Чувашского пединститута им. И. Я. Яковлева, Чувашского государственного университета им. И. Н. Ульянова выпускаются для работы в школе сотни молодых специалистов. В 1967/68 уч. г. в школах Чувашии работало 9583 учительницы. Сколько же их было раньше? «На 1 января 1875 г., — читаем в книге М. П. Макарова «Илья Николаевич Ульянов и просвещение чуваш», — в Ядринском, Цивильском, Чебоксарском, Козьмодемьянском уездах работало 66 учителей, 16 учительниц, 62 законоучителя». Из 16 учительниц 1 окончила сельское училище, 12 имели домашнее образование, 3 не окончили курса гимназии1. Видимо, все они были русские, ибо И. Я. Яковлев в своей докладной попечителю Казанского учебного округа 15 февраля 1878 г., мотивируя открытие двухклассного училища в Симбирске, пишет, что на первых порах невозможно найти из чувашских женщин настолько развитых и образованных, чтобы могли самостоятельно вести обучение и вообще управление в этом двухклассном училище. Об этом же он писал чуть раньше, в 1875 г.: «Если в настоящее время обучаются в некоторых школах девочки, но безуспешно. Особых женских чувашских школ весьма мало, а главное — нет чувашских девиц, подготовленных к делу обучения даже начальному»2. И. Я. Яковлев считает необходимым организовать подготовку чувашских учительниц.

М. П. Макаров приводит документы, показывающие, что об этом же заботился инспектор народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянов. Еще в 1870 г. он ходатайствует об открытии школ для девочек-чувашек в Старых Алгашах и Средних Гимерсянах3. Свое ходатайство об увеличении средств на содержание Симбирской чувашской школы, направленное 5 октября 1872 г. попечителю Казанского учебного округа, И. Н. Ульянов мотивировал тем, что «...имеется в виду увеличить число мальчиков до 50 и, сверх того, завести еще женскую школу...»4. В 1875 г. он настаивал на том, чтобы в двуклассных училищах разрешалось обучать девочек до 15 лет, а не ограничивать право обучения их 12-ю годами, как до этого было установлено.

Открытие И. Я. Яковлевым в 1878 г. при Симбирской чувашской школе женского отделения, которое в 1890 г. было преобразовано в женское училище, можно считать началом женского образования в чувашских районах России.

Средств на содержание вновь открытого учебного заведения казна не отпускала, поэтому первые годы — с 1878 по 1881 гг. — женское отделение содержалось исключительно на личные средства И. Я. Яковлева. С января 1881 г. по 1890 г. на женское отделение было назначено ежегодное ассигнование от Министерства народного просвещения в сумме 1925 руб.

Предметы обучения в женском отделении были те же и в том же объеме, как и в начальных мужских училищах. Первоначально отделение состояло из двух групп, с 1881 по 1890 гг.— из трех групп с курсом двухклассных училищ. С 1878 по 1895 гг. окончили курс обучения 122 девочки5.

Главной целью обучения девочек в Симбирской школе являлась подготовка учительниц для сельских чувашских начальных школ, для женских училищ в особенности. Но указание лишь на эту цель было бы неправильным. И. Я. Яковлев и преподаватели школы имели в виду просвещение чувашских женщин в широком смысле этого слова.

Открывая женское отделение, — читаем мы в отчете И. Я. Яковлева за 1881 г., — я имел в виду постепенно образовать из него самостоятельное учебное заведение и расширить программу преподаваемых в нем предметов, дабы приготовить более или менее удовлетворительных учительниц для женских начальных школ и таким образом через них воздействовать на закоснелую в язычестве и частью в магометанстве женскую половину чуваш»6.

Царское самодержавие стремилось к осуществлению христианского воспитания во всех школах, и уйти от этого чувашская женская школа не могла, и без указания на него И. Я. Яковлев не смог бы ее продержать. Нам ценна прогрессивная сторона деятельности И. Я. Яковлева в женском образовании — это обучение девочек наравне с мальчиками, стремление поднять общую культуру чувашских женщин, улучшить их положение. В этих же целях Симбирской переводческой комиссией, руководимой И. Я. Яковлевым, выпускались книги, предназначенные помогать женщинам в уходе за детьми, в борьбе с болезнями — трахомой, холерой, оспой и др.

Как инспектор чувашских школ Казанского учебного округа, И. Я. Яковлев много работал по открытию женских училищ.

В 1895 г. в докладной записке попечителю Казанского учебного округа он дает характеристику состояния образования чувашских девочек: «На 400 тысяч женского населения в настоящее время во всех 300 чувашских училищах обучается не более 300—500 девочек, или в среднем 400, что, следовательно, составляет 0,1% всего женского населения»7. И. Я. Яковлев сетует на то, что много девочек не заканчивает обучение. Главными причинами этого он считает условия школьного обучения, то, что в мужских училищах почти нет учительниц, и то, что совместное обучение девочек с мальчиками стесняет их, как людей разного пола.

За время работы И. Я. Яковлева в качестве инспектора чувашских школ было открыто 5 специальных женских училищ Министерства народного просвещения, из них два — двухклассных. В связи с ростом влияния школы на население чувашские девочки стали учиться во всех типах школ вместе с мальчиками. Если в 1894 г. на 400 тыс. женского населения в пределах Казанского учебного округа училось не более 600 девочек, то в 1911 г. уже училось более 5500 девочек. В этом, конечно, сказалась работа Симбирского женского училища и неутомимая деятельность И. Я. Яковлева и других преподавателей.

Симбирской чувашской учительской школой были выработаны и осуществлялись передовые для того времени принципы и методы воспитания девочек. Это, в первую очередь, обучение их наравне с мальчиками. Демократичным является и то, что в школу принимались в основном девочки из бедных трудовых семей, отчасти и сироты. И. Я. Яковлев, бывая в школах, замечал прилежных учениц и приглашал их к себе учиться, а также просил присылать на экзамены наилучших.

В женском училище при Симбирской школе преподавались, кроме предметов религиозного характера, арифметика, русский и церковнославянский языки, методические указания по преподаванию русского языка и арифметики, основы педагогики, краткие сведения из географии, русской истории и геометрии, необходимые сведения по естествознанию, чистописание, рисование. Кроме этого, воспитанницы приучались к домоводству. В последний год обучения в чувашском начальном училище проводились практические занятия под руководством Федора Тимофеевича Тимофеева и др.

Воспитание в труде являлось главным в системе работы Симбирской школы. Девочки обслуживали себя сами, приучались к чистоте, аккуратности и опрятности, участвовали в сельскохозяйственных работах, учились выращивать новые для чуваш культуры, сажать плодовые деревья и ухаживать за ними.

И. Я. Яковлев придавал большое значение обучению девочек домоводству, вязанию, кройке и шитью и др. По этому поводу он писал, что воспитание девочек должно быть сообразно с запросами чувашского населения, должно быть направлено к искоренению недостатков быта чувашских женщин, чтобы они по выходе из училища являлись надежными руководительницами женского населения и благодетельно влияли бы на него.

Как вспоминают А. Т. Варфоломеева и другие воспитанницы школы, в I и II классах девочек учили вязать на спицах и крючком, а на педагогических курсах — кроить и шить детское, женское и мужское белье, платья и рубашки. Вязанию обучала Екатерина Алексеевна Яковлева, супруга И. Я. Яковлева, а кройку и шитье преподавали приглашенные специалисты. Заменяя девушкам мать, Екатерина Алексеевна вела большую воспитательную работу, обучала домоводству. Русская женщина, более 44 лет проработав рука об руку с мужем, она сделала очень многое для обучения чувашских девушек.

Воспитание в коллективе являлось также одной из важных сторон в системе работы школы. «Наша школа представляла из себя большую семью, во главе которой стоял И. Я. Яковлев, — вспоминает А. Т. Варфоломеева. — В эту семью мы вступали со дня завершения приемных экзаменов. Чтобы приучить жить в школьной большой семье, новичков прикрепляли к воспитанницам педагогических курсов. Они, как старшие сестры в семье, учили младших... Старшие воспитанницы передавали новичкам то лучшее, что закреплялось десятилетиями в жизни школы»8.

Нельзя представлять женскую школу отдельно от мужской. Здесь преподавали те же учителя, что и в мужской школе, и обе школы представляли собой единый коллектив будущих учителей. Как известно, в 1907 г. к забастовке учащихся 1-го курса присоединились и воспитанницы женской школы, которые сшили красный флаг.

В организации учебно-воспитательной работы в женском училище, как и в мужском, большое место отводилось практическому овладению основами наук. Так, напр., в обучении русскому языку большое место отводилось разговорной практике. Выразительное чтение, инсценирование, изложения и сочинения, перевод с русского на чувашский и наоборот, работа по картинкам и т. д. помогали развитию устной и письменной речи. Для преподавания девочкам русского языка И. Я. Яковлев пригласил учительницу Лебедеву, владевшую чувашским языком. Русский язык преподавала также Е. А. Яковлева. «На уроках русского языка, — вспоминает А. И. Токсина, — Екатерина Алексеевна не столько настаивала на правилах, сколько стремилась увлечь нас музыкой стиха Пушкина, лукавой речью басен Крылова. Заражая нас энтузиазмом, она готовила с нами спектакли на русском языке. Была ли это поэтическая сказка «Березкины именины» со множеством обитателей леса, «Недоросль» Фонвизина или комедия Чехова «Медведь» — каждый раз подготовка и спектакль были для нас увлекательными праздниками в наших интернатских буднях»9.

Богатая библиотека школы давала учащимся возможность знакомиться с произведениями классиков русской литературы. И. Я. Яковлев готовил будущих учителей к лучшему преподаванию и родного языка. Ученицы женской школы были активными собирательницами произведений устного поэтического творчества народа. Произведения, собранные ими, а также лучшие ученические сочинения — рассказы на чувашском языке — включались в яковлевский букварь и в первую книгу после букваря, напр., рассказы «Весна», «Каприз», «Как я разбил часы», «Как я сбежал на свадьбу», «Раскаяние», «Поездка в Симбирск» и др.

С большой теплотой и благодарностью вспоминают бывшие воспитанницы школы учительницу арифметики Наталию Яковлевну Яковлеву, которая мастерски владела методикой преподавания своего предмета. «После прохождения отдельных правил и усвоения стандартных задач,— пишет М. Д. Ласточкина,— она устраивала своего рода соревнования, задавая на решение всему классу хитроумную задачу с вызовом: «Кто скорее?». Тетради сдавались сразу после решения, и по ним она могла сделать соответствующие выводы»10. И. Я. Яковлева была начальницей женского училища, на нее была возложена воспитательная работа, и по единодушному признанию воспитанниц, она научила их только хорошему.

Любимыми предметами девочек были пение, игра на скрипке, рисование. Учителя музыки И. М. Дмитриев, С. М. Максимов, Ф. П. Павлов, К. Н. Эсливанова, Г. Г. Лисков, рисования К. В. Иванов, Н. Ф. Некрасов и др. внесли большой вклад в эстетическое воспитание своих учениц. Правильно организованная учеба, труд, систематические наставления И. Я. Яковлева и преподавателей помогали хорошей подготовке девушек как учительниц.

Опыт Симбирской чувашской учительской школы по просвещению женщин являлся положительным примером воспитания прогрессивных людей России.

Воспитанники Симбирской школы старались оправдать доверие своих учителей. И до революции, и в годы Советской власти, в каких бы трудных условиях ни находились, они оставались верными своему долгу. Когда Великий Октябрь принес женщинам-труженицам свободу и создал условия для учебы, воспитанницы Симбирской школы стали активными помощницами партии в просвещении народа.

В 1918 году, выступая на Всероссийском съезде учителей-интернационалистов, В. И. Ленин говорил, что «учительская армия должна поставить себе гигантские просветительные задачи и, прежде всего, должна стать главной армией социалистического просвещения. Надо освободить жизнь, знание от подчинения капиталу, от ига буржуазии. Нельзя ограничить себя рамками узкой учительской деятельности. Учительство должно слиться со всей борющейся массой трудящихся»11.

Многие выпускницы Симбирской чувашской школы днем обучали детей, вечером — их родителей, ликвидируя неграмотность, вели агитационно-массовую и культурно-просветительную работу среди населения. Их можно было видеть среди работников партийных, советских, профсоюзных, комсомольских и других органов, как, напр., А. Г. Григорьеву, Е. П.Павлову, С. И. Иванову, Ф. М. Михайлову, Р. Г. Золотову, М. М. Кузнецову, А. Л. Мартыновскую и др. Среди добровольцев-медсестер, воевавших вместе с бойцами Красной Армии и погибших в районе Перекопа в 1919 г., была Саня Ефимова. При Советской власти многие выпускницы яковлевской школы продолжают образование в различных вузах страны и становятся врачами, писателями, деятелями науки и искусства: М. Д. Трубина, А. В. Васильева, Ф. Д. Дмитриева (Ижедер), А. Т. Варфоломеева, М. Н. Алтынова, Ф. Д. Дмитриева, А. Ф. Фадеева, Ю. С. Сергеева, Е. З.Дмитриева, А. И. Казакова, Капитолина и Антонина Эсливановы и др.

Заслуженным многолетним добросовестным трудом авторитетом пользовались и пользуются такие учительницы, как И. П. Ермошкина, М. Д. Трубина, В. В. Чернова, А. Н. Ивановская, Р. Г. Золотова, П. П. Петрикова, М. Н. Николаева, А. Л. Мартыновская, У. Д. Шумилова, А. В. Александрова и многие другие. Большинство из них за долголетнюю и безупречную работу награждены орденами и медалями, удостоены званий заслуженных учителей школ РСФСР и Чувашской АССР.

За полстолетия Советской власти в нашей стране в области женского образования и просвещения достигнуты огромные успехи. Все дети охвачены восьмилетним образованием, осуществляется переход к всеобщему среднему обучению. Если 90 лет тому назад отдельные чувашские девочки в домотканой одежде, в лаптях пешком или на лошадях пробирались, с великой мечтой стать учительницами, в Симбирск, в чувашскую школу И. Я. Яковлева, то для наших девочек и девушек созданы теперь все условия для учебы и работы. Женщина-учитель, женщина-ученый, женщина-врач, женщина-космонавт — эти понятия для нас стали привычными. Коммунистическая партия и Советское правительство, выполняя великие ленинские заветы, принимают новые и новые меры по дальнейшему улучшению жизни советских женщин, поднятию их культурного уровня, оказанию им действенной помощи в воспитании детей. Из года в год все больше и больше открывается детских садов и яслей, магазинов и предприятий общественного питания, учреждений бытового обслуживания и др.

Дело просвещения чувашских женщин, начатое И. Я. Яковлевым и его школой, по-новому, в несравненно больших масштабах продолжается в условиях развертывания строительства коммунизма и будет вестись непрерывно.


Филиппова, Д. С. Роль И. Я. Яковлева и Симбирской учительской школы в просвещении чувашских женщин / Д. С. Филиппова // Ученые записки / НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР. – Чебоксары, 1969. – Вып. 42. – С. 63-69.






1 М. П. Макаров. Илья Николаевич Ульянов и просвещение чуваш. Чебоксары, 1958, стр. 23—24.

2 Из отчета по обозрению начальных чувашских школ Симбирской и Казанской губерний в 1875 г.

3 М. П. Макаров. Илья Николаевич Ульянов и просвещение чуваш, стр. 141.

4 Там же, стр. 139—140.

5 Из отчета попечителю Казанского учебного округа в 1896 г.

6 НА ЧНИИ, отд. II, ед. хр. 512, инв. № 1456, л. 256.

7 НА ЧНИИ, отд. II, ед. хр. 517, инв. № 1467, л. 347.

8 «И. Я. Яковлев в воспоминаниях современников». Чебоксары, 1968, стр. 75.

9 НА ЧНИИ, отд. II, кн. пост. № 5, инв. № 2947.

10 Архив музея И. Я. Яковлева при ЧГПИ им. И. Я. Яковлева, кн. пост. № 2, инв. № 1.

11 В. И. Ленин. ПСС, т. 36, стр. 420.