В. Т. Харитонов

Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чувашского народа

Сто лет тому назад, в 1868 г., в Симбирске возникла первая чувашская школа для начального обучения крестьянских детей, ставшая впоследствии учительской школой и центром просвещения чувашского народа. Организатором и бессменным руководителем школы в течение 50 лет был сын чувашского народа, выдающийся просветитель И. Я. Яковлев.

В 1868 г., будучи гимназистом, И. Я. Яковлев вызвал в Симбирск нескольких чувашских мальчиков, стал содержать их и учить на свои средства и на пожертвования передовых русских людей. Этой маленькой группой учеников было положено начало Симбирской чувашской учительской школе [первый мальчик пришел к И. Я. Яковлеву 28 октября (10 ноября) 1868 г.].

На собственном опыте И. Я. Яковлев хорошо узнал, какой трудной ценой достается образование, особенно «инородцу», а потому он вложил все свои силы и знания в воспитание и обучение этих чувашских мальчиков.

Работая удельным мерщиком в разных местах Симбирской губ., будущий просветитель имел возможность знакомиться с экономикой, бытом и культурой разных национальностей и сравнивать их с жизнью своих соплеменников. Юноша И. Я. Яковлев стал понимать необходимость просвещения родного народа, приобщения его к русской культуре. При содействии отдельных русских людей: учителя математики А. А. Мукосеева, отставного гвардейского полковника С. Д. Раевского, директора гимназии П. В. Вишневского и др. в результате упорной и настойчивой подготовки в сентябре 1867 г. И. Я. Яковлев поступил в V класс Симбирской гимназии, в 1870 г. окончил ее с золотой медалью и поступил в Казанский университет.

Вспоминая о первых шагах в своей просветительской деятельности, И. Я. Яковлев с благодарностью отмечал, какую большую роль сыграла поддержка его начинаний со стороны передовых людей Симбирска, поддержка и моральная, и материальная.

В 1870 г., уезжая на учебу в Казань, Иван Яковлевич обратился к директору Симбирской гимназии И. В. Вишневскому с просьбой поддержать начатое им дело, не дать развалиться основанной им школе. «Всем известно, — писал он, — что в нашей губернии живет значительное число чуваш, в особенности в северной ее части... Народ этот дикий и невежественный, но тем не менее честный, добрый и трудолюбивый.

Я, родясь среди этих мирных и добрых людей и рано испытавши их горькую участь, не мог оставаться хладнокровным к их судьбе и к их будущности...

Три года тому назад сложилось у меня убеждение, что просвещение и обучение чуваш может идти успешно не иначе, как посредством школ и людей, вышедших из среды самих же чуваш. Поэтому я составил план набрать чувашских мальчиков в г. Симбирск, воспитывать их... и дать им по возможности порядочное образование, чтобы они впоследствии могли быть учителями в сельских школах...»1.

Хлопотами И. Н. Ульянова и И. В. Вишневского через Буинское уездное земство удалось обеспечить трех мальчиков земскими стипендиями по 80 рублей в год. В дальнейшем, в связи с увеличением контингента учащихся, на содержание их земства Симбирской, Казанской, Саратовской, Самарской и Уфимской губерний также стали выделять небольшие стипендии.

Будучи студентом университета, И. Я. Яковлев не перестает заботиться о своей школе. В декабре 1870 г. он пишет докладную записку на имя попечителя Казанского учебного округа П. Д. Шестакова, где просит для обучения чувашских детей открыть две школы: одну в Симбирске, а другую в д. Кошки-Новотимбаево (на родине И. Я. Яковлева). Его ходатайство было поддержано инспектором народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульяновым и директором Казанской инородческой учительской семинарии профессором Н. И. Ильминским. По представлению попечителя учебного округа П. Д. Шестакова Министерство народного просвещения удовлетворило это ходатайство, и с 1871 г. Симбирская школа стала получать ассигнования от казны: на содержание учителя — 300 руб., на наем помещения — 180 руб. и на содержание двух учеников —160 руб. в год.

Горячо поддержал идеи И. Я. Яковлева о просвещении чувашей и организации Симбирской чувашской школы отец Владимира Ильича Ленина Илья Николаевич Ульянов. Он помогал И. Я. Яковлеву в укреплении материального положения школы, добивался выделения казенных средств. Первым учителем школы Илья Николаевич назначил своего воспитанника, педагога по призванию Василия Андреевича Калашникова. После отъезда И. Я. Яковлева в Казань общее руководство Симбирской школой И. Н. Ульянов взял на себя. А ведь это был наиболее трудный период в жизни школы: она не имела своего помещения, не было средств на содержание учащихся.

Но, преодолевая трудности, чувашская школа успешно развивалась. В 1873/74 уч. г. в ней училось уже более пятидесяти учеников. Были достигнуты значительные успехи в учебно-воспитательной работе. При содействии И. Н. Ульянова школа разместилась в довольно просторном и сухом помещении.

В 1875 г. И. Я. Яковлев окончил Казанский университет и получил назначение на должность окружного инспектора чувашских школ с одновременным заведованием Симбирской чувашской школой.

К этому времени школа уже успела завоевать признание чувашского населения и местных деятелей земства, что позволило И. Я. Яковлеву при поддержке И. Н. Ульянова ставить вопрос о преобразовании чувашской начальной школы в «Центральную чувашскую школу» с правом подготовки учителей для сельских начальных школ. С 1877 г. школа стала Центральной и получила право на подготовку учителей.

Иван Яковлевич энергично взялся за организацию женского отделения в школе. Он считал невозможным поднять культурный уровень чувашской семьи без участия женщины, которая играет решающую роль в воспитании детей. В 1878 г., не имея никаких ассигнований от казны, он приглашает на учебу нескольких чувашских девушек и тем кладет начало женскому училищу. Первые два с лишним года женское отделение содержалось на частные средства. Только в марте 1881 г. на содержание его Министерство народного просвещения стало отпускать по 1975 руб. в год.

В 1890 г., в связи с преобразованием Центральной школы в учительскую, Министерство прекратило отпуск средств на женское отделение, и последнее до 1892 г. влачило жалкое существование. В 1892 г. оно стало получать субсидию миссионерского общества — по 2700 руб. в год. В дальнейшем женское отделение было переименовано в женское училище и снова перешло в ведение Министерства народного просвещения. В 1900 г. открылись женские педагогические курсы.

Заведование женским отделением, затем училищем было возложено на Екатерину Алексеевну Яковлеву, жену И. Я. Яковлева, которая явилась верной помощницей мужу на поприще просвещения чувашского народа.

Взяв на себя руководство чувашской школой, И. Я. Яковлев позаботился об обеспечении ее собственным зданием. Он возбудил через учебный округ ходатайство перед Министерством народного просвещения об отпуске ассигнований для покупки лома. В 1876 г. было приобретено для школы двухэтажное каменное здание. В 1877 г. школа разместилась в этом здании. С приобретением собственного здания с усадебным местом определилось территориальное расположение школы, появилась возможность строить подсобные помещения, думать о дальнейшем расширении усадьбы и строительстве новых зданий.

Действительно, в дальнейшем на усадьбе школы И. Я. Яковлеву удалось выстроить шесть больших корпусов — целый учебный городок. В этих корпусах были размещены учебные классы и кабинеты, библиотека, мастерские, общежития учащихся на 300 человек с тремя ученическими столовыми и пекарней. На территории школы был разбит плодовый сад, оборудован гимнастический городок. И. Я. Яковлеву пришлось приложить все свои организаторские способности, мобилизовать все возможности, чтобы без государственных ассигнований выстроить целый учебный городок.

В 1890 г. И. Я. Яковлев добился реорганизации Центральной чувашской школы в учительскую с шестилетним сроком обучения на базе двухклассного училища с распределением на три класса с двухгодичным обучением в каждом из них. Преобразование школы улучшило ее материальное положение: вместо ежегодных 3549 руб. она стала получать от Министерства народного просвещения 10940 руб., включая стипендии 40 ученикам.

Все учащиеся жили в школьном интернате и пользовались трехразовым питанием. Одевались скромно. Школа готовила сельских учителей, и И. Я. Яковлев старался держать учащихся ближе к народному быту. Характеризуя внутренний строй школы, И. Я. Яковлев писал: «Готовясь к скромному служению в убогой деревенской обстановке, в условиях патриархального народного быта, ученики школы, по мысли ее учредителя, должны воспитывать себя именно в простоте и скромности и ни в чем не позволять себе отступлений от бытовых традиций родного народа. Учредитель школы заботился о том, чтобы с внешней стороны все в его школе было удобно, здорово, сытно, тепло и сухо, но ничуть не роскошно, ничуть не комфортабельно... Жизнь, близкая к природе и крестьянским традициям, благотворно отзывалась и отзывается на физическом состоянии учащихся»2.

Школа всегда была близка к чувашскому населению и сельским школам. Она снабжала сельские школы учебниками и учебными пособиями, делясь с ними своими скудными средствами. Воспитанники школы по окончании курса обучения не прерывали с ней связи, а, напротив, во время каникул или по необходимости по самым различным вопросам приезжали в школу, как домой, и школа гостеприимно раскрывала перед ними двери, помогала всем, чем могла. Помимо всего этого, сельские чувашские школы находились под непосредственным руководством и личным наблюдением И. Я. Яковлева. Являясь инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, он объезжал школы ежегодно до двух и более раз. В целях большего сближения школ, обмена опытом и повышения квалификации учителей систематически организовывал курсы и съезды учителей при Симбирской и сельских школах.

В школу принимали не только чувашских детей, но и русских, татар, мордву и удмуртов. «Симпатии населения были настолько завоеваны школой, что в нее везли для обучения детей не только чуваши, но и коренные магометане — татары...»3.

Здесь всегда был порядок и дисциплина. Как правило, в школе не было наказаний для учащихся: ни карцеров, ни розг, ни кондуитных журналов, ни оставления без обеда. Дисциплина поддерживалась не только авторитетом И. Я. Яковлева, но и всем строем школьной жизни. Воспитателями в школе состояли все ее преподаватели, они почти не отлучались от учащихся, руководили их домашними работами, устраивали с ними беседы, проводили внеклассную работу. Начиная с 1899 г. школа стала устраивать новогодние ёлки, несколько раз в течение учебного года литературные вечера и т. д. На вечерах показывалось творчество и самих учащихся, читались лучшие ученические сочинения.

Симбирская чувашская учительская школа не уступала лучшим русским учительским семинариям, хотя не была приравнена к ним по положению и обеспечению денежными средствами. Учебный план школы имел светский характер. В основу ее учебной работы были положены передовые педагогические принципы.

В школе работали высококвалифицированные преподаватели, единомышленники И. Я. Яковлева, хорошо понимающие его программу по просвещению родного народа.

В постановке учебно-воспитательной работы Иван Яковлевич исходил из реальных жизненных потребностей населения и особых условий учителя чувашской школы. Он считал, что школа должна готовить хороших учителей для чувашских начальных школ, знающих чувашский и русский языки, стремящихся к сближению чувашей с коренным русским народом, должна вооружить будущих учителей возможно более широким образованием и воодушевить их идеей служения своему народу. Поэтому в школе особое внимание обращалось на преподавание русского языка, русской литературы и истории. Хорошо было поставлено преподавание и других дисциплин — математики, физики, химии, географии, ботаники, зоологии, анатомии и физиологии животных и человека, минералогии, основ сельского хозяйства, рисования, пения, игры на скрипке, обучение сельскохозяйственному труду и ремеслам (работа в мастерских). В старших классах изучались педагогика, психология и логика.

Преподавание педагогики было связано с изучением учебников начальной школы, с методикой обучения чтению, письму, счету и прохождением педагогической практики в образцовой начальной чувашской школе.

Для живого закрепления исторических и географических сведений школа практиковала летние экскурсии учащихся по России.

В учебном плане школы не было чувашского языка, ибо Министерство народного просвещения не разрешало преподавание родного языка и за этим зорко следили чиновники из учебного округа. Но Иван Яковлевич нашел выход: родной язык учащимися изучался во время работы над переводами (с русского на чувашский) под руководством учителя и при прохождении педагогической практики в школе, где занятия проводились на чувашском языке.

В целях распространения среди населения сельскохозяйственных знаний в круг обязательных предметов обучения было введено преподавание основ сельского хозяйства и практика по сельскому хозяйству. И. Я. Яковлев считал, что пропагандистами сельскохозяйственных знаний среди крестьянства могут и должны быть учителя сельских школ, ближе всех стоящие к крестьянству. Действительно, учителя, являвшиеся единственными образованными людьми в чувашских селениях, активно распространяли агрономические знания, развивали садоводство и огородничество.

Школа имела сельскохозяйственную ферму, где хозяйство велось на основе новых достижений агрономической науки. Для учителей сельских школ ежегодно устраивались курсы по вопросам сельского хозяйства, что еще больше способствовало распространению сельскохозяйственных знаний,

И. Я. Яковлев придавал большое значение трудовому воспитанию, а поэтому в школе было организовано и обучение ремеслам: столярному, токарному, кузнечному, сапожному и переплетному. В связи с ограниченностью школьных средств и в целях трудового воспитания все службы в школе выполняли учащиеся: самообслуживание было поставлено образцово.

Большое внимание уделялось эстетическому воспитанию, в том числе изучению музыки. Учащиеся знакомились с. элементами теории музыки, изучали ноты, упражнялись в постановке голоса, знакомились с народными русскими, чувашскими и украинскими песнями, разучивали хоровые песни из опер. Хорошо было поставлено обучение скрипичной игре.

В школе имелись три хора учащихся, три оркестра, устраивались концерты с хоровыми и сольными выступлениями. От каждого ученика требовалось, чтобы он научился руководить хором.

Питомцы Симбирской школы явились организаторами музыкального образования в чувашских селениях, создавали ученические хоры, разучивали русские и чувашские народные песни.

Симбирская школа занималась сбором и изданием чувашского музыкального фольклора. Чувашские песни, распеваемые только по оврагам, благодаря И. Я. Яковлеву и Симбирской школе стали записываться, изучаться и издаваться.

Основной задачей Симбирской чувашской учительской школы, которая представляла собой целый комплекс учебных заведений с рядом взаимосвязанных учебно-воспитательных учреждений, была подготовка учителей. Со дня организации, с 1868 г., по 1917 г. школу окончило более 1000 учителей, подавляющее большинство которых работало учителями сельских начальных школ. Создание Симбирской чувашской учительской школы явилось важным событием в жизни чувашского народа. Ее активно поддерживали прогрессивные деятели народного образования, представители лучших традиций народного просвещения России. Директор народных училищ Симбирской губернии И. Н. Ульянов постоянно поддерживал И. Я. Яковлева и Симбирскую школу, помогал открывать школы в чувашских селениях, защищал Симбирскую школу и И. Я. Яковлева от нападок реакционных чиновников и шовинистов.

Врагов у Симбирской школы и у И. Я. Яковлева было много. Они хорошо понимали, какую огромную роль играют И. Я. Яковлев и созданная им школа в сплочении чувашского народа, в формировании его национального самосознания. Нападки на I чувашскую школу, на чувашскую письменность и язык преподавания в чувашских школах никогда не прекращались. В 1903 г была упразднена должность инспектора чувашских школ. Это был сильный удар по делу «инородческого» просвещения и в первую очередь по инспектору И. Я. Яковлеву. Над Симбирской школой нависла угроза закрытия. Против нее ополчились чиновники учебного округа, реакционное духовенство и прочие мракобесы. Только Великая Октябрьская социалистическая революция спасла школу от разгрома и создала условия для дальнейшего развития просвещения и образования чувашского народа.

Великую Октябрьскую социалистическую революцию питомцы Симбирской школы встретили восторженно и грудью встали на защиту ее завоеваний в 1918—1919 гг. почти все ученики школы добровольно ушли на фронт защищать молодую Советскую республику.

Основную массу учителей школ чувашских районов Поволжья составляли воспитанники Симбирской школы. Многие из них активно участвовали в борьбе за установление и укрепление Советской власти, как, напр., верный ленинец, член КПСС с 1905 г., Герой Социалистического Труда Т. С. Кривов, герой гражданской войны И. С. Космовский и др. Из стен Симбирской школы вышли многие видные деятели просвещения и культуры: профессора П. О. Афанасьев, В. Г. Егоров, С. П. Горский, И. И Корнилов, лауреат Ленинской и Государственной премий, доктор химических наук, И. В. Данилов, доктор медицинских наук, К. В. Иванов, автор поэмы «Нарспи», поэты и писатели Н. В. Шубоссинни, Г. В. Зайцев (Тал-Мрза), М. Д. Трубина, композиторы Ф. П. Павлов, С. М. Максимов и др.


Харитонов, В. Т. Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чувашского народа / В. Т. Харитонов // Ученые записки / НИИ яз., лит., истории и экономики при Совете Министров Чуваш. АССР. – Чебоксары, 1969. – Вып. 42. – С. 47-54.





1 Материалы к истории Симбирской чувашской школы, мужского к женского при ней приходских двухклассных училищ с трехлетними педагогическими курсами». Симбирск, 1915, стр. 3—5.

2 «На память о сорокалетии Симбирской чувашской школы (28 октября 1868—1908 гг.)». Симбирск, 1910, стр. 8—9.

3 «На память о сорокалетии Симбирской чувашской школы (28 октября 1868—1908 гг.)». Симбирск, 1910, стр. 10