Т. А. Эррэ

Симбирская чувашская школа и развитие музыкальной

культуры народа

Сегодня мы вновь и вновь убеждаемся, что время способно сохранять благодарную память о явлениях, которые содействовали социальному прогрессу и обогащали культуру. Одним из них стала Симбирская учительская школа. Деятельность школы совпала с новым этапом российской истории. Этот этап связан не просто с теми или иными общественными изменениями, а с величайшим подъемом в культурной, духовной жизни российского государства. Это был процесс со своей логикой и направленностью.

Художественная жизнь Симбирской учительской школы на фоне этого воспринимается, на первый взгляд, как нетипичное явление. На самом деле это явление по-своему отразило существенные тенденции, важные грани российского культурного процесса.

Всем видным представителям российской общественности второй половины XIX в. были присущи общие, коренные признаки. Здесь и высокая духовность, и горячая любовь к своему народу и сопричастность ко всему происходящему. Все это имело глубокую национальную основу.

В силу того, что духовная жизнь России цементировалась идеей просветительства, первостепенное значение приобретают вопросы образования. Просветительское движение, охватившее значительную часть российской интеллигенции, как известно, вылилось в различные формы: организацию курсов, учреждений образования, концертов, библиотек и т. д. Таким образом, для широкого круга одаренных людей открывался путь к самостоятельной просветительской и художественной деятельности, возрастает роль литературы, музыки, театра, изобразительного искусства в жизни российского общества. Эти виды искусства становятся неотъемлемой частью духовных интересов просвещенных людей России.

Россия второй половины XIX века была охвачена жадным интересом ко всему, что происходило в мире истории и культуры, желанием лучше узнать свой народ. В русле этой закономерности возникают культурные пласты разной мощности. Одним из таких стал Симбирский регион, условия которого благоприятствовали явлениям, претендующим на особое положение в культурной панораме второй половины XIX – начала XX века. Здесь обнаруживаются взаимодействия культур и различия этнических характеристик. Своеобразным культурным срезом региона стала художественная жизнь Симбирской учительской школы. Атмосфера школы благоприятствовала формированию повышенной активности художественного сознания ее воспитанников. Здесь роль И. Я. Яковлева была необычайно высокой. В нем жила потребность поиска гармонии в душах воспитанников, жила мечта о формировании нормального человека. Для И. Я. Яковлева было характерно стремление к выявлению наиболее активных, чутких воспитанников, созданию вокруг них атмосферы авторитета. Вот почему у этих людей впоследствии стали распространяться вширь идейно-эстетические искания. Школа заявляет о себе как субъект творческого процесса Симбирского региона.

И. Я. Яковлеву принадлежит заслуга создания основ чувашского литературного языка. Благодаря его содействию идет работа по собиранию и сохранению чувашского фольклора, создаются благоприятные условия для формирования творческих индивидуальностей. Например, пребывание в Симбирской школе благотворно сказалось на творчестве К. В. Иванова. Он проявил себя как переводчик и создатель оригинальных произведений. Раскрывается талант И. Н. Юркина, Н. В. Васильева-Шубоссини, Ф. П. Павлова, И. С. Максимова-Кошкинского и других.

Художественная жизнь Симбирской учительской школы стала предпосылкой зарождения чувашской профессиональной культуры. Музыкально-литературные вечера, попытка постановки драматических спектаклей, исполнение сцен из оперы «Иван Сусанин» М. Глинки – все это способствовало формированию профессиональных навыков и исполнительской культуры. В стенах школы появились первые ростки профессионального музыкального искусства. И. Дмитриевым, Ф. Павловым, Т. Парамоновым, Г. Лисковым были сделаны гармонизации народных песен. Ф. Павловым были созданы произведения для соло, хора и оркестра («Чук», «Вӑйӑ»). Была предпринята попытка написания национальной оперы «Нарспи». Ее замысел относится к 1910 году. Работе Ф. Павлова и К. Иванова над оперой предшествовал длительный подготовительный этап: была тщательно изучена поэма «Нарспи», образцы многих оперных либретто, оперы «Пиковая дама» и «Евгений Онегин» П. Чайковского, «Аида» Дж. Верди, начато создание либретто, декораций, музыки. Но авторам в силу ряда причин не удалось продолжить работу над оперой. То, что Симбирская учительская школа заявила о себе как субъект творческого процесса в регионе – неоспоримый факт действительности, в условиях которой рождались энтузиазм и желание служить идеям национального прогресса.

Значение художественной деятельности Симбирской учительской школы еще глубже раскроется, если попытаемся уяснить ее историко-культурное значение через связь и сопоставление с явлениями, возникшими в Симбирске и в других центрах России. Связи художественной жизни школы с общественной жизнью России сказались и в том, что идеи просветительства формировали духовные и эстетические интересы. Духовные запросы общества – это то реальное явление, во взаимодействии с которым происходило формирование художественной жизни Симбирской учительской школы. Этим можно объяснить общность многих, на первый взгляд, не схожих по своей форме и содержанию явлений второй половины XIX века. Так, художественно-эстетические запросы российского общества второй половины XIX века формировались в разного рода «вольных содружествах».


Эрре, Т. А. Симбирская чувашская школа и развитие музыкальной культуры народа / Т. А. Эрре // Дело его жизни. – Чебоксары, 1998. – С. 50-52.