В.Алексин

Париж, конечно не Чандрово, но и там говорят по-чувашски

Говорят, художник, не побывавший в Париже, еще не художник. Один из самых титулованных наших живописцев Праски Витты до недавних пор считал себя по этой причине творцом не совсем полноценным. И вот сей громадный недостаток исправлен. Теперь никто не посмеет назвать его не совсем художником ни открытым текстом, ни намеком.
– Когда получил приглашение фирмы «Asartis» участвовать в трехдневной выставке, колебания не было. Пора наконец и мне увидеть Париж, – рассказывает Виталий Петрович. – Я повез 22 работы (эмаль и живопись). Мне дали возможность показать их в самом центре Франции, выставочный зал находился в церкви Святого Томаса. Помимо меня там демонстрировали свое творчество еще 20 авторов, которые работают в жанре декоративно-прикладного искусства. Кроме этого, там были выставлены различные сорта вин, видимо, с тем намеком, «что виноделие – тоже искусство.
Далее художник с сарказмом и самоиронией рассказал, как встречает художников хваленый Париж. Если на каждой улице по нескольку галерей, если в день в этом городе открываются сотни выставок, то хоть на голову встань – парижан не удивишь. Успехом считается, если в день у твоих работ остановятся на некоторое время два десятка зрителей. Туристов много, но им подавай «Лувр», «Версаль» и другие музеи, которые у всех на слуху. Если даже «передвижники» в полном составе приедут в Париж, то и это без соответствующей «раскрутки» событием первого разряда вряд ли станет.
Художник с любопытством наблюдал, как трудятся братья-живописцы на Монмартре. Любая техника здесь в почете, любое желание потенциального клиента – закон.
Здесь у чувашского художника состоялась весьма любопытная беседа с одним из коллег, который приехал из Венгрии. Особенность интеллигенции этой страны – повышенный интерес к своей истории. Так вот, не пришлось собеседнику объяснять на пальцах, где живут чуваши, сколько их на белом свете. Художник прекрасно осведомлен о том, что из себя представляют «древние соседи мадьяр». Конечно, такая встреча в центре Парижа греет душу, как чудодейственная пилюля, резко улучшает твое национальное самочувствие.
В качестве гида и переводчика чувашскому художнику помог сориентироваться в Париже один из жителей этого города по имени Филипп. Читателям нашей газеты он знаком по публикации «Француз мечтает жениться на чувашке» («СЧ», 24.07.99). Напоминаем, этот феноменальный человек самостоятельно освоил чувашский язык и в качестве стажера летом побывал в Чебоксарах. От Филиппа гость узнал, что в огромном Париже есть еще один полиглот, который также с чувашским словарем ходит под мышкой.
У Филиппа, как считает Праски Вити, удивительное языковое чутье. Если у нас от людей даже с профессорским званием порой услышишь детский лепет о языковых заимствованиях, то Филипп считает, что говорить на эту тему бессмысленно, если нет надежных документов, то бишь веских доказательств, простые созвучия еще ни о чем не говорят. В своем изучении нашего языка француз зашел столь далеко, что начал копить деньги, чтобы снова приехать в Чебоксары для прослушивания курса лекций в университете. Шесть ашмаринских томов он уже полистал до дыр, ему позарез нужны остальные тома и этимологический словарь профессора М. Федотова. Конечно, Виталий Петрович его просьбу без внимания не оставит.
– Конец ноября такая неудачная пора, что «дети ветра» как черти рыскают по улицам прекрасного города, – сказал в завершении художник. – Коченели руки, поэтому я смог выполнить лишь около сорока быстрых рисунков. Но теперь, когда предаюсь воспоминаниям о поездке, начинаю ощущать, как был прав Хемингуэй, который сказал: «Париж – это праздник, который всегда с тобой».

Советская Чувашия. 1999. 30 декабря.