В. Алексин

Рядом со сладким соседствует горькое

В «коллекции» чувашского художника Праски Витти (В. Петрова) имеется несколько престижных наград, красноречиво говорящих о признании его на международном уровне. С особым трепетом он относится к призам, которые удалось ему завоевать в Испании.

– Есть под Барселоной сказочный город Салоу, где открыт музей искусства эмали, – говорит художник, постепенно погружаясь в «сосуд» сладких воспоминаний. - Проводят там весьма престижные выставки, куда приезжают мастера со всех континентов. Общаться с людьми, которые хорошо овладели секретами того ремесла, которое тебя увлекает, весьма приятно. А побывать в местах, связанных с творчеством таких гениев, как Пикассо, Дали, Гойя, Веласкес, как говорится, мечта каждого поэта. В минувшем году мне удалось несколько утолить жажду любопытства. А на нынешнюю III Международную выставку эмальеров я не смог поехать, т.к. финансы пели романсы, но удалось по почте выслать триптих «Свидание». И вот на днях получил весточку от организаторов выставки Андреа Виласиса и Нурии Лопес Рибалта. «Приятно довести до вашего сведения, – пишут они, – что Вы выиграли премию «Аццессит», которую решили присудить Вам за работы, представленные на III Международной выставке «Мир эмали».
Триптих «Свидание», небольших размеров работа, по-своему ярко и доходчиво показывает, что рядом со сладким, приятным всегда соседствует горькое. Художник считает, что эти чувства взаимосвязаны и часто сотрудничают, а познаются лучше всего в сравнении. Все это передано в триптихе через сцену свидания, которую омрачает тень угрозы. (Работа пока находится в Испании, и мы можем воспроизводить лишь ее версию).
P.S. Насколько философски верна мысль «рядом со сладким соседствует горькое», доказывает случай, происшедший на днях с художником. «Железный конь» Виталия Петровича (новая чешская «Фелиция-Шкода»), едва преодолев 20 тыс. километров, несколько притомился. Владелец считает, что из-за некачественного бензина засорился карбюратор. Пока эту глубокую мысль, густо смешивая технические термины с искусствоведческими, он доводил до сознания слесаря, из салона автомобиля исчезла визитка, где лежали 1200 рублей, ветеранский билет, права и техпаспорт, а также ключи от квартиры и мастерской, где картины лежат.

Да, художника может обидеть каждый, начиная от сопливого мальчика, кончая матерым вором-взломщиком. Потерпевший теперь строит догадки: может быть, это были потомки легендарного Альхена из «Двенадцати стульев»? Уж больно стиль подходит. Стащили они визитку, по документам догадались, с кем имеют дело, и теперь мучаются угрызениями совести. Об этом убедительно говорят регулярные звонки по телефону. Пылких раскаяний художник пока не услышал, на том конце провода горько вздыхают и кладут трубку. Художник уж не знает, какой шаг предпринять, чтобы освободить бедолаг от страданий.
Рискуя расстроить художника, автор этих строк высказал совсем уж тривиальную мысль: Виталий Петрович, может быть, воришки ждут, когда вы уйдете из дома, чтобы проникнуть в ваше жилище? В переводе на философский язык это звучит примерно так: рядом со сладким соседствует горькое, а рядом (тьфу! тьфу! тьфу!), может, еще валяется совсем бяка.

Советская Чувашия. 1999. 31 июля.