В. Васильев

Уличная экспертиза в ловкой комбинации

Большое искусство выходит на улицы. В Чебоксарах на видном месте, на пересечении Московского проспекта и улицы К.Иванова, появилось пространное панно, очень похожее по почерку на работы народного художника Чувашии Праски Витти.

Согласитесь, это весьма необычно – решиться выставить свои творения на такое обозрение. Впрочем, Виталий Петрович – мастер нетрадиционных манер самовыражения. Один только стиль письма чего стоит.

Да, подтверждает художник, на проспекте красуется и его творение. Почему «и»? Оказывается, работа мастера занимает лишь часть панно, хоть и основную. Остальное «дорисовал» фотохудожник, пристроив к аллегорическим образам Виталия Петровича реальных молодых людей, приветствующих чебоксарцев. При этом на панно ни намека на вклад народного художника в создание данного сооружения. Впрочем, он и не знал, что участвует в этом синтезе. Однажды, говорит, заявился в мастерскую один фотохудожник, попросил показать что-нибудь чувашское. Мимоходом заметил, что заказ такой – на улицах города якобы не хватает национального колорита. Художник разрешил сфотографировать свою работу. А потом увидел ее в комбинации на проспекте.

«Возникать» автор картины не стал. Да и стоит ли, шутит он: коль уже на такое обозрение водрузили – значит, оценили. Следовательно, напрасно говорят некоторые, что понять творчество Праски Витти трудновато. К тому же такая безвозмездная эксплуатация трудов для него, пожалуй, мелочь. Нынче в очередной раз съездил на всемирную выставку в Испанию. Для экономии, как обычно, все же взял турпутевку за 360 долларов. Там получил премию в 150 баксов. На ту выставку, поясняет призер, художники собираются не столько ради гонораров, сколько для того, чтобы посмотреть на новые веяния. А подзаработать в небедной Испании можно за кулисами выставки.

Между тем та его картина украшает не только Чебоксары. Мастер написал ее для Вурнар, к 100-летию поселка. Расшифровав идею автора, зритель назвал бы работу чувашским неидеологизированным вариантом «Рабочего и колхозницы» Веры Мухиной. Мужчина в образе лошади - это трудяга, основа хозяйства. Женщина показана волчицей потому, что она должна быть мудрой и живучей, а то и хищной.

Самому автору картина очень понравилась, и он написал для себя копию. Ее фотография и попала на панно.

Уличную экспозицию заметили и коллеги. Один из них, тоже монументалист, считает, что лучше было бы показать картину в чистом виде. Она и без всякой комбинации смотрелась бы оригинально благодаря четкости графики. Другой мастер кисти полагает, что картина вряд ли подходит в виде визитки проспекта или города, ибо она, как и все работы Праски Витти, – не для такого площадного, массового восприятия. А рядовой чебоксарец, может, скажет: и все равно лучше, чем развешивать плакаты типа «Будь отличным!».

Советская Чувашия. 2001. 25 октября.