Светлана Гордеева

Праски Витти: «Я вернулся и официально стал чувашским художником»

Праздником для всех ценителей искусства стало открытие в Чувашском государственном художественном музее юбилейной выставки заслуженного художника РСФСР, народного художника ЧР Праски Витти.

Творчество художника хорошо известно у нас и за рубежом, а его работы хранятся в музеях и частных коллекциях Бельгии, Венгрии, Словакии, Франции, Германии, Болгарии, США и России.

Закончив Ленинградское Высшее художественное училище им. В. Мухиной, он много ездил по стране и заграницам, участвовал в семинарах и симпозиумах по монументально-декоративному и эмальерному искусству. Генетический зов предков и ностальгия по родному чувашскому заставили художника вернуться на родину. Долгое пребывание вне родины помогло автору выставки по-новому, трепетно и глубоко взглянуть на чувашскую культуру и наполнить обновленным смыслом и содержанием классические образы национальной литературы Нарспи и Сетнера.

Любопытно взглянуть на ранние авангардные работы художника, представленные на выставке. Зарисовки и эскизы эмалей дают некоторое представление о творческом поиске художника и его многоплановости. Поздравить Праски Витти с 60-летием пришли все, кому дорог, близок, любим художник.

По поручению Президента ЧР Н. Федорова юбиляра поздравил глава администрации Президента П. Краснов. Приветственные адреса зачитали министр культуры и по делам национальностей О. Денисова и другие официальные лица. Тепло и радушно приветствовали художника представители вурнарского землячества, a Ю. Васильев - художественный руководитель Чувашского ансамбля песни и танца - пришел поздравить земляка вместе с артистами коллектива. Поздравлять своего преподавателя собрались в зале музея и студенты ЧГУ, которым Праски Витти передает свой богатый опыт работы художника, мастера по росписи горячей эмалью, знания народного костюма и национальных традиций.

А теперь слово юбиляру.

- Я довольно часто бывал за границей еще во время учебы в Ленинграде. Кандидаты на поездки отбирались очень тщательно. Художник должен был быть профессионально хорошо подготовлен и иметь успех на просмотре или выставках. Я ездил от Союза художников СССР. Подготовка у меня была универсальная. Я мог сделать и офорт, и гравюру, и роспись, и мозаику, и плакат, и книжную иллюстрацию.

«Мухинцы» в этом смысле - гладиаторы. Берутся за любую работу. Я ездил с единственной целью - рисовать. Никаких других целей - ни экономических, ни политических - я не преследовал. Ездил я, конечно, как российский художник, но когда спрашивали о национальности - охотно рассказывал о Чувашии. Работы мои в то время не носили национальный характер. Я рос и воспитывался в русле европейской культуры и русской школы.

Но внутри чувашской культуры стали происходить интересные вещи, которые не могли пройти мимо моего внимания. Появился своеобразный художник Миттов, стали организовываться республиканские выставки. Я стал интересоваться чувашским искусством. У меня было такое чувство, что я нахожусь внутри дома и не в силах оттуда выйти в другой мир. Меня завораживала чувашская поэзия и особенно поэма К. Иванова «Нарспи». Могу назвать еще несколько книг, повлиявших на мое творчество и мировоззрение. Это - словарь чувашского языка Ашмарина, «Орнамент чувашской народной вышивки» Трофимова и др. Словарь Ашмарина я и сейчас с удовольствием перелистываю, и думаю, что книга еще ждет своего исследователя. Она сохранила для нас потаенный, эзотерический смысл чувашского языка. Фантастический, потрясающий мир рождают во мне чувашские сказки, предания. Когда пытаешься рисовать - постигаешь такие высоты образного мышления!.. Народ, создавший такой язык, такую культуру, был намного выше в своем понимании мира, чем мы сегодня.

Вернулся я домой в силу ряда причин. Одной из них была жуткая ностальгия по дому. У меня сжималось сердце, когда я случайно по радио слышал чувашскую песню. Я понял, что мне нужно вернуться. Да и мать у меня состарилась, я должен был быть рядом с ней, а еще я понимал: если я вернусь в Чувашию, все, что я сделал как российский художник, автоматически станет достоянием чувашского народа. Так я официально стал чувашским художником.

А теперь встает вопрос о том, кто такой чувашский художник и что такое чувашская живопись? Как отличить живопись чувашскую от русской, голландской, французской? Чувашская школа письма неминуемо будет создана. Для этого у нас есть все предпосылки. Думаю, что и мои поиски в живописи, и то, что я думаю, станет маленьким уроком для молодых чувашских художников. Одним уроком из тех, что недостает сейчас в школе подготовки.

То, что мы - несколько человек - создали Союз чувашских художников, - это попытка заложить фундамент будущей чувашской культуры, определить ее каноны.

Чтобы наша чувашская культура не осталась на периферии всеобщей, мировой, надо экспериментировать, вводить современную жизнь, ее элементы в традиционную чувашскую культуру. Надо признать: есть такие понятия - чувашская живопись, чувашская скульптура.

Надо развивать и обогащать чувашскую культуру.

Чăваш ен. 1996. 21-28 сентября (№ 38). С. 7.