Л. Дьяконицын, искусствовед

Дороги возмужания

Областная выставка работ молодых художников

Выставка работ молодых художников — долгожданное событие в нашей области. Определение «молодой» художник не всегда означает комсомольский возраст, но всегда — начало встреч таланта с широкой публикой. Отдельные из молодых пермских художников за последние годы уже обрели известность, другие лишь вступают в большое искусство.

Раньше других «возмужали» молодые иллюстраторы. Рисованные ими книги быстро раскупаются и пользуются доброй славой. На недавнем общероссийском полиграфическом смотре наши пермские книги завоевали шесть премий за красоту. Виталий Петров, Владимир Вагин, Евгений Нестеров, Маргарита Тарасова, Валерий Аверкиев и другие рисовальщики стали своего рода «вожатыми» среди молодежи. К их опыту и мастерству внимательно присматриваются не только молодые товарищи.

Сложнее с признанием новых имен живописцев и скульпторов. Оно всецело зависит от участия в выставках, к тому же довольно редких. Еще тернистей пути самодеятельных художников. Даже самым даровитым из них пока не удается показать свои работы на профессиональных выставках. Давно назрела нужда объединить и поддержать творческие помыслы молодежи. Именно поэтому горячего одобрения заслуживает инициатива Пермского обкома комсомола, устроившего первую в области самостоятельную выставку всех молодых художников. На ней представлены работы последнего пятилетия. И хотя по разным причинам здесь не оказалось произведений отдельных живописцев Перми и Березников, а также изделий кунгурских камнерезов, все же выставка ярко обрисовывает главное русло поисков и удач в творчестве нашей молодежи. Иным из участников выставки еще недостает житейского опыта. Другие иногда смотрят на мир слишком беззаботно или наивно. Но важно другое: нетерпеливое стремление к самостоятельности, желание говорить своим, а не «поставленным» школой голосом, видеть не предубежденно и узко, но пытливо и самобытно.

Выставка как бы застает молодые таланты «на марше», в трудном «пластическом» овладении окружающего предметного мира. Овладение это происходит по-разному. Большинство молодых волнует непосредственное натурное изучение, щедрость форм и красок видимой природы. Другие отражают мир через сложный «магический кристалл» стилизации, в богатстве человеческой культуры. Вечные, словно в бронзе отлитые поколениями, человеческие образы и символы Добра и Зла, Жизни и Смерти, образы сказок, легенд и классической литературы под рукой молодых художников оживают вновь и с новой силой захватывают наши чувства. В каждом из подходов к миру заключена своя прелесть. Одни художники делятся с нами своим восхищением перед зримой, осязаемой природой, обращаются к более простым и знакомым обликам вещей, другие настраивают нас на «панорамное» размышление (на тонкую смысловую связь времен и событий). Таковы гравюры Виталия Петрова, иллюстрации Владимира Вагина, панно Шандора Зихермана, рисунки Светланы Можаевой, Ларисы Парамоновой, Константина Фокина и Глеба Вяткина, эскизы театральных декораций Михаила Футлика.

Виталий Петров показал на этот раз офортные иллюстрации к стихам советского чувашского поэта Михаила Сеспеля, к антивоенному роману английского писателя Ричарда Олдингтона «Все люди враги», линогравюрные иллюстрации к двухтомнику поэзии и прозы братьев-пермяков Владислава и Германа Занадворовых, геройски погибших в Великой Отечественной войне, а также к сборнику военных рассказов Вадима Кожевникова «Белые кони». Оригинальные и сложные по образу эти иллюстрации построены на тонких ассоциациях мысли, где современность тесно переплетается с воспоминанием. Такой же сложной тканью образа привлекают станковые офорты и линогравюры художника.

...Все эти дни залы выставки необычно многолюдны, у полотен, скульптур, гравюр и рисунков идет оживленный разговор о современном искусстве. Споры о нем продолжаются и в книге отзывов, и во время встреч с молодыми авторами тут же, у их работ. Большинству зрителей по душе беспокойные, заставляющие думать художественные поиски молодежи, и они доброжелательно напутствуют молодые таланты. Любопытно и то, что артисты Московского драматического театра на Малой Бронной, гастролировавшие в нашем городе, предложили показать лучшие работы художников в стенах своего театра в Москве.

Явный общественный успех первой молодежной выставки заставляет думать о необходимости устройства таких выставок ежегодно. И будем надеяться, на них мы еще не раз встретимся с новыми радостными открытиями в искусстве.

Звезда. 1996. 6 июля.