Рита Кириллова

Выставка может быть и курортом

Мало того, что создатель первого ценного в художественном смысле приза в республике «Узорчатый занавес» Праски Витти принадлежит, во-первых, к гордому племени «мухинцев», а во-вторых, к редкому у нас в стране отряду эмалеров. Так с этим гордым и редким художником мало кто из коллег в Чувашии может тягаться числом и качеством творческих странствий по миру. Нынешние летние его поездки были весьма своеобразны.

Чувашо туристо, облико морале

С приглашениями на выставки и конкурсы у Виталия Петровича проблем нет давно. Но счастье представить свою нацию на каком-нибудь престижном мероприятии художники, в отличие от спортсменов, чаще всего оплачивают самостоятельно. Поэтому некоторые моменты такого счастья иногда приходится пропускать. С Виталием Петровичем такое уже случалось. И поэтому, когда ему пришло очередное приглашение на Всемирную выставку искусства эмали, которая на этот раз проходила в городе Салоу, что в гордой и близкой художнику по духу стране – Испании, он просто махнул туда по туристической путевке. Жил вместе с любопытствующими отдыхающими и скупающими шмотки челноками, получая свой положенный завтрак туриста, а на самом деле привез конкурсные работы, все время пропадал в музее эмалеров, где проходил конкурс, участвовал в шумном вернисаже с участием всяческих испанских министров и градоначальников, наконец, получил третью премию среди 153 участников, галантно пропустив вперед двух гранд-дам из Испании и Бразилии.

Идеальная коробочка


Чем взял Праски Витти искушенных в эмали испанцев и прочих цивилизованных южан? Получив тему выставки («box», в первом переводе просто «коробка»), Виталий Петрович вспоминал все, что с коробками связано, начиная от ящика Пандоры и кончая шкатулкой с письмами. В итоге на свет появилась металлическая коробка для... стихов, которую автор назвал «Идеальная среда стиха». Припомнив и открытия русских авангардистов 20-х годов, которые воспарили над смыслом ради абсолютного знака, Виталий Петрович взял да и заменил звук одним графическим изображением. Получились схемы различных ритмов, которые он украсил собственными знаками. А кто-нибудь другой вполне может украсить своими. Эдакая универсальная форма для любого языка. Причем в одной коробочке стихи текли по кругу, в другой карабкались в треугольнике, а в третьей одолевали квадрат. Всего коробочек-эмалей, испещренных новыми, придуманными чувашским художником иероглифами, было три. Когда Виталий Петрович стал объяснять, в чем тут, собственно, дело, собратья по искусству и приглашенная публика – все там так и застыли. Бразильская призерка затискала чувашского призера в жарких объятьях. Виталию Петровичу отписали 25 тысяч песет, деньги по сравнению со славой и уважением по этому поводу совсем не большие.

С корабля на бал


Возвращаясь из солнечной Испании и оставив там свои волшебные коробочки, Виталий Петрович оказался в Москве, где и зашел со своим другом по его делам в офис фирмы с любимым русским названием «Солярис». Закончив дела, друг вышел из кабинета вместе с фирменным главой. Виталия Петровича с главой познакомили. И бизнесмен, видя перед собой интересного человека, прямо так и сказал: послушай, организуй мне выставку в Дубровнике. Вообще-то Виталия Петровича ждал поезд в родной город Чебоксары, но, с другой стороны, в Дубровнике он еще никогда не был. Выставку он сделал, назвали ее громко и не таясь – «Русское искусство». Так гордый эмалер оказался на одном из самых прелестных курортов Адриатического побережья, где о художниках из России ничего не слышали последние лет пятнадцать. И даже, говорят, не скучали. Однако «Русское искусство», представленное во дворце XVI века Спонза, внесло некоторое оживление и в этот райский уголок. В «Русском искусстве» поучаствовали: один живописец, одна керамистка, одна специалистка по русскому костюму, один акварелист и, конечно, сам Праски Витти. Каждый из них, по доброте «Соляриса», жил в роскошном двухместном номере и опять-таки получал свой законный breakfast. На вернисаже звучали флейты, порхали балерины, подавались устрицы и омары. Причем банкетный стол пришелся аккурат у стены замка с работами Виталия Петровича, так что наш художник опять отхватил дозу повышенного к себе внимания. Приглашенные даже говорили, что и не представляли себе, как изменилось за несколько лет российское искусство.

Академик в учениках


После столь бурного лета Виталий Петрович и не думает расслабляться. Сейчас он принимает у себя бывшего однокашника и тоже гордого «мухинца», художника по стеклу Владимира Муратова. Скромный Владимир Сергеевич на самом деле член Российской академии художеств и обладатель двух Государственных премий, к тому же золотую медаль АХ он получил первым среди всех прикладников Советского Союза. За работы, сделанные в Гусь-Хрустальном. Так вот этот человек, достигший всего, о чем может мечтать в нашей стране ваятель чего-либо, приехал учиться у нашей знаменитости. И стать в дополнение ко всему еще и обладателем редкой профессии эмалера. А кто же его еще научит, как не Виталий Петрович, которого уже все, кто мог, поздравили с победой на Всемирной выставке в Салоу. Кстати, это уже не первая его победа в международном конкурсе эмалеров. В той же Испании он уже получал премию. «В третий раз, — говорит он, — в этом оплоте искусства эмали побеждать будет даже и неприлично. Так что я погожу туда пока с дальнейшими поездками. Пусть победят другие».

Аргументы и факты. 2001. сент. (№ 37). С. 8. Прил. (Аргументы и факты-Чувашия).