Р. Кириллова

Одна, но пламенная картина

То, что единственный в своем роде художник неповторим во всем, еще раз доказал известный чувашский эмалер и монументалист Виталий Петров (Праски Витти). На свой юбилей он не стал закатывать в главных художественных залах республики грандиозных вернисажей, а устроил в скромной галерее «Серебряный век» выставку одной картины.
Уроженец деревни Алгазино Вурнарского района нагружен званиями почти «под завязку», он и заслуженный художник России и народный художник Чувашии, лауреатом он становился дважды – когда получал республиканскую Госпремию, и когда его награждали в Международном творческом центре эмали в венгерском Кечкемете. По его работам европейцы узнавали о существовании «народа в серебряных одеждах», его иллюстрации - неотъемлемая часть знаковых национальных произведений, а его панно и витражи украшают главные здания республики. Поэтому на 70-летие мастера логично было ожидать экспозиции с полным собранием творений, нескончаемых торжественных речей и присутствием сонма официальных лиц. Но все это для такого живого и по-юношески неуемного художника как раз нелогично.
На своеобразном подведении промежуточных итогов Виталий Петрович предъявил собравшимся картину-эмаль «Идущие по огню», работу на мотивы поэзии Константина Иванова. Герои главной чувашской поэмы стали для Праски Витти своего рода Адамом и Евой «чувашского космоса», которые давно трансформировались в самостоятельный символ, не имеющий ничего общего с расхожим клише «девушки в монистах» и «парня в вышитой рубахе». К тому же, ставшие скорее мифологическими, то есть всесильными и всеобъемлющими, чем просто лирическими или мелодраматичными. Черный фон выложенной крестом цветной эмали – цвет бесконечности, а раскинутые руки чувашских героев – почти парафраз «Идеальных параметров человеческого тела» Леонардо да Винчи. Картина выполнена по очень сложной и оригинальной технологии. Ее невозможно тиражировать и надо было создать одними красками за один день: если эмаль простоит ночь, ее цвет изменится, в печке тоже меняется воздух, поставленная на другой день часть картины уже не будет взаимодействовать с ранее сделанным. Зато работа из стекла и металла практически вечна. Реставраторы будущего отдыхают. Вот такой картиной решил отметить свой день рожденья мастер Праски Витти. Друзья даже посоветовали ему выставить такое чудо на площади Республики. Но настоящий художник знает меру и в эпатаже. Достаточно того, что незабываемая работа, на которую бы дышали в любом солидном музее мира и терли бы ее тряпочкой, была запросто прислонена к стенке библиотечной галереи, обойдясь без спецосвещения или музейной охраны. В этом тоже был некий элемент роскоши вернисажа. Кстати, автор драгоценных эмалей редко соглашается их продать. На одном из зарубежных вернисажей ему предлагали за работу почти десять тысяч долларов. Но он не расстался с произведением. Хотя известен и такой его поступок: как-то он сжег две сотни своих пейзажей, потому что «в них не было Бога».
Праски Витти часто называют этнографическим авангардистом и даже этнофутуристом. Сам же он себя считает художником далекого прошлого. «Когда мой народ был таким, каким я его изображаю, а это несколько столетий назад, у них не было такого художника, как я. Поэтому я восполняю упущенное», – говорит он.
Тем не менее, его почитатели решили поработать именно на будущее. Работники Национальной библиотеки по собственной инициативе создали электронный библиографический указатель «Праски Витти», где собрали довольно много информации по творчеству юбиляра. И выставка одной картины стала еще и презентацией этого диска, который предваряет автопортрет, слегка пародирующий знаменитое фото Эйнштейна. Как и гений физики, чувашский художник не представляет жизни без парадоксов.

Советская Чувашия. 2006. 5 октября