Л. Семечкина, искусствовед

Интерес к человеку

Выставка произведений заслуженного художника РСФСР Виталия Петрова (Праски Витти) стала заметным явлением в культурной – жизни нашей республики. Она раскрыла яркое дарование мастера. Главное в его творческой деятельности – монументально-декоративная живопись как один из компонентов архитектурного убранства.

Виталий Петров – наш земляк, но его творческий след имеет обширную географию: Ленинград, Пермь, Тольятти, Кунгур, Устинов, города Венгрии, ГДР, Болгарии... Его монументальным произведениям присущи смелые цветовые контрасты, четкие динамичные ритмы, многоплановое раскрытие темы, разнообразие применяемой техники. Зрелищные, эмоционально – приподнятые, они захватывают внимание своей публицистичностью, неожиданными подробностями интеллектуального рассказа. Роспись «Метаморфозы», первое самостоятельное произведение, раскрывает тему бесконечного развития и перевоплощения живой природы. Тематику других композиций можно уяснить уже из их названий: «Книга обучающая», «Стыковка космических кораблей», «Человек раздвигает познания», «Заселенный космос»...

Широкий круг интересов прослеживается и в станковых, в частности, графических, работах художника. Его офорты, рисунки, акварели, линогравюры и гуаши населены историческими и современными образами, мифологическими и литературными героями, фантастическими и. поэтическими ассоциациями. Благодаря изображению буквально понятой метафоры, возникает необычный по своему строю художественный образ, к которому автор обращается неоднократно, каждый раз наполняя его новым содержанием. Но как бы ни была сложна и непривычна авторская концепция, примечательной особенностью этих жанровых по характеру произведений является интерес к человеку, к его духовным ценностям. Красной нитью проходит тема любви к матери, к своему родному дому.

Творчество Петрова преисполнено преданности корням своим, земле чувашской. Знаменательно, в этом плане создание художником образов просветителей чувашского народа, его поэтов, композиторов, художников. Герои поэмы К. В. Иванова – Сетнер и Нарспи – находят образное воплощение почти во всех фундаментальных работах Петрова. Их судьбы вплетаются в монументальные композиции, в сложную символику древнего орнамента и оживших метафор станковых работ. Преломленные сквозь призму мироощущения самого художника, они обретают общечеловеческое содержание, включающее в себя понятие добра и зла, счастья и горя, любви и ненависти. Этой теме посвящены почти все произведения, выполненные художником в технике горячих эмалей.

Традиции использования этой техники в ювелирном деле уходят в глубь веков. Современные технические достижения позволили создать эмали, пригодные для монументально – декоративных работ. В нашей стране умельцев этого вида эмальерного искусства пока единицы. Эмали Петрова, в отличие от живописи, пленяют изысканностью цветовых сочетаний. Но в них, как нигде более, художник руководствуется интеллектом, нежели чувством или игрой фантазии. Квадратные по формату, они расчерчены дугами, кругами, прямыми линиями. В их переплетения включены орнаментальные мотивы и изображения героев «Нарспи». Подобные композиции требуют расшифровки. Собственно, и живописные работы художника воспринимаются закодированными и нуждаются в пояснениях. Кроме этого, в некоторых из них настораживает чрезмерная яркость цвета, элементарность сочетаний, неоправданные в станковой живописи.

Продолжить рассказ о выставке и авторе предоставленных на ней работ мне хочется следующим образом. В разное время довелось беседовать с самим художником и кандидатом искусствоведения А. А.Трофимовым. В результате из услышанного составился интересный заочный диалог.

В. Петров: Некоторым моим живописным работам не нужно искать словесного выражения, так как в них я обращался к чисто изобразительному языку. Подобные задачи помогают художнику сохранить творческую дерзость, развивают фантазию.

A. Трофимов: Цвет в произведениях Петрова – не декоративен и не повторяет цвет вышивки. Использованные им чистые цвета отражают народное представление о красоте.

B. Петров: Да, о красоте и моральных ценностях. Голубой олицетворяет чистоту помыслов, духовность. Красный – жизненную энергию. Желтый – ласковость, теплоту. С помощью цвета решается – проблема изображения пространства на плоскости. Красный создает ощущение переднего плана, голубой – ощущение дали. Но в монументальных росписях цвет может быть и декоративен.

A. Трофимов: Квадрат эмалей – не просто формат. Эта форма связана с моделью мира. В представлении многих поколений людей мир – четырехугольный. Дуги – небосвод, орнаментальные мотивы по углам квадрата – светила. Круг, диск – земля. Центральная ось – ось жизни. Нарспи и Сетнер – обобщенный образ людей. Таким образом, получилась модель мира, населенного людьми. Исчезновение оси означает разрушение мира. Народные представления о космогонии сберегли народные просветители.

B. Петров: Для человека в этом мире все происходит в квадратном измерении: четыре времени года, стороны света, времени суток. Герои «Нарспи» изображены в таком мире, каким они его воспринимали. «Нарспи» – грандиозная картина развития человеческого духа в предполагаемой гармонии мироздания и разрушения этой гармонии. Мы видим замечательную героиню, прелестную ясноликую девушку и ее попранные чувства, ее страдания, которые доводят ее до преступления. Художник должен проследить изменения личности. В конце поэмы Нарспи – другая, ее уже нельзя изображать красивой. Жизнь ее разрушена. Она проклята. На лице – печать ужаса, потрясения.
А действия ее родителей?
Ведь это неосторожное, пренебрежительное отношение к законам равновесия мира, в противостоянии добра и зла, ночи и дня. Ненависть уничтожает человека. Этот путь прошла, к сожалению, Нарспи. Ее судьба – предостережение. Когда я рисую сюжеты из жизни своего народа, обнаруживаю, что я вновь думаю о героях «Нарспи». Поэма рассказывает о полном цикле жизни чуваша в этом мире: от весны до ненастий, от радости до печали, от праздников до разбоя, от нежного свидания до мести. И что бы я ни рисовал, мне кажется, что я вновь рисую «Нарспи». У поэмы – ясный, прозрачный аромат языка. Она рисует нас способными на большие, глубокие чувства.

A. Трофимов: В своих произведениях Петров часто применяет орнамент. Но это – не декоративное убранство. Художник использует его символику. Чаще всего это мотивы солнца или древа жизни.

B. Петров: Использование орнамента позволяет точнее назвать время, в котором жили герои. В орнаментах своих вышивок они отражали свое представление о мире. Орнамент возвышает их до людей с глубоким мировоззрением, понимающих миропорядок. Эти духовные категория – уходят. Способен ли современный человек воспринять их сегодня? Лично я верю, что они примут видоизмененную форму, трансформируются в других видах искусства.

А. Трофимов: Развитие современного искусства и, в частности, творчества Петрова – это новое слово. Оно несет в себе синтез различных культур и верность народным понятиям.

В. Петров: В своем творчестве я, прежде всего художник-монументалист. Это сказывается и на других моих работах. При создании монументальных композиций я определяю сначала ее костяк – расчеркиваю сетку по законам золотого сечения. Внутри полученных делений мне легко расположить персонажи. В своей работе использую геометрические и оптические, факторы. Бывают сложности с заказчиком, не подготовленным для восприятия пластического языка, но который стремится навязать свое видение. С панно «Метаморфоза» получилось так, что я непреложно следовал требованию заказчика (им был академик М. В. Келдыш). Стояла задача изобразить общее понятие о жизни, которая включает в себя жизнь дерева, камня, рыбы, птицы, человека, жизнь его деяний... Эскиз к росписи речного вокзала в Перми «Стыковка космических кораблей»; сделал в тот же вечер, как услышал сообщение.

А. Трофимов: Чебоксары быстро растут, строится мир го больших общественных зданий, но, к сожалению, монументальное искусство развивается медленно.

В. Петров: Развитие монументального искусства крайне важно, оно способно отражать достижения и задачи социализма, оно всегда адресовано народу и является показателем его культуры. Союзу художников Чувашии необходимо энергичнее добиваться форсированного развития монументальной живописи и сопутствующих ей искусств – эмали, литья, декоративной керамики.

A. Трофимов: При появлении архитектуры, как формы национального искусства,монументально – декоративное искусство нашло бы симбиоз с ней.

B. Петров: Предпосылки для создания национально архитектуры есть. Интеллектуальный интерес к пройденному пути народа, к его искусству, широта мировоззрения помогут, я думаю найти новое, современно решение архитектурного образа в соединении с живописью.

A. Трофимов: Как участник интернациональной группы художников, Петров был экспонентом международных выставок в Венгрии, ГДР, Болгарии, Югославии. Три эмали были приобретены музеем эмальерного искусства в Венгрии.

B. Петров: Сегодня необходимо активизировать и развивать интернациональные контакты. Они необходимы, как воздух. Совсем не обязательно только с другими странами, но и с нашими соседями – марийцами, татарами, удмуртами, украинцами... Искусство должно уметь воспринимать культуру других народов, иначе оно оскудеет. Выставки в других местах и странах – это проверка наших возможностей. Например, на Международной выставке в Париже пейзаж «Осенний день» чувашского художника П. Ф. Петрова был отмечен серебряной медалью. Это свидетельство большого творческого обаяния художника.

A. Трофимов: Петрова отличает широкий творческий диапазон, обширный круг интересов. Это качество развитого интеллекта. В его творчестве видна тесная связь не только с прошлой, но и современной культурой. К сожалению, среди большинства чувашских художников не столь энергична и действенна интеллектуальная жизнь, как этого хотелось бы, как требует современность.

B. Петров: Истинный талант – это прежде всего эрудиция в сочетании с богатством чувств. Встреча с талантливым художником для меня истинное счастье. Почитая классиков, я избежал пустого нигилизма по отношению к современным художникам. У нас обилие талантов. Мы сохранили классическую школу обучения, которая способна создавать художника, умеющего изображать мир и человека. Благодаря этому новый шаг вперед.

Советская Чувашия. 1987. 23 мая.