Л. Семечкина, искусствовед

Отчет землякам

В выставочном зале Чувашской художественной галереи открылась кратковременная (всего на две недели) выставка произведений художника из Тольятти, заслуженного художника РСФСР Виталия Петровича Петрова (Праски Витти).

В.П.Петров — преимущественно художник - монументалист. Он автор целого ряда живописно-монументальных произведений, находящихся в Ижевске, Перми, Казани, Краснокамске, Тольятти, Пущино на Оке и других городах страны. Спортивному комплексу Новочебоксарска принадлежит его красочное панно «Родная земля», в котором, избрав своей путеводной звездой бессмертную поэму К. Иванова «Нарспи» и обратившись к эстетическим канонам чувашской старины, художник излил свое восхищение и преданность родине.

На выставке в Чебоксарах представлены графические работы Праски Витти, исполненные гуашью, тушью или карандашом, а также его оригинальные произведения, созданные с помощью техники горячих эмалей.

Центральное место в графической серии занимают работы, посвященные И. Я. Яковлеву, К. В. Иванову и Михаилу Сеспелю. Это небольшие по формату многофигурные композиции, в которых не только раскрыт внешний и внутренний облик известных исторических личностей, но и даны основные приметы времени и профессиональной деятельности просветителей, передан душевный трепет самого автора.

В рисунках и гуашах, относящихся к периоду совместной работы с художниками Венгрии и ГДР в 1978—1983 годах, своеобразно отражены впечатления художника, полученные от соприкосновения с архитектурой Новгорода и Ленинграда, а также городов Венгрии и ГДР, где художник отмечает и новые для себя обычаи и нравы. Примечательной особенностью этих жанровых по характеру произведений является интерес к человеку, к духовным ценностям его натуры.

Технику горячих эмалей В. П. Петров освоил будучи участником международного семинара по эмальерному искусству, проходившего в Венгерской Народной Республике. Эта техника имеет многовековые традиции и всегда использовалась для получения изысканного многоцветного декора в ювелирном деле. Благодаря настойчивым поискам современных художников и технологов, эмали в сочетании с металлом, деревом, бетоном нашли применение в монументальном творчестве.

Тематика экспонируемых эмалей навеяна и самобытной красотой народной венгерской архитектуры, и мотивами чувашского фольклора и орнаментики, и вновь судьбами Нарспи и Сетнера, но уже преломленными сквозь призму открывшейся художнику народной мудрости, зашифрованной в произведениях древнего искусства.

Всматриваясь в работы Праски Витти, обнаруживаешь его постоянное стремление к единству чувственного, духовного и интеллектуального познания и отражения действительности. Поэтому закономерно обращение художника к образам народного творчества, соединивших в себе эстетический, интеллектуальный и нравственный опыт далекого прошлого.

Советская Чувашия. 1984. 12 мая.