Лариса Семечкина, искусствовед.

Я вновь рисую «Нарспи»

В Художественном музее работает выставка произведений заслуженного художника Российской Федерации, члена – корреспондента Чувашской национальной академии наук Праски Витти.
Праски Витти - творческий псевдоним Виталия Петровича Петрова, автора большого количества монументально - декоративных росписей, интерьерных панно в общественных зданиях - в Ижевске, Казани, Краснокамске, Новочебоксарске, Тольятти и других городах.
Весьма плодотворно художник работает в области станковой и книжной графики. Им созданы многочисленные черно-белые и цветные линогравюры и офорты, гуаши, акварели, рисунки карандашом и тушью. Известны его иллюстрации к поэзии Александра Блока и Раисы Сарби. Творческие интересы художника распространились также на искусство керамики, резьбы по дереву и художественных эмалей, древняя технология которых соединилась с новыми монументальными формами произведений.
Особенно больших успехов Праски Витти достиг в эмальерном искусстве. В этом году он был удостоен первой премии Международного творческого Центра эмали в Кечкемете (Венгрия) за лучшую работу года и награжден дипломом третьей Московской международной выставки эмальерного искусства.
Технику эмалей художник освоил в Венгрии, будучи участником международного семинара. С тех пор он - многократный участник и руководитель союзных и российских творческих семинаров по монументально-декоративному и эмальерному искусству. Работал с группами художников из Германии, Чехословакии, Венгрии в СССР и за рубежом. Трижды участвовал в международных симпозиумах по эмали в Кечкемете и дважды - в Сочи.
Праски Витти был экспонентом многочисленных отечественных и зарубежных выставок, проходивших в ГДР, Болгарии, Венгрии, Польше, Испании, США. В прошлом году состоялись две персональные выставки художника в Венгрии - Будапеште и Кечкемете. Многие произведения мастера разошлись по музейным и частным коллекциям как нашего Отечества, так и зарубежных стран.
Нынешняя персональная выставка работ Праски Витти является третьей по счету у нас в Чебоксарах. Если первая была выставкой произведений нашего земляка, то две последние стали отчетами вернувшегося на родину сына.
На персональной выставке 1984 года художник представил серию графических работ и эмалей, отразивших впечатления периода совместной работы с венгерскими и немецкими художниками в Новгороде, Ленинграде, в городах Венгрии и ГДР. На выставке 1987 года, наряду с эмалями и различными видами графических произведений, можно было познакомиться с его обширнейшей работой как художника-монументалиста благодаря представленным эскизам и фотографиям настенных росписей. Кроме того, Праски Витти показал декоративные керамические блюда с подглазурной кобальтовой росписью, сюжетные панно, исполненные в технике сквозной и рельефной резьбы по дереву, а также большой ряд живописных произведений как монументального, так и камерного характера. Сегодня можно увидеть новые работы художника в области живописи, графики и эмальерного искусства.
Творчество Праски Витти - это конгломерат авторской энергии, досконального знания своего ремесла, эрудиции, необычайной преданности своим национальным истокам, глубокого, своеобычного мышления. Ему присущи верность однажды избранной теме человеческих судеб и отношений, увиденных сквозь призму мифологических и литературных образов, смелые цветовые контрасты, четкие динамичные ритмы, многоплановость образного и композиционного строя произведений.
Поистине путеводной звездой стала для художника бессмертная поэма Константина Иванова «Нарспи». Ее герои находят воплощение почти во всех фундаментальных произведениях живописи, графики, эмалей, органично вплетаясь в их сюжетную канву. В мироощущении самого творца они обретают общечеловеческое звучание. Еще в отроческом возрасте будущий художник изумился красоте поэмы. Впоследствии, взрослея и познавая премудрости жизни и ее перипетии, изучая литературу и искусство других народов, соприкасаясь с культурным наследием мировых цивилизаций, он все более и более постигал и глубину «Нарспи».
Искусство Праски Витти интеллектуально, конструктивно и неожиданно. Его композиции населены одновременно историческими и современными образами, мифологическими и литературными персонажами, фантастическими и поэтическими аллегориями. Он «довольствуется» двухмерностью плоскости листа или стены, располагая в ней своих героев во всех направлениях золотого сечения. Главные образы выделены, как и в росписях древнего Египта, более крупными размерами. Цвет условен, декоративен или символичен. В живописи и эмалях он всегда звучит напряженно, эмоционально приподнято.
Праски Витти боготворит творческое и интеллектуальное наследие своего народа - его вышивку, ткачество, шитье бисером, старинный чувашский костюм и его орнаментальный убор. Орнамент - это письмена, знаки-символы, обереги древних, раскрывающие их образ мыслей и представления об устройстве мира. Художник широко использует эти орнаментальные образы. Ими он может обозначить солнце, огонь, реку, дом… Они могут стать основным смысловым акцептом произведения.
- Я чуваш, - говорит художник. - И я должен знати культуру своего народа, его язык и чаяния. Должен не только изучать и оберегать это наследие, но и развивать его, идти дальше. Я использую сочетания чистого цвета, которые отражают народное представление о красоте и моральных ценностях. Квадратный формат эмалей, расчерченный прямыми и дугообразными линиями, изображает модель мира, как ее понимает человек, для которого все происходит в квадратном измерении, четыре времени года, стороны света, времени суток.
В такой предполагаемой гармонии мироздания живут герои «Нарспи». Нарспи - прекрасная любящая и любимая девушка. Но ее чувства попраны. Страдание и унижение рождают в ней ненависть и злобу. Эти чувства изображены в виде ощетинившейся, с раскрытой пастью, волчицы. Нарспи совершает преступление, она проклята, и она уже другая, на ее лице - печать ужаса и потрясения, и это лицо уже безобразно. Ненависть убивает в человеке человеческое. Судьба Нарспи - предостережение.
Когда я рисую сюжеты и жизни своего народа, то обнаруживаю, что вновь думаю о героях поэмы. Ведь в ней показан полный цикл человеческой жизни, в которой совмещаются весна и ненастье, радость и печаль, праздники, разбой, нежное свидание и месть. И что бы я ни рисовал, мне кажется, что вновь рисую «Нарспи».
Сейчас Праски Витти обеспокоен судьбой своего народа. Он мечтает его возвеличить, повысить значение чувашей, в их же собственных глазах. Художник ратовал за гимн, герб и флаг Чувашской Республики. Принимал участие в конкурсе проектов… И все-таки главное - то, чем занимается он повседневно. Именно своим творчеством, силой своего таланта, своими успехами на художественных выставках, победами в мастерстве прославляет он чувашский народ и свое Отечество.

Чебоксарские новости. 1993. 15 мая.