А. Трофимов,
кандидат искусствоведения.

Древо большого искусства
К 50-летию художника Праски Витти

Перед высоким, могучим тополем Константина Иванова стоял человек, приехавший сюда, чтобы ближе узнать родину поэта. По народному обычаю и по велению сердца он «попросил» у Древа поэзии и искусства небольшую ветку, чтобы взять ее с собой на Волгу.

Черенок тополя из Слакбаша был посажен на могиле Анатолия Миттова. А человек, посадивший это деревце, - заслуженный художник РСФСР Виталий Петров (Праски Витти). В своем благородном поступке он видел символ связи, искусств и людей, в творчество которых страстно влюблен.

Виталий Петров – автор иллюстраций около пятидесяти книг, многочисленных листов станковой графики, работ эмалевой живописи и произведений настенной росписи, находящихся в общественных зданиях Перми, Устинова, Казани, Краснокамска, Тольятти, Новочебоксарска, Чебоксар и многих других городов нашей страны.

Явлением в культурной жизни Чувашии 80-х годов стали его росписи в технике голодной энкаустики «Родная земля», украшающие стены Новочебоксарского Дворца спорта. Поистине титанического труда художника потребовало это произведение, ведь его площадь более 250 квадратных метров. Росписи состоят из самостоятельных сюжетов («Свидание», «Ухаживание», «Свадьба», «Праздник», «Обновление»), но в то же время они взаимосвязаны. В них автор рассказывает о земле Чувашии, ее людях. Основой содержания работ служат история, современная жизнь народа, его культура. Образная структура опирается на народное миропонимание, на произведения поэтов и художников, на подвиги славных сынов республики. На настенной живописи зритель видит Константина Иванова, Федора Павлова, Михаила Сеспеля, Анатолия Миттова, дважды Героя Советского Союза летчика-космонавта СССР Андрияна Николаева.

Произведения на тему жизни К. Иванова, его бессмертной поэмы «Нарспи» и творчества А. Миттова, созданные Виталием Петровым, являются как бы одной из ветвей Древа творчества художника. Большее место они занимали на персональных выставках его работ, состоявшихся в Чебоксарах, городах Венгрии и ГДР. Изображениями К. Иванова и персонажами из его творений наполнены росписи стен Дома книги «Факел» в городе Тольятти.

Особенно высокохудожественны работы Виталия Петрова, выполненные на международном семинаре по эмалевой живописи, который проходил в Венгерской Народной Республике в 1983 году. Они («Свидание», «Побег», «Свадьба», «Месть» и другие) созданы в технике цветной и прозрачной эмали.

Тема Нарспи давно волновала художников, и каждый из них решал те проблемы, которые ставились его временем. Начало 80-х годов — время активного научного исследования космического пространства, период изучения глубинных народных космогонических представлений — внесло в развитие изобразительного искусства новое явление и дало почву для использования, в переосмысленной форме, древних понятий о модели мира, о светилах, о Вселенной.

С этим сложным процессом поисков выразительных средств и связаны эмали Виталия Петрова. В работе «Свидание» изображена встреча Сетнера и Нарспи. Но целью автора является не простой показ или иллюстрированное воспроизведение героев поэмы. Художник видит в них нечто большее, связанное вообще с жизнью человека на земле. Для выражения этой философской мысли он прибегает к символам, к народным представлениям о модели мира, о жизни.

Квадратный лист, олицетворяющий мир, разделен на две части. Одну его половину, покрытую красной эмалью, занимает фигура Сетнера, вторую, покрашенную белым цветом, - Нарспи. Между ними как бы соединяя эти два начала жизни – женское и мужское – вырисовываются качели, символизирующие, по народным понятиям судьбу: на них садятся, катаются, с них и падают, но здесь качели пустые. Молодые люди, изображённые художником, не успели на них встать. У них всё впереди – и смех, и слёзы, и жизнь, и смерть. Однако автор не спешит показать скорбный конец поэмы. Для него главной является жизнь людей на Земле, которая существует и развивается лишь на основе любви, соединения двух начал. Эта мысль находит своё символическое выражение и в сочетании красного цвета с белым или чёрным, зелёного с синим и т.д.

Многие работы художника выполнены в технике прозрачной эмали, что совершенно ново для советской эмалевой живописи. Она отличается, прежде всего, своим изяществом, при обжиге приобретает теплый золотистый колорит, зависящий от температуры и толщины нанесенного слоя. Композиционный строй этих листов образован из двух частей. Первая, состоящая из квадрата («Земля», «Мир») и окружностей («Вселенная со сферами»), служит своеобразным фоном, а вторая, включающая в себя сюжетные фигуры, является главной. В образной структуре обе части взаимосвязаны. Автор, показывая изображения, повествующие о побеге, свадьбе и мести, стремится выразить свою мысль как бы через народное миропонимание. Этим и вызвана своеобразная манера исполнения фигур, которая слегка напоминает стиль народного творчества. С тем же намерением в композиционный строй введены угрозы-светила, слова из поэмы. Художник через орнамент отражает восход и заход солнца, его затмение, движение звезд, место человека на земле.

Эти работы не только обогащают нарспиану, но и свидетельствуют о возникновении в изобразительном искусстве Чувашии нового вида творчества — эмалевой живописи, а также о зарождении совершенно новой художественной образной системы.

Эмали являются еще одной цветущей ветвью Древа искусства художника. На этом Древе значительное место занимает и графическая серия, которая посвящена Ивану Яковлеву, Константину Иванову и Михаилу Сеспелю.

Недавно художник закончил еще одну большую работу — в актовом зале полиграфпредприятия «Современник» в Тольятти. Монументальная роспись, названная «Восхваление книги», состоит из нескольких частей, и каждая из них связана с определенной сюжетной завязкой. В одном случае книга вбирает в себя сведения о медицине, в другом,— поэзию, в третьем — человеческую мудрость, в четвертом — является источником знаний вообще. В росписях значительное место уделено образу чувашского просветителя И.Я.Яковлева.

Глубокой философичностью наполнено произведение художника о творчестве: молодой человек хочет поймать крылатого коня. Он под Древом искусства. Женщина, держащая книгу, выступает как модель Вселенной. Она, защищая все красивое и справедливое под небосводом, посылает из книги Добро на уничтожение космического дракона. Виталий Петров — один из видных представителей советской школы монументального искусства нашего времени. Его Древо жизни и творчества растет и обогащается новыми плодами.

Советская Чувашия. 1986. 17 сентября.