А.А. Трофимов

Художественные приемы в современном чувашском изобразительном искусстве

Поиски выразительных средств связаны с процессом развития культуры, развитием социальной жизни. Сегодня в чувашском изобразительном искусстве появляются ранее неизвестные художественные приемы, жанры, даже виды творчества. Кроме монументально-декоративной скульптуры и паркового зодчества, о чем уже сказано, среди новых видов следует также назвать эмаль, что для нашего профессионального искусства до сих пор было совершенно неизвестно. Первым автором произведений, выполненных в этой технике, стал художник-монументалист В. Петров, серия работ которого посвящена поэме К. В. Иванова «Нарспи» («Свидание», «Побег», «Свадьба», «Месть»).
Тема «Нарспииана» давно волновала художников, и каждый из авторов решал те проблемы, которые ставились его временем. Графические и живописные работы самого поэта созданы в традициях русского искусства прошлого века. В них прослеживается, как мы сегодня говорим, применение способа прямого изображения.
Художники 30-40-х гг., иллюстрируя произведения К. Иванова, как бы продолжают эти традиции. Прием прямого изображения одним их излюбленных оказался в творчестве П. Сизова, который всю жизнь занимался изучением поэмы.
В 60-х гг., с приходом в чувашское искусство А. Миттова «Нарспииана» обогащается новыми выразительными средствами. Среди них большое место занимают символы, аллегории.
В середине 70-х гг. В. Агеев на своих графических листах, стремясь выразить общечеловеческое значение «Нарспи», прибегает к манере исполнения, характерной для художников эпохи Возрождения.
Начало 80-х гг. – время активного научного исследования космического пространства, период изучения глубинных народных космогонических представлений – внесло в развитие изобразительного искусства новое явление и дало почву для использования, в переосмысленной форме, древних понятий о модели мира, о светилах, о Вселенной.
С этим сложным процессом поисков выразительных средств и связаны произведения В.Петрова. В работе «Свидание» изображена встреча Сетнера с Нарспи. Но целью автора является не просто показ или иллюстрированное воспроизведение героев поэмы. Художник видит в них нечто большое, связанное вообще с жизнью человека на земле. В выражении этой философской мысли В.Петров прибегает к символам, к народным представлениям о модели мира, о жизни, что выступает как в композиционном приеме, так и в фигурах.
Квадратный лист, олицетворяющий мир, разделен на две части. Одну его половину, покрытую красной эмалью, занимает фигура Сетнера, вторую, покрашенную белым цветом, – Нарспи. Между ними, как бы соединяя эти два начала жизни – женское и мужское, вырисовываются качели, символизирующие, по народным понятиям, судьбу: на них садятся, катаются, с них и падают. Но здесь качели пустые: молодые люди, изображенные художником, не успели на них встать. У них все впереди – и смех, и слезы, и жизнь, и смерть. Однако автор не хочет показать скорбный конец поэмы. Для него главной является жизнь людей на земле, которая существует и развивается лишь на основе любви, соединения двух начал.
Эта мысль находит свое символическое выражение и в сочетании красного цвета с белым или черным, зеленого с синим и т.д.
Остальные три работы художника выполнены в технике прозрачной эмали, что совершенно ново для советской эмалевой живописи (она отличается, прежде всего, своим изяществом, при обжиге приобретает теплый золотистый колорит, зависящий от температуры и толщины нанесенного слоя). Композиционный строй этих листов образован из двух частей: первая, состоящая из квадрата («земля», «мир») и окружностей («Вселенная со сферами»), служит своеобразным фоном, а вторая, включающая в себя сюжетные фигуры, является главной. В образной структуре обе части взаимосвязаны. Автор, показывая изображения, повествующие о побеге, свадьбе и мести, стремится выразить свою мысль как бы через народное миропонимание. Этим и вызвана своеобразная манера исполнения фигур, которая слегка напоминает стиль народного творчества. С этим же намерением в композиционный строй введены узоры – светила, слова из поэмы. Художник через орнамент отражает восход и заход солнца, его затмение, движение звезд, место человека на земле. Образы, созданные им на основе синтеза народных представлений о прекрасном и требований современной эстетики, выразительны.

Трофимов А.А. Искусство: Избранные труды. Сборник статей / А.А. Трофимов. Чебоксары: ЧГИГН, 2005. С. 109–110.