М.Тьваш

Праски Витти – художник и ученый

«Из доисторического населения Европы, яфетического создателя начал европейской культуры, в Восточной Европе сохранился один-одиношенек чувашский народ, органически связанный с созданием средневековой культуры, и этот народ должен занять первенствующее место в очередных изысканиях человечества по истории зарождения и эволюции своей культуры и по установлению ее источников».

Академик Н.Я. Марр


Выдающиеся русские ученые вопреки веяниям времени возрождали древнюю чувашскую культуру, но, можно смело утверждать, чувашское искусствознание по-прежнему остается идеологизированной и схоластической наукой. Не осмыслены теорией принципиальные достижения А.Миттова, изобразительные шедевры Ю.Зайцева, Н.Сверчкова, И.Дмитриева, наиболее значительные полотна М.Спиридонова - основоположников чувашского изобразительного искусства. «Есть мнение», что национального искусства в Чувашии еще нет. В начале 20-х годов возникла парадоксальная ситуация, когда развитого профессионального искусства действительно еще не было, но проблемы национального пластического самосознания уже требовали своего разрешения.


Мощное чувствилище эпохи, Михаил Сеспель, поэтическим словом выразил насущную проблему в стихотворении «Пашня Нового Дня», но исторической смены художественных форм в изобразительном искусстве не произошло: революционная волна отхлынула, уступив место длительному застою. Художник Ю.Зайцев ощущал дух времени, но за поиски новых форм, «символизм в красках» подвергся сокрушительной критике в 30 годах. Не избежали идеологической обработки М.Спиридонов и Н.Сверчков. Лишь в начале 60-х годов появился А.Миттов, ставший, по словам Праски Витти, «последним представителем ученичества и первым сознательным творцом чувашского национального искусства». Современные живописцы и графики В.Агеев, С.Михайлов, Н.Енилин, Праски Витти и многие другие тонко чувствуют «мелодию духа нации». Подобно А.Миттову, они и сегодня обречены на создание личной теории национального искусства на основе народной музыки, обычаев, обрядов. Фольклорно-мифологическое действо под куполом неба при свете солнца, «Луны «звезд» - естественное продолжение родной природы в органическом единстве того, что академическая наука разъединила на поэзию и прозу, музыку, театр и многочисленные искусства.


Любое психофизическое явление, интуиция, мысль рождались в бесконечности внутреннего мира художника, но проверялись на реальную правду жизни внешней Вселенной, конкретной средой, эхом близких лесных чащ, прохладой таинственных оврагов с киреметищами, ширью полей и продуманной теснотой построек с хертьсурт и другими бесчисленными богами-зрителями. Мерный ритм холмистой местности, прихотливое течение рек, характер обработанной земли под ногами определяли темп и ритм, красоту передвижения и телодвижения человека, его жест, шаг, танец.


Вот где истоки национального колорита живописи, пластики танца, песни души - самобытного самосознания наших предков. Без знания древней национальной культуры, этнической истории немыслимо художественное творчество, профессиональное искусство. 17 сентября Праски Витти отмечает свое 60-летие персональной выставкой в Художественном музее. Эмальерное искусство с его легкой руки стало новым видом творчества Чувашии. Ответная речь П. Витти при вручении ему премии им. Петра Егорова: «Благодарю Верховного Бога и свою путеводную звезду за высокую честь, оказанную мне. Поклон родной матери, подарившей мне радость жизни и сердечную теплоту. Особенное благодарение людям искусства, друзьям по кисти. Они помогли мне стать человеком, дали силы освоить богатства чувашской культуры и вернуть их народу в своем творчестве. Уходящее столетие связано с рождением профессионального искусства, и лучшие достижения мы способны показать на мировом уровне. Очень рад, что путеводная звезда помогала мне показать сокровища Чувашской культуры народам мира».


Печальный опыт Миттова заставил Праски Витти вдали от родины совершенствовать свой талант после окончания монументального отделения «Мухинки». Виртуозное владение изобразительной техникой позволило ему выработать собственную систему выразительных средств, оригинальную стилистику, сочетающую лучшие достижения народного искусства, свежесть и разнообразие авангарда, интеллектуальную мощь современной науки. Зритель пленяется флюидами запечатленных чувств, обнаженной логикой зримо-мыслящего мозга... В гармоничных соединениях геометрических форм благодарная дань памяти первооткрывателям закономерностей чувашского орнамента, гениальному художнику какого-то бронзово-каменного века удивленно узревшему в разломе плодородной почвы под нежно-зеленым ростком иероглиф Бога. Магическим ограждением древа жизни был выстроен квадрат (карда) - основной символ чувашской веры, принятый как тăватă кĕтеслĕ çутă тĕнче. Этот доисторический иероглиф стал, в сущности, первой книгой наших далеких предков. Подчиняясь его божественному смыслу, Праски Витти не столько изображает чувашскую Идею в любом сюжете, сколько ВЫРАЖАЕТ ее... Не зря говорится, что человек - это стиль. Ковырнув налипшую грязь с подошвы, он сделает ее достоянием вечности. Муфельная печь в мастерской художника преобразит серую пыль в радужный цвет эмали, в хрустальную прозрачность утренней росы на поверхности красной меди, искрящейся золотом от такой горячей близости...


Необыкновенной чистотой, поэтичностью мировоззрения, острой новизной достижений в области формы Праски Витты покорил зарубежного зрителя. Член-корреспондент Чувашской Национальной академии наук, многократный участник и руководитель творческих семинаров по монументально-декоративному искусству СССР и РФ, он принимает участие в отечественных и зарубежных выставках (Польша, ГДР, Испания, Болгария, Венгрия, США, Япония).


Не растворилось, не исчезло угнетаемое в веках искусство чувашского народа. Праски Витти поддерживают друзья со всего мира: Александр Бородай (Украина), Метс Рейн (Эстония), Гурявичен Марита (Литва), Карсян Эдуард (Армения), Урбане Индулис (Латвия), Тюленев Лев (Россия). Друзья из Венгрии, Болгарии, Испании, США и Японии.


Пенсионный возраст художника означает наступление полной зрелости. Поэтому чувашские коллеги по творчеству, друзья и поклонники желают Праски Витти вдохновенно работать. Счастья Вам в день рождения и на долгие годы успехов в искрометно-радостном, радужно-солнцеликом творчестве на благо родного народа!

Молодежный курьер. 1996. 13 сентября (№37). С. 12.