В. Петров, председатель правления СХ ЧАССР

За искусство правды

Наше общество находится на пути коренного обновления. Художники Чувашии, как и весь советский народ, активно включились в революционный процесс перестройки, начатой КПСС.
В период между X и XI съездами СХ ЧАССР в стране произошли большие изменения: состоялись XIX Всесоюзная партийная конференция, 41-я Чувашская областная партийная конференция; прошли выборы народных депутатов СССР, VII съезд художников СССР; Всесоюзная конференция художников приняла временный Устав Союза художников СССР и Устав Художественного фонда СХ СССР; принято решение о выработке собственных Уставов Союзов художников Автономных республик, как самоуправляющихся общественных творческих организаций. Все это открыло новые возможности для многогранной деятельности художников, четко и полно определило цели и задачи как нашего объединения в целом, так и каждого из мастеров искусства.
Правление Союза художников Чуваши, избранное на X съезде, в своей работе руководствовалось решениями XIX партийной конференции, Пленумов ЦК КПСС, Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по дальнейшему развитию изобразительного искусства и повышения его роли в коммунистическом воспитании трудящихся» (от 21 августа 1986 года), планом мероприятий Чувашского обкома КПСС по реализации решений XXVII съезда КПСС и XIX Всесоюзной партийной конференции о развитии межнациональных отношений и усилении интернационального воспитания трудящихся на 1988 –1995-й и последующие годы.
Правление неизменно исходило из того, что главное в нашем деле – творческая личность художника, как создателя непреходящих духовных ценностей народа. Велика роль мастеров искусства в формировании самосознания общества, в коммунистическом воспитании подрастающих поколений. Мы свято помним завет В. И. Ленина о том, что искусство принадлежит и служит народу, что оно должно уходить своими глубочайшими корнями в самую толщу широких трудящихся масс, что оно должно быть понятно этим массам и любимо ими, поскольку оно должно объединять чувство, мысль и волю этих масс, подымать и развивать их, пробуждать в них художников. Художник, как открыватель и носитель прекрасного в действительности, способен и должен помогать обществу в его развитии по законам красоты.
Наш Союз известен в стране как одно из крупных объединений в многонациональном советском искусстве, способное вести творческую работу во многих направлениях. Его история отмечена верностью принципам реализма, приверженностью к работе над крупномасштабными тематическими произведениями, гражданской активностью художников на всех этапах жизни партии и страны, пристальным вниманием к вопросам воспитания национальных кадров мастеров искусства во всех его областях. Нынешний кадровый состав Союза убеждает, что он сегодня обладает значительными творческими силами. Однако правление считает, что кадровая проблема у нас на уровне требований современности еще не решена, в этом направлении предстоит серьезная, долгая, целенаправленная работа. Поиски, образование и воспитание талантов из коренного населения республики должны стать первостепенной задачей нашей организации.
Что же нас беспокоит? Мы не недооцениваем имеющийся молодежный резерв, творческие потенции несоюзной массы художников. Из этого резерва после X съезда приняты в члены СХ СССР четыре молодых мастера, это живописец Ю. Бубнов, скульпторы В. Зотиков, А. Карачарсков и П. Пупин, весьма успешно выступившие в последние годы на крупных выставках, посвященных делу перестройки, Великого Октября, важнейшим датам истории страны и мира. Всего ныне в СХ Чувашской АССР состоит 81 член. Средний возраст членов – 53 года. Это значит, что весомая часть нашего коллектива перевалила пенсионный возраст. Эта часть, хотя и задает по–прежнему необходимый тон в творческой работе СХ, естественным образом теряет свои силы. Притом, надо подчеркнуть, вместе с этой частью теряет свои позиции национальное искусство, теряется способность к обогащению и успешному развитию чувашской культуры. Определенная группа мастеров старших поколений оказывается в наше время неготовой к расширению тематики, освоению новых видов искусства, технико-технологических задач, без чего нет живой жизни в творчестве. На смену им не всегда идут кадры полноценные, а возможности кадрового обновления не такие широкие, как нам хотелось бы.
В течение полувека основным поставщиком кадров в изоискусстве республики оставалось Чебоксарское художественное училище, достижениями которого мы вправе гордиться. Отсюда вышли мастера, представившие чувашское искусство на всесоюзной и международной арене. Однако ныне положение в училище изменилось не к лучшему. В его педагогическом составе не осталось художников, способных воспитывать кадры для работы в национальном искусстве, с интересом и вниманием к национальной культуре республики. Да и статус училища мало отвечает современным потребностям культурного развития. На педагогическом отделении готовят учителей изобразительного искусства и черчения для общеобразовательных школ, но выпускников этого отделения в школах ждут без особой охоты – нужна более высокая квалификация, такая, которую обеспечивает у нас художественно-графический факультет пединститута. Притом и учительская зарплата для воспитанников училища неоправданно низкая, что не побуждает в художниках интереса к школьной работе. Выпускники этого отделения к самостоятельной творческой работе в основной своей массе не готовы, для этого надо идти в вузы. Получается, что это отделение в определенном смысле работает в холостую. Оформительское отделение училища своих воспитанников к творческой работе не готовит, оно не ориентирует их на участие в решении градостроительных задач, задач монументального–декоративного, пространственных искусств. Следовательно, желаемого пополнения в чувашском искусстве училище в нынешнем положении давать не может.
Начиная с 1960 года основные творческие силы Чувашии сгруппировались вокруг художественно–графического факультета пединститута. Его преподаватели и выпускники ныне во многом определяют, так сказать, самочувствие нашего Союза. Здесь были заняты все художники, имеющие ученые звания профессора и доцента, ученые степени кандидатов искусствоведения и педагогических наук, почетные звания народных художников РСФСР и Чувашской АССР, основное число лауреатов Государственной премии Чувашской АССР имени К. В. Иванова, премии комсомола Чувашии имени М. Сеспеля, то есть художники высшей квалификации. Работа здесь была поставлена так, чтобы каждую школу республики обеспечить учителями-художниками, способными к активной творческой деятельности. На факультете долгие годы поддерживался интерес к национальной культуре, национальному искусству, были специальные курсы по изучению истории и современного искусства Чувашии, велась секция по теме «Местная художественная культура в эстетическом воспитании художников». Однако ныне многое из этого утеряно. Учебные планы и программы по специальным дисциплинам все более сужаются, курсы по изучению чувашского искусства и культуры ликвидированы. Творческая работа преподавателей низведена до уровня «личного дела», хобби для занятий в свободное время. На первый план вынесена бумажная «научная» работа, что вполне устраивает «нерисующих художников», души которых мало трогают вопросы как современного творчества, так и подготовки кадров для будущего. В общем, приток полноценных мастеров искусства из ХГФ ослаблен, почти приостановлен, для его нормального поддержания здесь также не осталось высококвалифицированных кадров преподавателей.

Художник Чувашии. 1989. 19 мая.