Светлана Гордеева

Праски Витти: «Пусть приходят и смотрят, кому интересно»

Во время учебы в Ленинграде ему предвещали карьеру художника-авангардиста… Сейчас Праски Витти (Виталий Петров), известный чувашский художник, живет и работает в Чебоксарах, занят повседневными заботами: работами в огороде, уходом за своей мамой, которой 80 лет. Рисует меньше.

В сентябре этого года художник отмечает свое 60-летие. Собирается организовать юбилейную выставку. Помощи ни от кого не ждет и, если не найдутся средства, сделает выставку прямо у себя в мастерской: «Пусть приходят и смотрят, кому интересно».

Своими мыслями о чувашской культуре, истории, традициях и о многом другом он поделился с нашим корреспондентом.

Если говорить о культуре в широком смысле, то следует уточнить, что культура — это вообще образ жизни человека или целого народа. В традиционном понимании, культура включает в себя изобразительное искусство, музыку, поэзию... На мой взгляд, общечеловеческая культура, как могучее дерево, основывается на единых моральных принципах, а национальные, этнические культуры — это, условно, как бы плоды, ветки, листья, цветы. В изобразительном искусстве исходные позиции по своей природе схожи у всех народов. Целая картина мировоззрения, композиционные основы, цветовидение, сюжет, тема — все это достаточно общо. Когда культура становится национальной или культурой целой цивилизации — например, греческой или египетской, — она приобретет особые традиции, каноны. Говоря о чувашской культуре, я думаю, что нам еще предстоит осмыслить, какая мы ветка, цветок дерева мировой культуры. У нас есть мощная основа — фольклор. Огромный интерес в Европе и в мире вызывают выступления наших фольклорных коллективов. Духовный потенциал, заложенный в национальных танцах, музыке, костюме, удивляет, поражает и покоряет весь мир. То, что, в силу ряда исторических причин, у нас сохранилось — и костюмы, и традиции, — это наша гордость и наша победа. Это говорит о том, что в наших древних традициях есть огромная жизненная сила и глубокие нравственные категории, которые вечны и интересны другим.

Если говорить о сугубо чувашском изобразительном искусстве, то оно существует не более 100 лет. Первые чуваши, которые стали изучать светское изобразительное искусство — сюжет, композицию, бытописание, пейзаж, натюрморт, — появились совсем недавно. Их не более трех поколений. Правда, некоторые считают, что чуваши принимали участие в росписях православных храмов.

Традиционно у древних чувашей не было такого вида искусства (в европейском понимании), как изображение быта, человека, праздников, работы и т. д.

У чувашей существовало тěрě — как вид изобразительного искусства. Орнамент — не совсем точное определение. Тěрě — не орнамент, а целостное композиционное решение, рассказывающее о мироздании, земледелии, быте, преданиях, о Боге. Орнамент же подразумевает и многократное повторение каких-либо изобразительных элементов: растительных или геометрических. Надо бы и ввести такой научный термин — «тěрě», определяющий отображение мировоззренческого видения чувашей, в высшей степени очищенное представление о мире. Там есть человек как философская категория, и при этом неважно, высокий он или низкий, светловолосый или темный и прочее; есть дерево и его природное и божественное значение — без уточнения того, молодое дерево или старое, дуб это или осина.

Когда чуваши стали заниматься изображением видимого мира, как европейцы, в стилистическом понимании мы, конечно, многому научились, но и потеряли.

Мы начинаем входить в европейскую культуру как народ, способный научиться и пользоваться достижениями европейского искусства, но потеряли способность видеть мир шире, мыслить символами. Мы утратили способность философски воспринимать природные явления и стихии: ветер, солнце, вода и т. д., и начали дробиться на бытовые мелочи. Если вода течет, то это — уголок конкретной природы, на берегу — деревушка, дерево и т. д. Облака, закат — конечно, это красиво...

Мы сейчас с трудом представляем себе быт и архитектуру древних чуваш, но скорее всего, у чуваш просто не было масляной живописи и не было необходимости изображать иллюзорный мир на кибитках и шатрах. Это выглядело бы как баловство сытого человека.

Даже вышивка на платье и любой элемент чувашского костюма несет в себе глубокий философский смысл: символы, знаки защиты здоровья и т. д. В чувашский костюм, создаваемый веками, заложена некая формула, где строго определено место знакам солнца, земли, огня, воды, линии горизонта. В костюме все глубоко продумано, высоконравственно. Символы, знаки, цвета — каждый элемент опробован веками, вычислен и принят нашим народом.

Меня очень интересует древняя история чувашского народа. Я, конечно, не специалист в этом вопросе, но та информация, что доступна, мной прочитана, воспринята. У меня нет внутреннего ощущения, что мы — булгары. Наверняка, мы входили в Булгарскую империю, оставаясь чувашским народом. Подобно тому, как входим сейчас в Российскую империю. Возможно, наша фольклорная культура, сохранившаяся по сегодняшний день, была общеимперской булгарской культурой. Отсюда сходство с марийским, удмуртским костюмами и аналогичные принципы построения быта, обработки земли, поклонения Богу. Мы, к сожалению, меньше, чем наши соседи, изучаем свой костюм и историю. Вся современная литература о чувашском костюме ссылается на одни и те же источники, а новые исследования не проводятся. Коллекция старинного костюма в Художественном музее не пополняется. Нам предстоит переосмыслить и пополнить наши знания о чувашском костюме, и нас ожидают новые открытия.

Очень много версий о предыстории чувашского народа. Но, мне кажется, чуваши жили очень давно, еще до Булгарской империи, и не они создали ее и управляли ею. В этой империи чуваши, видимо, были поставщиками продуктов земледелия, ибо чувашская религия и философия не стали государственными, а было принято мусульманство.

Схожесть элементов чувашского костюма с элементами костюмов народов Средней Азии (узбеков, таджиков) свидетельствует о том, что чувашская культура древнее, чем булгарская, и существовала в добулгарский период, была довольно развита и устойчива, основы сохранила по сей день.

Я думаю, что современная Чувашия по количеству профессиональных художников занимает одно из первых мест в России. Есть Художественное училище, худграф ЧГПИ. ЧГУ начал обучение дизайну костюма. Многие получили высшее образование в Москве, Петербурге и других крупных городах. Это хорошо. Но длительное образование, обучение художественным приемам губит инициативу художника, как правило, идет обычное натаскивание приемам изобразительного искусства.

Вместе с тем, за все годы моей учебы в Чебоксарском художественном училище, а тем более в высшем художественно-промышленном училище им. Мухиной в Ленинграде, я не слышал ни одной лекции о национальной культуре, не выполнял ни одного задания с целью изучения чувашской культуры, национального быта и традиций.

В учебном заведении будущий художник знакомится с изобразительным искусством всех времен и народов, древним и современным. Но какие традиции имеет в этой сфере чувашский народ, как использовать этот материал, он не знает. Многие художники так и остаются в рамках полученных знаний и продолжают работать, используя привычные навыки и направления.

Обучение — время становления. И оно, конечно, необходимо. Первое поколение художников Чувашии: Андреанов, Александров, Кокель, Спиридонов, Сверчков (список можно продолжить) — получило хорошее, профессиональное обучение и показало нам, то чуваши, не имеющие традиций в изобразительном искусстве, могут обучаться рисованию и достичь определенных высот в своем развитии. Первые художники Чувашии были участниками многих всемирных выставок.

Второе поколение — Овчинников, Федоров и др., показало, что мы не только можем научиться, но и можем учить сами и воспитывать таких известных художников, как Енилин, Петров, Николаев — целую плеяду.

А третье поколение доказало, что мы можем еще и состязаться в своем мастерстве и побеждать. Это Матросов, Юрий Николаев, работы которого удостоены первых премий на всемирных выставках, Петр Варфоломеевич Петров привез серебряную медаль из Парижа. Список можно продолжить. Художники Чувашии — зрелые мастера, достигшие за короткий для истории срок больших высот.

В мире — 5 миллиардов человек, а чувашей среди них — около 2 миллионов. Это небольшой народ, но внутренний потенциал народа — огромный.

Мы никогда не имели сцены, оперы, балета. Для нас сама жизнь была театром и сценой. Нашим храмом была природа.

Исторический опыт показал, что представители чувашского народа могут покорить и сцену Большого имперского театра, и вселенский космос. Сегодня мы видим, что наши спортсмены могут завоевывать призовые места на всемирной Олимпиаде. Певец Валерий Иванов — неоднократный победитель международных конкурсов, лауреат международных премий. Предела здесь нет.

У нас не самые лучшие в мире условия жизни и развития способностей... Если наш малочисленный народ способен рождать лучших из лучших в разных областях человеческой деятельности, то стоит задуматься над тем, что же происходит с нами сегодня, на каком этапе своего развития мы сейчас находимся?

Предоставляя эту тему для исследований специалистам, хочу сказать, что нужно быть крайне внимательными к своей культуре. Медицине и спортсменам известно такое явление, когда в экстремальной ситуации в организме открываются резервные силы и человек выдает невероятные способности. Не происходит ли с нашим народом то же самое?

Чǎваш ен. 1996. 7–14 сентября (№36). С. 8.