Беседовал Михаил Воробьев

Праски Витти: «Делать все для жизни нации»

Грани переходных времен всегда перенапряжены проблемами века уходящего. У народов Поволжья своя радость и боль: на смену народному искусству явилось профессиональное, но не стало национальным для всех художников, искусствоведов и зрителей. Мы восхищаемся искусством Николая Фешина, Степана Эрьзи, Юрия Зайцева, Зосима Лаврентьева, Анатолия Миттова, Виталия Петрова (Праски Витти). Это лучшие живописцы, графики и скульпторы Мордовии, Чувашии, Марий Эл, Татарстана, Башкортостана. Они похожи друг на друга, почти как близнецы, умением «правильно» рисовать, но у каждого вырывается и собственная «мелодия духа», навеянная родной землей, пронзительной правдой породившего их народа.

Лауреат премии им. Петра Егорова; заслуженный художник России Праски Витти. О таких явлениях в культуре народа говорят, что если бы их не было, то следовало бы их создать...

Изысканный колорит, утонченный интеллектуализм, одухотворенность образов видим мы в его монументальных, станковых произведениях живописи, графики и даже скульптуры - настолько широк диапазон его возможностей. Рассмотрим хотя бы одно произведение художника - монументальную роспись «Биосфера» в г. Тольятти (в Чебоксарах таких росписей нет, как нет в родном краю своих пророков...). Эта вещь предельно проста по композиционному замыслу: в основе - квадрат, извечная форма чувашского мировидения. В самом центре - божественно чистая белизна нестерпимо яркого света от этого апокалиптически неизбежного источника всех начал, надежд, чаяний и исхода... Как в некоем первородном космическом взрыве, материи разлетаются, убывают по насыщенности света и цвета концентрические круги, образуя радугу неба, твердь земли и воды, населенные всеми богатствами Флоры и Фауны. Мужчина и женщина доминируют в росписи, подобно легендарным богам Древней Греции, а калейдоскопически-фрагментарные картины исторического прошлого и возможного будущего меняются с быстрым взглядом вечно спешащего, нетерпеливого современного зрителя, как на киноленте времени.

Вдруг стоп - остановился человек: шевельнулась в мозгу догадка и услужливая память генетическая, родовая, Вселенская - видит первый зигзаг пульсирующего атома, жерло пушки с прицелом, а еще - икону с житиями святых по краям... Небывало, здорово! Но как Праски Витти достиг легкости выражения в творчестве? Об этом - наша беседа.

- Все мы родом из детства. Каким оно было у вас?

- В любом возрасте есть своя прелесть, но мне и моему поколению выпало исключительно тяжелое детство. Глядя на пролетающих птиц я думал: наверное, они сыты. Вот бы хоть разочек покушать хлеба досыта. От голода опухла сначала бабушка, потом тетя, все остальные и я. Лицо стало белесо-серым, опухли пальцы, живот, все тело стало каким-то гнусно-вздутым месивом. Невзирая на расстояния, ходили пешком, даже в школу бегали босиком, держа лапти в руках - чтобы не износились... Подобные мученики рождаются не для искусства, думается мне.

- Вы-то стали художником. Почему это произошло?

- Вероятно, из чувства протеста против нечеловеческих условий жизни? Быть художником - значит, делать все для жизни нации. У многих и сегодня нет силы духа взглянуть в лицо опасности, а вопрос стоит остро: сохранят чуваши свою нацию, свою культуру или нет? Художник, композитор, поэт сохраняет своим трудом дух нации, ее культуру. А я художник с детства. Учитель рисования во втором классе сказал всем ученикам, подняв мой рисунок: «Виталий будет художником». Это запало мне в душу, хотя умом невозможно еще было понять сложности профессии, требующей неустанных усилий - не только моральных, но и чисто физических.

- Говорят, что поэтом нужно родиться, относится ли это к художнику?

- Я не фаталист, но судьба есть, конечно. Профессиональным художником я стал путем образования, но зачатки были, видимо, заложены в душе, кроме того, жизнь подарила мне знакомства с такими людьми, что не стать художником я просто не мог. Свое предназначение я чувствовал всегда как судьбу, как борьбу с личными недостатками во имя богатейшей чувашской культуры, сравнимой с достижениями цивилизаций инков, ранних греков, Китая, Японии.

- Есть у вас собственная идея?

- 60-летие обязывает меня сказать: не было и не может быть иной заботы и цели в моей жизни, кроме служения народу. Мои рисунки освобождены от лжи, пьяного угара, насилия, воровства. Не хочу я изображать случайную грязь и ржавчину, которая при тщательной обработке уйдет. Народ заслуживает, чтобы его рисовали в чистой рубашке, украшенной серебром, на фоне солнечного неба и радуги над возделанными полями. Меня потрясает (извините за громкое слово), как преображается чувашка в свои самые счастливые дни на свадьбе, народном празднике, когда снимает свой 6-рублевый халат, который не отличить от пыли и грязи, тщательно умывается, приняв баню, и, очистившись духом и телом, переодевается в торжественно-праздничный ритуальный костюм. Я знаю, что в этот момент она подсознательно приводит себя на вершину горы, где когда-то она находилась. Мой народ был сильным, энергичным, со своим Богом и культурой, беспрерывно преследуемый в боях на долгом пути исторического развития. Судьба обессилила нас, но основа еще сохранилась и проявляется, когда мы слышим: Надежда Павлова получила премию как лучшая балерина мира, из Атланты приехали две чувашки, ставшие лучшими в состязании с представителями всего человечества! Виктор Андреев из моей деревни Айгиши был рекордсменом мира в тяжелой атлетике. Значит, генетическая сила, основа народа выплескивается время от времени в своих героях.

- Как вы решаете проблему сюжета?

- Я не из тех людей, которые вынашивают годами сюжетную основу. Первая линия в моей картине является как бы геометрической частью будущей композиции, уже имеет основу даже астрономического объяснения образа жизни человека со сменой утра, дня и ночи, весны, лета и зимы - тех формул, от которых человеку никуда не деться. Это основные константы природы в геометрическом выражении. В этих координатах со мной происходят разные события. Нам не избежать надвигающейся осени и наступления весны, т.к. все происходит в единой атмосфере, раме и, если хотите, - границах жизни.

Чебоксарские новости. 1996. 21 сентября