Р.П. Петрова

Фольклор в творчестве И. Я. Яковлева

В XIX веке в губернском городе Симбирске Иван Яковлевич Яковлев (1848 -1930), будучи гимназистом, по своей инициативе и на собственные средства организовал школу, ставшую впоследствии центром просвещения и культуры чувашей. В течение ряда лет являясь инспектором чувашских школ Казанского учебного округа, учитель чувашского народа открыл десятки училищ в разных уголках Поволжья, стал крупным теоретиком и практиком обучения в национальных школах. Он создал с помощью своих учеников чувашскую письменность на основе разработанного им алфавита. Он автор первых учебников, учебных пособий для учащихся на их родном языке, собиратель и исследователь устного поэтического народного творчества и быта, переводчик, публицист, организатор чувашской издательской деятельности.

Работу над учебными книгами Иван Яковлевич Яковлев начинал со сбора и изучения родного фольклора. Последователь идей Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого, чувашский педагог-просветитель считал, что фольклор содержит ценный познавательный материал для обучения и воспитания учащихся. И. Я. Яковлевым фольклор собирался для изучения и практического использования в новой книге для народа, основ народной педагогики. В одном из писем к Н. И. Ильминскому И. Я. Яковлев сообщал, что «Василий Алексеевич Белилин находится в чувашских дебрях, слушает и записывает из уст чувашских красавиц сладкозвучные песни, которые, по его мнению, не лишены высокого поэтического достоинства... Они вместе с Тимофеем Петровичем записали много сказок, песен, поговорок, загадок. Я тоже в последнюю поездку записал несколько сказок, пословиц и загадок. Вообще у нас материалу для составления учебников на чувашском языке наберется много» (I, 54). А. Рекееву, находившемуся тогда в деревне, он посылает письма с просьбой «собрать побольше сказок, рекрутских песен, а также и других песен, например, хороводных (2, 54). В его «Букваре для чуваш» заметное место отводилось сказке, басне, загадке, песне, пословицам и поговоркам. По мере переиздания книги количество произведений устного народного творчества росло. Он решает в основу педагогики закладывать народные принципы воспитания.

В характеристике жанров народной словесности, с той точки зрения, насколько они приложимы к детскому чтению, взгляды И. Я. Яковлева в значительной мере совпадали со взглядами русских просветителей-шестидесятников. Например, в отборе и подаче такого межафорического жанра, как загадка, он придерживался принципов К. Д. Ушинского, полагавшего, что включать в детское чтение загадку нужно для того, чтобы доставить уму ребенка полезное упражнение» (3, 94). Частое обращение детей к загадкам, считал И. Я. Яковлев, прививает им наблюдательность, быстрый ум» (4, 1).

В педагогическом отношении буквари свои он строил по системе Н. Ф. Бунакова, который на детское чтение смотрел, как на труд (5, 4-5) и вкладывал в него воспитывающее содержание. И. Я. Яковлев к этому вопросу подходил творчески. Фольклор помогал ему создавать учебные книги. В отличие от К. Д. Ушинского, который отзывался о народных песнях как о произведениях, мало соответствующих детскому мышлению и являющихся произведениями «возмужалого чувства», И. Я. Яковлев, как отмечает педагог-методист М. Я. Сироткин, обильно насыщал свои буквари образцами чувашских народных песен. Чувашская народная лирика давала необычайно ценный познавательный материал для усвоения богатств родной речи и ее поэтических особенностей, для воспитания у детей образного мышления. Кроме того, в старинных чувашских народных песнях большое место занимают дидактические, нравоучительные мотивы, мимо которых не мог пройти чувашский педагог (6, 89). И. Я. Яковлев обращался и к песне русского народа. «В русской песне, – писал он, – часто звучат хорошие личные чувства. В ней зачастую – величие, мощь народного духа. Русская песня часто в основе своей имеет трогающие душу картины... Вот почему в чувашские школы я вводил впоследствии убежденно, настойчиво, русскую песню» (8. 89).

В его Симбирской школе в программу обучения словесности входило обязательное участие учащихся в записывании образцов народной поэзии. Чувашский педагог издает в двух книгах собрание народных песен и тексты к ним» (9, ч, I, 1908, ч. II 1912). Сюда вошли мелодии и тексты песен лирических, игровых и хороводных, бытовых, обрядовых и т. п. В «Буквари» и учебные книги И. Я. Яковлев включал огромный фольклорный материал. Так, во второе издание букваря И. Я. Яковлев включил 23 небольших рассказа, составленных им самим, 45 загадок и до 400 пословиц и поговорок, любовно собранных им и его коллегами в чувашских селах Буинского уезда.

В своих ежегодных отчетах об инспекторских проверках школ Симбирской губернии (например, за 1873, 1874 и 1875 годы) И. Н. Ульянов часто констатирует, что в чувашских школах учителя успешно пользуются «Букварем» и другой литературой, изданной И. Я. Яковлевым для детей на родном языке. В стенах Симбирской чувашской школы, руководимой И. Я. Яковлевым, было издано 700 наименований книг, которые составляют прочный фундамент современной чувашской письменной культуры, литературы и школы. Начав с небольшого чувашского букваря, И. Я. Яковлев поднялся до издания на чувашском языке народных песен, сказок, классических произведений родной литературы, около пятидесяти книг по санитарии, гигиене, медицине и десятков брошюр по сельскому хозяйству.

В стенах школы учебно-воспитательная работа строилась на народных началах. Весной проводились во дворе школы девичьи хороводы. Мальчики участвовали в традиционных спортивных праздниках (акатуй).

Учащиеся носили национальную одежду, пели родные песни. Все учащиеся принимали активное участие в сборе произведений устного народного творчества. Учебные книги при переизданиях обогащались произведениями устного народного творчества.

В Симбирской школе руководителем поощрялся духовный контакт учащихся с приезжими из разных мест: производились записи сказок, загадок, пословиц, песен, обрядов, примет и т. д. Во время инспекторских поездок И. Я. Яковлев слушал хороводы, любовался акатуем, записывал произведения фольклора.

«Букварь для чуваш» И. Я. Яковлев построил, в основном, на народных текстах-сказках, баснях, анекдотах, загадках, пословицах, поговорках и песнях. Народный учитель полагал возможным их использование для устных бесед в воспитательных целях, а также для внеклассного чтения.

У И. Я. Яковлева всегда был один и тот же ответ: нужно усваивать и развивать те духовные ценности, которые созданы народом, обогащать его «духовную пищу». Для И. Я. Яковлева фольклор и есть подлинно «народная книга», в которой отражены народные идеалы и народное самосознание. По мнению чувашского педагога, единственные же книги, понятные для народа, и по его вкусу, суть книги, написанные не для народа, а из народа, а именно: сказки, пословицы, сборники песен, легенд, стихов, загадок и т.д.

Фольклор, творчески использованный И. Я. Яковлевым, стал одним из важных компонентов, определивших народность творчества, помог отразить в нем характерные черты народной жизни. Живительным источником для И. Я. Яковлева было устное народное творчество. Интерес к фольклору приводит его к простому народному языку, возродился у него интерес к детскому фольклору, а это в свою очередь способствовало развитию жанра литературной сказки.

Фольклорные сюжеты И. Я. Яковлев тщательно обрабатывал. Произведения, таким способом написанные, рассчитаны были на побуждение в учениках активной мысли. Такими были его обработки «Вихрь», «Как мужик лошадь искал» или отредактированные побасенки типа «Тилить Мигулай». В центре их повествования занимают татуированные юмористические персонажи из крестьянского фольклора. И. Я. Яковлев к фольклору относится как к национальной культурной ценности. Рассказывая о формировании своего мировоззрения, он вспоминает свое фольклорное окружение детства: страшные сказки, праздники и обряды. Много раз влюбленно отзывается о народной песне в книге «Моя жизнь».

И. Я. Яковлев писал свои книги для народа, полагая, что они тоже «из народа», стоят рядом с фольклором. Прежде всего И. Я. Яковлев известен в Поволжье как фольклорист, непосредственный собиратель произведений устного народного творчества. Во-вторых, И. Я. Яковлев исключительно много сделал как организатор различных изданий по фольклору и как воспитатель кадров фольклористов. В-третьих, вся собирательская и организаторская работа сочеталась у него с разработкой важнейших теоретических положений в области устного народного творчества. Трудолюбивый, не щадивший себя, И. Я. Яковлев много труда вложил в издание книг, знакомил чувашских детей со сказками, загадками, пословицами, поговорками, песнями.

В использовании произведений устного народного творчества И. Я. Яковлев развил дальше традиции К. Д. Ушинского, Л. Н. Толстого. Так, рассказ «Серп» И. Я. Яковлева завершается загадкой и пословицей, а другие рассказы завершаются приложенными к ним произведениями устного народного творчества. Например, один из рассказов назван поговоркой: «Играй, да меру знай», а рассказ «Буря» завершается пословицей «У страха глаза велики». И. Я. Яковлев вовлекал учащихся в творческую работу. Под его руководством учащиеся собирали образцы фольклорных произведений, писали оригинальные сочинения и рассказы. Лучшие рассказы включались И. Я. Яковлевым в буквари. Новым в создании учебных книг является включение в букварь многочисленных обрядовых песен. Он считал, что обрядовые песни помогут внушать детям уважение к народным обычаям. И. Я. Яковлев на себе испытал благотворное влияние добрых традиций родного народа и проникся к нему уважением и преданной любовью. А многие заповеди И. Я. Яковлева стали пословицами, его рассказы и басни, написанные в подражание произведениям народного творчества, обратно вернулись в родной фольклор.

И. Я. Яковлев ввел в детское чтение на чувашском языке новые жанры, например, научно-популярные. Он обогатил литературу переводами. Им и под его руководством были переведены и изданы «Книги для чтения» Л. Толстого, рассказы К. Д. Ушинского, басни И. А. Крылова, сказки X. Андерсена и С. Аксакова и многих других. Эти произведения находили широкую дорогу в народ. Многогранно влияние школы Яковлева на писателей народов Урало - Поволжья.


Петрова, Р. Н. Фольклор в творчестве И. Я. Яковлева / Р. Н. Петрова // Дело его жизни. – Чебоксары, 2003. – С. 218–222.