Н. Б. Смирнова

Роль И. Я. Яковлева в становлении национальной школы

в педагогике начала XX в.


«Я поставил своей жизненной задачей служить делу сближения русского народа с одной из включенных в него историческими судьбами национальностей чувашами».1

И. Я. Яковлев

Созданная И. Я. Яковлевым в 1878 г. Симбирская чувашская школа на рубеже веков являлась не только крупным центром просвещения, но, по сути, единственным культурным центром чувашского народа.

Педагогика начала века, несомненно, берет свои истоки из века минувшего. Политику просвещения нерусских народов России в начале XIX в. нельзя назвать успешной: открывающиеся школы и училища, числящиеся в отчетах, порой существовали лишь на бумаге, а те, которые и работали, - влачили жалкое существование: крестьяне не видели никакой пользы от них, детей отдавали в школы по принуждению.

В чем же кроется причина отказа нерусских народов от просвещения? Система обучения, принятая во всех русских школах тогдашней России, бездумно переносилась и на нерусские народы. Занятия в школе велись на совершенно непонятных детям церковно-славянском или русском языках, а на родном языке категорически запрещалось не только преподавать, но даже и разговаривать. Ученики не понимали, чему их учили учителя, не знающие их родного языка. Конечно же, все это порождало ненависть и отвращение к учебе, ученики сбегали из школ.

В этот период на территории современной Чувашии существовали следующие школы: церковно-приходские, Министерства государственных имуществ, удельные (в основном в Буинском уезде Симбирской губернии). И, конечно же, все тенденции, которые анализировались выше, в большей или меньшей степени имели место и в этих школах.

Вот каково было положение в чувашских школах начала - середины XIX в.

Благодаря историческому экскурсу яснее представляешь масштаб задач, поставленных перед собой И. Я. Яковлевым: «...сложилось у меня убеждение, вначале, может быть, инстинктивное, что просвещение и обрусение чуваш может идти успешно не иначе, как посредством школ и при посредстве людей, вышедших из среды самих же чуваш… я принялся за это дело, руководствуясь только одним желанием сделать что-нибудь для чуваш; у меня не было при начинании ни системы, ясно созданной, ни способов, ни методов, как вести его, но я был твердо уверен в практическом значении и пользе от приведения своей мысли в исполнение».

От этих строк до XX в. - 30 лет. За этот период чувашский народ ощутил национальный подъем: разработан новый алфавит, открываются школы, в которых преподавание ведется на родном языке, печатаются книги, учебники на чувашском языке, при этом русский язык находит свое место в национальном общении. Происходит значительное сближение русского и чувашского народов.

Все эти изменения вплотную связаны с именем чувашского педагога-просветителя Ивана Яковлевича Яковлева, который за эти годы разработал прогрессивную систему просвещения крестьян, составлявших значительное количество населения тогдашней России.

Эта система имела несколько положений, которые были неотъемлемо связаны друг с другом:

I. Обучение детей крестьян в двуязычных начальных школах, имеющих четырехгодичный цикл обучения; причем с 1-го класса обучение проводилось на чувашском языке, а со 2-го - на русском, обучение русскому языку проходило на сравнениях с родным. В 3-4-х классах чувашский язык оставался предметом обучения. Это нововведение очень рационально и педагогически правильно. По главенствующей ранее системе Н. И. Ильминского, учащиеся родной язык и русский начинали изучать одновременно, что усложняло процесс усвоения русского языка, происходило его бездумное зазубривание. В связи с этим предлагалось в 1-й класс двуязычной школы принимать чувашских детей, русские же дети присоединялись к ним во 2-м классе.

Проблема с учебниками была также успешно разрешена: были выпущены в свет все нужные пособия - двуязычные буквари в 33 вариантах (с 1872 по 1919 гг.): «Первоначальный учебник русского языка для чуваш» (Казань. 1822 г.); «Первая книга для чтения после букваря на чувашском языке» (Симбирск, 1909 г.); «Русские разговорные уроки» (Симбирск, 1909 г.).

Начальная школа, по убеждению И. Я. Яковлева, должна нести не только обучающие функции, но и быть культурно-просветительным центром на селе. Неся определенные знания как детям, так и их родителям, они должны были прививать уважение к себе, а также и к учебе: при школах создавались опытные хозяйства, теплицы, сады, пасеки, а способы хозяйствования выбирались самые передовые.

II. Создавая сеть двуязычных национальных школ, И. Я. Яковлев готовил учителей, имеющих знания в различных областях жизни. Для работы в национальных школах учителей готовили одно- и двухклассные училища Министерства народного просвещения, а для работы в этих училищах готовили кадры в Симбирской чувашской школе. Она представляла собой комплекс из нескольких учебных заведений: мужская учительская школа и женские подготовительные курсы, мужская и женская начальные школы при них.

В основу всей работы Симбирской чувашской школы положены три основные идеи:

1. «Пути развития инородцев должны направляться к усвоению христианских идеалов - вот идея, положенная в основу развития  Симбирской чувашской школы».2

2. Идея сближения и объединения их (чувашей) с русским народом.

3. Использование русского языка в учебной работе. Перед учащимися  ставились следующие учебно-воспитательные задачи:

— учитель должен получить широкое русское образование;

— при помощи полученных знаний по русскому и чувашскому языкам учитель должен работать над сближением народов - чувашей и русских;

— для успешной работы учитель должен быть вооружен методикой преподавания, знать ту методическую литературу, с какой он будет работать в школе.

Обучение в Симбирской чувашской школе было трехклассным (шестилетним). Наряду с обширным перечнем дисциплин в школе:

— преподавалась педагогика (3-й класс). Изучение педагогики увязывалось с педагогической практикой, которая проходила в начальном училище, существовавшем при школе, и включала в себя и посещение занятий, и проведение уроков, и знакомство с методической литературой;

— приобретались знания в области сельского хозяйства - в стенах Симбирской учительской чувашской школы была организована ферма, на которой трудились все учащиеся: «...Вопрос сводится прежде всего к приготовлению таких учителей, которые кроме специальной педагогической подготовки были бы ознакомлены теоретически, а главным образом, практически с велением огородничества, садоводства, полеводства и скотоводства, применительно к крестьянскому хозяйству»:3

— при школе были организованы мастерские: переплетная, сапожная, столярная и токарная (по дереву). Воспитанники 1—2-х классов 6 часов в неделю занимались в столярной мастерской. Девушки на занятиях трудового обучения занимались чувашской вышивкой, шили национальные костюмы, экспонировавшиеся на выставках;

— в школе был введен физический труд, который, как и работа на ферме и в мастерских, имел определенное воспитательное значение;

— было поставлено обучение пению, на которое отводилось по 3 часа в неделю в каждом классе. В школе имелось 3 хора: мужской, женский и смешанный; 2 оркестра - духовой и симфонический.

Обучение будущих учителей велось в лучших традициях новаторской педагогики К. Д. Ушинского.

III. Серьезная подготовка учителей Симбирской чувашской школы подразумевала дальнейшую работу ее выпускников и по просвещению местных жителей, а не только обучение их детей. Планы И. Я. Яковлева по просвещению крестьянства были очень обширны: он планировал при каждом сельском двухклассом училище организовать ремесленные классы для взрослых. Такую дополнительную школу он организовал на базе сельского Кошкинского двухклассного училища. На его базе был организован кружок трудовой помощи населению: детские ясли, библиотека, учебно-показательные мастерские (столярная и токарная по дереву), общежитие для взрослых, обучающихся в этих мастерских, действующая выставка с образцами изделий, земельный участок с садом, огородом и пасекой. Это позволяло обучать крестьян комплексно, причем грамоте учили выпускники Кошкинского училища, а сельскому хозяйству и различным ремеслам — выпускники Симбирской чувашской учительской школы. Мастерские содержались за счет продажи произведенной продукции (мебели, рам, ульев, сундуков...).

Таким образом, в начале XX в. в Поволжье была создана серьезная педагогическая система, а первая ее часть — обучение детей в двуязычной национальной школе — была перенесена в национальные школы Кавказского, Казанского. Одесского и Западно-Сибирского учебных округов и успешно работала там с 1907 г. Ключевые положения яковлевской системы действуют и поныне:

— в современных чувашских школах применяется та же система двуязычия;

— творческое наследие И. Я. Яковлева широко применяется в обучении школьников родному языку;

— в сельских районах республики в разное время учителя-новаторы претворяли идеи трудового обучения в жизнь;

— в Чувашском государственном педагогическом институте им. И. Я. Яковлева (а именно в него была преобразована Симбирская чувашская учительская школа) помимо развития новых направлений (психологии, информатики и вычислительной техники) сохранены и успешно действуют все те направления, по каким происходил процесс обучения в Симбирской чувашской школе. Сейчас в институте действуют 10 факультетов.

Изучая наследие И. Я. Яковлева, не перестаешь удивляться правильности выбранных им методик как средств достижения цели - воспитание и просвещение чувашского народа, его духовное становление.

Несомненно, имя чувашского педагога-просветителя Ивана Яковлевича Яковлева стоит в одном ряду с известнейшими педагогами планеты: ведь недаром 1998 год ЮНЕСКО объявило «Годом И. Я. Яковлева».

В заключение хотелось бы привести слова И. Я. Яковлева, которые объясняют смысл жизни педагога: «Могу я сказать с чистой совестью по отношению к Родине и родному мне народу, что ...лучшую часть жизни отдав делу народного просвещения... я остался до конца верен моим заветным идеалам юности. Много ли найдешь в России таких счастливцев, которые, положа руку на сердце, повторили бы за мной то же самое?».


Смирнова, Н. Б. Роль И. Я. Яковлева в становлении национальной школы в педагогике начала XX в. / Н. Б. Смирнова // И. Я. Яковлев тата Чĕмпĕрти тĕп чăваш шкулĕ. – Шупашкар, 1997. – С. 40–45.


1 Яковлев И. Я. Из  переписки. Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 1989. С. 52. 217.

2 Яковлев И. Я. Симбирская учительская школа и ее роль в просвещении чуваш. Чебоксары : Чувашгосиздат, 1959. С. 8 — 10, 38, 62 - 63.

3 Яковлев И. Я. Из переписки. С. 52, 217.