21 | 09 | 2020

«Русская идея В. С. Соловьева и Н. А. Бердяева»

IMG 560929 января на Курсах интеллектуального развития состоялась онлайн-лекция доктора философских наук, профессора кафедры истории русской философии философского факультета Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова Василия Викторовича Ванчугова (г. Москва) по теме «Русская идея» как национальная философия и умонастроение: В. С. Соловьев и Н. А. Бердяев».

Фоторепортаж

В творчестве В. С. Соловьева (1853-1900) и Н. А. Бердяева (1874-1948) представлены два противоположных типа русской философской мысли. Первый был представителем классической, так называемой системной философии, второй развивал несистемную традицию русской интеллектуальной мысли, заложенную П. Я. Чаадаевым.

В историческом контексте В. С. Соловьев – философ имперской цивилизации, Н. А. Бердяев – мыслитель эпохи ее крушения. «Русская идея» В. С. Соловьева – это идея объединенного христианства, преодолевающего раскол на католицизм, православие и протестантизм. Ее имперский характер в том, чтобы подняться над противоречиями и борьбой Запада и Востока, усвоив все ценное из их опыта. Стать «настоящей империей» для России – это значит руководствоваться «сверхнациональными» интересами, исходящими от Бога. Осуществить русскую идею для России – это стать христианской теократической империей.

По мысли Н. А. Бердяева, радикализм и богоискательство – две основополагающие черты характера русского народа, образа России. Россия – это «Востоко-Запад». «Русская идея» поляризована, соединяет в себе крайности. Она носит миссионерский характер. Последний ярко выразился в русской революции. Н. А Бердяев – это философ свободы, но не абсолютной, а одухотворенной. Коллективизм подавляет личность, организует взаимодействие и общение людей через внешние структуры, институты, навязанные нормы и правила. Н. А Бердяев выдвигает альтернативу коллективизму – коммюнотарность. Это одухотворенное общение, общение через Бога. Оно сохраняет автономию личности, создает высшее сообщество людей – соборность. Это христианский идеал, который, по убеждению Бердяева, не связан с церковью. Таким образом, русская идея Н. А. Бердяева – это по сути христианская, но не церковная идея.

В дискуссии приняли участие эксперты Курсов интеллектуального развития: к.и.н., преподаватель Чувашского республиканского училища культуры С. В Щербаков, , доцент Чувашского государственного педагогического университета им. И.Я. Яковлева М. В. Ганин, научный сотрудник Чувашского государственного института гуманитарных наук А. С. Сараев.

На лекции присутствовали учащиеся Чувашского республиканского училища культуры, учителя и преподаватели вузов, сотрудники культурных учреждений, общественные активисты и предприниматели.

Вел занятие модератор курсов: к.с.н., доцент Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, руководитель Публичной школы социального знания и общественной практики А. П. Карпов.

Обсуждение вопросов, поднятых на лекции, будет продолжено на круглом столе, который состоится 13 февраля в Национальной библиотеке.

Электронная регистрация на Курсы интеллектуального развития