28 | 04 | 2024

Творчество Татьяны Толстой как яркий пример современной женской прозы

лекция по творчеству Т. ТолстойСовременная женская проза – явление неординарное и интересное. Открытая лекция, которая состоялась 13 марта в Национальной библиотеке Чувашской Республики, была посвящена творчеству Татьяны Толстой, одной из ярких звезд на небосклоне современной русской словесности.

Фоторепортаж

Т. Толстая вошла в литературу в конце восьмидесятых годов, ее сборник «На золотом крыльце сидели…» (1987 г.) был сразу замечен и высоко оценен. Писательница продолжает традиции артистической прозы, она как бы пишет за забытого писателя тридцатых годов и органично связана с прозой В. Набокова, М. Булгакова, А. Грина. Яркая образность, удивительная метафоричность свойственны творчеству Татьяны Толстой, в ее произведениях все оживает: «молодой, пугливый абажур», «гиацинты, изогнувшиеся в кудрявых розовых улыбках», «город, сияющий вязанками золотых фонарей, радужными морозными кольцами, разноцветным скрипучим снегом».

В творческом движении Толстой значительную роль сыграл роман «Кысь» (2000 г.), затрагивающий важные проблемы нашей жизни. Главный герой романа – слово, все в произведении связано с ним - и сюжетная линия, и художественное своеобразие. Особую роль играет образ Пушкина. Для героев романа, жителей далекого будущего, Пушкин пишется с маленькой буквы и перестал быть главной культурной ценностью и мерилом нравственности. Перед нами роман-предупреждение об опасности утраты духовности, памяти, истории.

Более подробно были рассмотрены рассказы «На золотом крыльце сидели…», «Свидание с птицей» и «Соня». Главная тема рассказов – соотношение добра и зла, прошлого и настоящего, мечты и действительности. Герои Толстой – странные и нелепые мечтатели, «маленькие люди». Но автор защищает ценность любой человеческой жизни, учит милосердию и состраданию. Для слушателей – учащихся старших классов – подобный взгляд чрезвычайно важен. Ребята не только открыли для себя неповторимый художественный мир Татьяны Толстой, но и утвердились в глубокой духовно-нравственной основе ее творчества.