05 | 12 | 2021

В центре внимания – подростковое чтение

SeminarChtenieАктуальные вопросы подросткового чтения обсудили 28 ноября в Национальной библиотеке Чувашской Республики. В работе республиканского семинара-практикума приняли участие руководители детского и подросткового чтения, специалисты муниципальных библиотек, школьные библиотекари, представители педагогического сообщества и родители.

Фоторепортаж

Заинтересованную аудиторию приветствовали инициаторы мероприятия – директор Национальной библиотеки Чувашии Роза Лизакова и директор Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки Тамара Григорьева. Они отметили, что современный подросток – это особая категория читателя, которая требует исключительно профессионального подхода при рекомендации книги. Пожелали участникам семинара интересной и плодотворной работы.

1  2  3

О том, что привлекает подростка к книге и возрастных мотивациях чтения рассказала Александра Березина, ведущий научный сотрудник отдела социологии, психологии и педагогики детского чтения Российской государственной детской библиотеки, кандидат психологических наук, доцент (г. Москва). Она представила результаты проведенного статистического исследования, которые свидетельствуют, что причин, по которым дети не читают книги, несколько: «не интересно», «нет времени», «есть аудиокниги», «другие занятия» и т.п. А если подростки читают, то «для саморазвития», потому что «чтение модно среди друзей», «отвлекает от реальности», «внутренняя потребность». «Важно, чтобы родители и педагоги следили за новинками литературы и рассказывали о книгах детям. Чтобы у детей была возможность обсудить прочитанное со сверстниками в неформальной обстановке», - резюмировала Александра Березина.

Подружиться библиотекам и школам, реализовывать совместные образовательные проекты призвала аудиторию модератор семинара-практикума - Татьяна Пантюхова, руководитель образовательных проектов по чтению МАОУ «Гимназия №53» г. Нижний Новгород. Она рассказала о современных способах привлечения подростка к чтению, главное для которых интерактивность, визуализация, вовлеченность участников в событие.

Итогами социологических исследований читательской активности детей и подростков Чувашии поделилась Наталия Мисина, заместитель директора Чувашской республиканской детско-юношеской библиотеки.

Приоритетность этнического компонента в современной литературе для детей и подростков обозначила Ольга Федорова, ведущий редактор детской литературы Чувашского книжного издательства, прозаик, обладатель Почетного диплома IBBY в номинации «Национальный автор».

О книгах, которые стоит рекомендовать подросткам, рассказала ведущий библиотекарь отдела художественной литературы и искусства Национальной библиотеки Чувашии Ирина Яковлева: «Книги современных молодых писателей – Эдуарда Веркина, Дмитрия Ищенко, Эльвиры Смелик, Андрея Жвалевского и Евгении Пастернак, Дины Сабитовой всегда затрагивают очень серьезные жизненные проблемы. Герои их произведений – живые персонажи, ищущие себя, свою дорогу в жизни. Книги привлекают молодого читателя искренностью, юмором, честностью изложения».

Возможности продвижения чтения среди подростков через социально-значимую проектную деятельность осветила Марина Шефер, заместитель директора по воспитательной работе Цивильской СОШ №1 им. М.В. Силантьева. Она поделилась опытом участия в проекте «Киноуроки в школах России», который позволяет через чтение литературного произведения и знакомство с его киноверсией привлечь детей к социальной практике, способствующей сплотить коллектив и сформировать в детях лучшие нравственные качества.

Во второй части семинара-практикума состоялась встреча с современными авторами Андреем Жвалевским и Евгенией Пастернак – лауреатами Всероссийского конкурса на лучшее литературное произведение для детей и юношества «Книгуру», а также мастер-класс «Музей проживания книги как форма вовлечения подростков в чтение и поиск смыслов».