29 | 11 | 2021

Опыт проведения социологических исследований библиотеками Чувашской Республики

Селиванова, Т. Ф. Опыт проведения социологических исследований библиотеками Чувашской Республики / Т. Ф. Селиванова // Чтение в библиотеках России. Выпуск 7. Исследовательские проекты библиотек по чтению. – Санкт-Петербург. – 2007. – 138 с. – С. 70 - 78.

 


Селиванова Т.Ф.- главный библиотекарь
отдела научно - исследовательской и
методической работы Национальной библиотеки
Чувашской Республики

Развитию исследований в библиотеках Чувашской Республики способствовало создание в 1990 г. отраслевой социологической службы (приказ Министерства культуры Чувашской Республики № 01/07-17 от 31.01.90 г.). В соответствии с этим приказом в отделах культуры исполкомов районных (городских) Советов народных депутатов были созданы социологические группы, в состав которых входили и библиотечные работники. Деятельность этих групп применительно к библиотекам Чувашской АССР была направлена на:

• изучение содержания и структуры спроса на литературу по различным отраслям знаний и проблемно-тематическим направлениям с учетом интересов отдельных групп читателей;

• выявление неиспользуемой литературы, пробелов, диспропорций в выпуске изданий по отдельным проблемам, темам;

• анализ степени использования конкретных изданий на чувашском языке, их читательской оценки;

• подготовку рекомендаций Чувашскому книжному издательству по изданию и переизданию книг для библиотек, формирование их фондов.

В своей работе ответственные за отраслевую социологическую службу руководствовались «Положением о социологической службе отдела культуры рай(гор) исполкома по изучению культурных запросов и потребностей населения». Составленный в феврале 1991 г. «План основных мероприятий отраслевой социологической службы Министерства культуры Чувашской АССР по изучению интересов и запросов населения в сфере свободного времени на 1991 год» предусматривал:

- проведение курса лекционных и практических занятий по обучению методике проведения социологических исследований;

- разработку методических рекомендаций «Организация социологических исследований по проблемам чтения населения в регионе»;

- проведение социологического исследования «Чтение и читательский спрос в массовых библиотеках».

В сложившейся обстановке уделялось большое внимание важным организационным моментам. В 1990 г. при научно-методическом отделе Национальной библиотеки Чувашской Республики (НБ ЧР) был создан сектор НИР – специализированное подразделение, профессионально занимающееся НИР, в том числе социологическими исследованиями, подготовкой и осуществлением основных мероприятий исследовательской работы в библиотеках республики, а также координацией их работы в этом направлении. Зав. сектором НИР прошла обучение на годичных курсах факультета социологии Университета марксизма-ленинизма.

С этого времени на базе НБ ЧР стали проводиться обучающие семинары для библиотечных работников, ответственных за социологическую деятельность, на которых изучались проблемы прикладной социологии, ее основные направления, методика и техника составления программ и инструментария социологических исследований. На занятия приглашались специалисты-социологи Чувашского Государственного университета (ЧГУ), Чувашского Государственного института гуманитарных наук (ЧГИГН). Среди тематики занятий: методы прикладного научного исследования, техника проведения мониторинга, применение методов соционики в библиотечной практике.

Подобная совместная работа позволила внедрять в практику библиотек разнообразные исследовательские методы, явилась большой школой профессионального мастерства для библиотекарей-исследователей. В дальнейшем сотрудники центральных библиотек стали передавать приобретенные знания в области социологии сельским библиотекарям на районных семинарах, специальных занятиях.

Первый опыт проведения социологического исследования относится к 1993 г., когда около 3000 читателей библиотек районов и городов республики принимали участие в широкомасштабном исследовании «Чтение и читательский спрос в массовых библиотеках Чувашской АССР». Его результаты позволили выработать рекомендации для повседневного управления деятельностью библиотек, внедрения новых форм работы.

На этапе создания социологической службы трудно было убедить библиотечных работников, ответственных за эту деятельность на местах, в необходимости проведения локальных социологических исследований по проблемам чтения. Вначале темы разрабатывались сотрудниками сектора НИР НБ ЧР и предлагались на выбор, например: «Сельская библиотека – центр досуга населения», «Библиотека в оценке читателей», «Место сельской библиотеки в досуге молодежи», «Самообразовательное чтение библиотекаря» и др. Важно было, чтобы библиотекари поняли, что проведение социологических исследований необходимо, прежде всего, самим библиотекам, так, как результаты исследований помогают строить их дальнейшую работу, являются одним из факторов перехода библиотек на качественно новый уровень работы.

Активизации социологической деятельности библиотек способствовало их активное участие в конкурсе на лучшее социологическое исследование среди ЦБС Чувашской Республики (1994 г.). Лучшая работа «Библиотека в оценке читателей-служащих» (Шумерлинская ЦБ, г. Шумерля, 1994 г.) была растиражирована и разослана по всем ЦБС республики в качестве образца.

Таким образом, социологическая служба в республике развивалась год от года. Если в 1993 г. методы социологических исследований в своей работе использовали 13 библиотек, то в 2003 г. уже 25. Библиотеки проводили значительное число исследований, определяли эффективность своей деятельности на основе изучения различных групп читателей и их запросов.

В настоящее время в библиотеках реализуются исследовательские проекты широкого тематического спектра. Основными направлениями являются организация библиотечного обслуживания пользователей; чтение и читательские интересы; профессиональная деятельность библиотечных работников. В библиотеках наибольшее распространение получили прикладные исследования. В качестве основных методов используются наблюдение, беседа, опрос, метод экспертных оценок.

Организация библиотечного обслуживания пользователей. В контексте данной проблемы изучаются новые формы библиотечного и информационного обслуживания, библиотечные услуги, взаимоотношение библиотекаря и читателя. Так, например, определяющим фактором для проведения социологического исследования «Ваше мнение, читатель» (Чебоксарская ЦРБ, с. Кугеси Чебоксарского района, 2006 г.) стало стремление библиотекарей района оперативно улавливать общественные ожидания и потребности сельских жителей и соответствовать им. Целью данного исследования являлось получение информации о библиотечной среде в том виде, в каком она отражается в сознании читателей. Результатом исследования стало выявление рейтинга наиболее желаемых для потребителя услуг, в том числе платных, оценка состояния библиотечного фонда и качества библиотечного обслуживания. Оно показало, что компьютерные технологии повысили привлекательность модельных библиотек для пользователей. Библиотеки на селе остаются, прежде всего, местом общения и проведения свободного времени, здесь читают не только для дела, но и для удовольствия.

«Модельная библиотека. Знают ли о ней жители поселка Урмары?», «Как изменился имидж центральной библиотеки с преобразованием ее в модельную?» – ответы на эти вопросы были получены в ходе исследования «Имидж модельной библиотеки: что изменилось за год?». (Урмарская ЦБ, пос. Урмары, 2005 г.) Организаторов опроса интересовало, в первую очередь, мнение жителей поселка, не являющихся читателями библиотеки. В ходе телефонного опроса была выявлена степень информированности жителей о деятельности центральной модельной библиотеки, о ее новых информационных технологиях и услугах, об эффективности рекламной деятельности. Опрос показал, что большинство жителей поселка знает об открытии модельной библиотеки, а 43% опрошенных пользуются ее услугами.

Анкетный опрос «Возможен ли сельскохозяйственный бизнес в современной глубинке?» был проведен на базе Первочурашевской сельской библиотеки Мариинско-Посадского района. (2005 г.) В ходе опроса изучались запросы работников сельскохозяйственного бизнеса. В результате были определены мероприятия по созданию Базы данных «Агропромышленный комплекс России», выявлен репертуар необходимых изданий по сельскому хозяйству.

Чтение и читательские интересы – проблема, являющаяся центральной в исследовательской деятельности библиотек республики. Чаще всего предметом изучения становятся читательские предпочтения различных социальных и возрастных групп, отношение к книге, чтению, библиотеке. Так, например, участниками крупномасштабного социологического исследования «Читающий город» (МУК «ЦБС им. Маяковского» г. Чебоксары, 2005 г.) стали горожане в возрасте от 16 до 50 лет и старше. В ходе опроса была получена картина реальных информационных потребностей и читательских интересов жителей города. Все полученные данные были учтены в работе библиотек города. Для сотрудников библиотечной системы были организованы лекции, консультации по организации рекламы библиотечных услуг, связям с общественностью, составлению пресс-релизов и т. д.

Еще одно исследование «Что значит чтение для меня». Так называлось анкетирование, проведенное сотрудниками ЦРБ среди учащихся 9 классов с. Янтиково Янтиковского района в 2004 г. Анкета заинтересовала юных читателей. Опрос показал, что большинство школьников читают литературу по школьной программе, часть опрошенных указали на отсутствие в фондах библиотеки нужной литературы на чувашском языке.

Известно, что по востребованности, значимости и оперативности периодика занимает в библиотеке основное место. Имея в своем распоряжении широкий спектр периодических изданий, сотрудники библиотек могут удовлетворять разнообразные информационные запросы читателей в условиях дефицита средств на комплектование книжного фонда. В современном многообразии периодических изданий важно правильно определить те, которые наиболее полно отражают содержание интересов читателей конкретной библиотеки. Сотрудники муниципальной центральной библиотеки (МЦБ) Канашского района проводили исследование «Читатель и периодика», (с. Шихазаны, 2006 г.) целью которого было выявление пробелов в комплектовании фонда периодических изданий и определение соответствия фонда запросам и потребностям современного читателя. Исследование показало, что репертуар подписки далек от оптимального. Тем более, что интерес к периодике на селе неуклонно растет: 88% пользователей назвали в своих ответах более 35 изданий, которые бы они хотели видеть в фонде библиотеки. Пожелания и предложения читателей были учтены при оформлении дальнейшей подписки на периодические издания.

Итогом исследования «Информационные ресурсы модельных библиотек» (Порецкая ЦБ, с. Порецкое, 2005 г.) явилось определение наиболее важных для читателя видов информационных продуктов и услуг, предоставляемых муниципальной библиотекой.

В рамках конкурса «Литературная Чувашия: книга года-2004», который состоялся в библиотеках республики в 2006 г., изучалось чтение национальной книги. Проводились опросы читателей в Шумерлинской городской библиотеке, в библиотеках Мариинско-Посадского, Урмарского, Ядринского и др. районов. Так, одновременно во всех сельских библиотеках Урмарского района каждому посетителю задавались вопросы о чтении книг и периодических изданий на чувашском языке. В ходе интервью выяснилось, что из 652 респондентов 58% постоянно читают книги, газеты и журналы. Был выявлен список самых читаемых и любимых книг. В рамках конкурса в библиотеках прошли электронные презентации лучших книг чувашских писателей, среди учащихся школ состоялся конкурс творческих работ «Литературные открытия года».

Профессиональная деятельность библиотекарей. В последние десятилетия резко изменились требования к профессиональному уровню библиотечных работников. Помимо специальных знаний и широкого кругозора они должны владеть основами психологии, педагогики, социологии, уметь вести поиск информации с применением новейших технологий. В связи с этим непрерывное образование, постоянный профессиональный рост – важная составляющая деятельности библиотек.

Для того чтобы определить круг чтения библиотечных работников, ЦБ им. Ю. Гагарина г. Новочебоксарска провела социологическое исследование «Профессиональное чтение и профессиональная компетентность библиотекаря» (2005 г.), в котором приняли участие 36 библиотекарей МУ «Библиотека». По данным исследования, для удовлетворения своих профессиональных потребностей к периодическим изданиям обращаются 68 % библиотекарей, научно-методическим пособиям – 50 %, библиографическим изданиям и рекламной продукции – по 18 %, научным и учебным изданиям – по 3 %. Среди наиболее популярных профессиональных изданий были названы журналы «Библиотека», «Новая библиотека», «Библиотековедение», «Мир библиографии», газета «Книжное обозрение». Высказывания опрошенных свидетельствуют об их заинтересованности в улучшении системы непрерывного образования, в создании единого образовательного пространства для библиотечных специалистов.

Выявление и обобщение данных о профессиональных качествах сельских библиотекарей, организация и планирование учебно-методической помощи в повышении профессиональных знаний стали главными темами исследований ЦБ Ибресинского района: «Привлекательная библиотека глазами библиотекаря» и «Профессиональные качества библиотекаря» (пос. Ибреси, 2006 г.). По мнению библиотечных сотрудников, идеальный библиотекарь, прежде всего, должен быть профессионально компетентным, эрудированным, в совершенстве владеть компьютерными технологиями, обладать высокими моральными качествами. По результатам анкетирования были определены направления работы по повышению профессиональной квалификации библиотечных работников района, намечены мероприятия по воспитанию информационной культуры, изучению новых видов информационных потоков, работе в глобальных и локальных сетях.

Проблемы повышения профессионального мастерства также стали предметом изучения Ядринской ЦРБ (г. Ядрин). В 2006 г. она провела два локальных социологических исследования «Информационная культура библиотечного специалиста» и «Я и моя профессия», с целью определения уровня информационной культуры библиотекаря и отношения библиотекаря к своей профессии. В целом изучение персонала библиотек показало, что в них работают преданные своей профессии люди. Несмотря на то, что многих не удовлетворяют условия оплаты труда, отсутствие комфортной среды, устаревшие книжные фонды, они, тем не менее, стремятся повышать свой образовательный уровень. Все без исключения библиотекари считают необходимым осваивать новые информационные технологии, нуждаются в практической помощи сотрудников ЦБ в их освоении. Также было предложено включать в план учебных занятий по повышению квалификации демонстрационные показы библиотечных программ, продолжить освоение новых информационных технологий.

Нельзя не остановиться на роли руководящего звена в организации научной работы. НБ ЧР являясь головным центром социологической службы в республике, осуществляет научную деятельность в координации со всеми структурными подразделениями библиотеки, библиотеками всех систем и ведомств республики. Начиная с 1992 г. совместно с федеральными, региональными, районными и городскими библиотеками, были проведены социологические исследования: «Изучение полноты репертуара чувашской книги в Национальной библиотеке», «Чтение как фактор сохранения национальной культуры», «Национальная библиотека. Какой ей быть?», «История чувашской книги, библиотечных собраний и книжных коллекций», «Чтение татарской и мордовской диаспор Чувашской Республики», «Социальный облик читающей Чувашии», «Библиотека и власть. Грани взаимодействия» и т.д.

С 1994 г., когда библиотека получила статус Национальной библиотеки Республики, основной для нее стала деятельность в качестве национально-культурного центра. В этом плане работа библиотеки направлена на возрождение, изучение и сохранение традиций чувашского и других народов, проживающих на территории республики, за ее пределами, и в настоящее время ведется в рамках Государственной целевой программы «Культура Чувашии: 2006-2010 гг.». В связи с этим в течение последних лет социологическая группа НБ ЧР занимается исследованием потребностей в чтении национальной литературы чувашского населения, компактно проживающего в Республиках Башкортостан, Татарстан, Самарской, Ульяновской, Пензенской, Саратовской, Пермской областях. В течение ряда лет библиотека участвовала в ряде экспедиций в эти регионы, которые были организованы Чувашским Государственным институтом гуманитарных наук. В рамках исследовательской работы изучалась потребность населения в чувашской литературе, место чувашской книги в чтении диаспоры и степень владения чувашским языком. Итоги показали, что чуваши, даже проживая за пределами республики, стремятся сохранить свой язык и культуру, испытывают потребность в чтении на родном языке. Материалы проведенных исследований были опубликованы в журнале «Вестник БАЕ» ( 2004 г., №2), сборнике «Читающая диаспора» (2006 г.).

В рамках данного направления изучалось чтение мордовской и татарской диаспор в Чувашии (1998 г.). Информация, полученная в ходе исследования, свидетельствует о том, что процент использования татарского языка в общении и чтении более высокий, чем эрзянского. Респондентам-татарам хорошо известны имена свыше сотни татарских поэтов и прозаиков. Причем подавляющее большинство произведений были названы на татарском языке. Основным источником получения национальных книг является библиотека. Также 90% татар и 82% мордвы, участвовавших в исследовании, являются читателями библиотек. Результаты данного исследования были обсуждены на республиканском совещании-семинаре руководителей централизованных библиотечных систем и опубликованы в статье главного библиотекаря отдела научно-исследовательской и методической работы (ОНИМР) Деомидовой А. А. «Чтение татарской и мордовской диаспор Чувашской Республики» («Вестник БАЕ», 2004 г., № 2).

В 2005 г. НБ ЧР провела анализ качества и востребованности краеведческой литературы, приобретенной за счет централизованных средств в 2002-2004 г.г. В центре внимания – повышение качества комплектования библиотек республики чувашской и краеведческой литературой, более точное определение объемов и содержания производимых закупок, соответствие их спросу пользователей библиотек. Результаты данного исследования явились практическим руководством для Минкультуры Чувашии, издательств, книготорговых организаций. Специалисты этих организаций дали высокую оценку качеству проведенной работы, отметили значимость предложенных рекомендаций.

Успех профессиональной деятельности библиотеки во многом зависит от умелого, грамотного управления организацией с учетом политических и социально-экономических условий, в которых она живет и развивается. Маркетинговое исследование «Национальная библиотека: какой ей быть?» проводилось по истечении пяти лет со дня присвоения библиотеке статуса национальной. Оно выявило конкретные ожидания наших пользователей, проблемы, требующие первоочередного решения. На основании исследования был сделан вывод о том, что Национальная библиотека верно определила приоритеты своей деятельности, которые соответствуют ожиданиям читателей.

Научные исследования библиотеки на 2006 -2010 гг. определены в «Перспективном плане научно-исследовательской работы НБ ЧР». Основными направлениями НИР НБ ЧР на предстоящие годы являются формирование национального фонда, совершенствование библиотечного и информационного обслуживания, изучение эффективности работы модернизированных библиотек, информационных ресурсов библиотечных и информационных служб республики, история книги и книжных собраний, анализ системы повышения квалификации сотрудников библиотек республики и разработка рекомендаций по ее совершенствованию.

В 2006 г. библиотека приступила к проведению крупномасштабного исследования «Что читает Чувашия?», в котором приняли участие более 1500 респондентов районов и городов Чувашии. Выборочная совокупность составлена по половозрастному признаку по каждому району и городу на основе статистических данных Федеральной службы государственной статистики по Чувашской Республике: «Половозрастной состав населения по районам и городам Чувашской Республики» (2005 г.). В опросе участвовали 50% читателей библиотек и 50% жителей сел и городов республики, не являющихся читателями библиотек в возрасте от 16 до 65 лет и старше. Методами исследования являлись анкетный опрос читателей сельских библиотек и жителей республики, анализ документов. Целью данной работы является выявление социальной ценности книги, чтения, библиотеки у различных социальных групп населения, повышения их статуса, совершенствование работы библиотеки по привлечению к чтению широких слоев населения.

Необходимо отметить, что в проведении научных исследований участвуют все структурные подразделения библиотеки. Сотрудники, ответственные за социологическую службу, обучаются на занятиях «Школы социолога» при НБ ЧР. (Учебу проводят Селиванова Т. Ф., Деомидова А. А. – главные библиотекари ОНИМР НБЧР). Так, в 2006 г. проведен курс занятий, который включал темы: «Основы методологии социологических исследований библиотечного дела», «Разработка программы социологического исследования (теоретический и эмпирический этапы)», «Организация исследования». В 2007 г. было проведено занятие на тему «Анализ как метод научного исследования. Методика составления аналитической справки». Приобретенные теоретические знания и практический опыт позволили большому кругу библиотечных специалистов повысить качество проводимых в библиотеке социологических и маркетинговых исследований.

Для привлечения внимания государственных структур, общественности и спонсоров к проблемам библиотечного дела библиотеки размещают информацию об итогах своей научной деятельности на страницах российских и республиканских периодических изданий. В 2006 г. НБ ЧР издала сборник «Национальная библиотека Чувашской Республики – научный ракурс», целиком посвященный социологическим исследованиям. Представленный здесь исследовательский материал ценен как положительный опыт для других библиотек. В профессиональной прессе опубликован ряд статей о социологических исследованиях, проведенных Национальной библиотекой. Материалы исследования «Библиотека и власть. Грани взаимодействия» публиковались в журнале «Муниципальная власть» (№3, 2006 г.), «Читающая Чувашия» – в журнале «Библиотековедение» (№3, 2006 г.), результаты исследования «Читающая диаспора» будут опубликованы в «Новой библиотеке». Сотрудники библиотеки делятся накопленным опытом исследовательской работы на межрегиональных и республиканских конференциях.

За прошедшие годы повысилось качество исследований, тематика их стала разнообразней. Главными направлениями исследований являются продвижение книги и чтения, роль библиотеки в жизни читателя, информационные запросы пользователей.

Внедрение в практику работы новых электронных технологий будет способствовать дальнейшему развитию исследовательской деятельности, поднимет ее на новый качественный уровень. В 2006 г. НБ ЧР приобрела программу «Профессионал», которая применяется в социологии при обработке и анализе данных, полученных путем опросов, при анализе общественного мнения, аналитической поддержки процедур контент-анализа. Данная программа позволит нам в дальнейшем существенно сократить затраты на обработку анкет, оперативно проводить аналитическую деятельность по многим позициям.

Сегодня совершенно очевидно: добиться повышения эффективности и качества библиотечной работы невозможно без исследовательской деятельности. Она помогает будить мысль, инициативу библиотекаря, предлагает новые организационные решения, ставит конкретные задачи.