28 | 03 | 2024

Завершающий показ кино в Национальной библиотеке

12 мая 2010 г. в Национальной библиотеке Чувашской Республики состоялся завершающий показ фильмов ретроспективы «Кинематограф малых народов» Чебоксарского международного кинофестиваля.

Тема фильма "Звуки курая над Сеной" (Башкортостан, 2008) режиссера Насура Юрушбаева – участие башкирских конниц в войне 1812 года. Даже учебник по истории Башкортостана повествует об этом скупо и немногословно, отмечая лишь факт, но не особо выделяя заслуги. Между тем достоверно известно, что французский император причислял неуловимых башкир к личным врагам. Появлявшиеся бесшумно, словно ниоткуда, северные амуры, получившие сие лестное прозвище из-за мастерского владения луком, без излишнего переполоха снимали часовых, уничтожали передовые отряды французов и так же таинственно исчезали в лесах. Откуда ж было знать французскому императору, воевавшему в ногу с прогрессом, с пушками и ружьями, что после многочисленных кровавых восстаний, и особенно Пугачевского бунта, башкирам запретили иметь огнестрельное оружие. Впрочем, луки и стрелы наводили на захватчиков панический ужас. Не помня обид, причиняемых царскими чиновниками, все башкиры, способные натянуть тугую тетиву, отправлялись защищать Россию, свято соблюдая договор, заключенный еще их предками. Одну десятую часть русской армии составляли башкирские полки.

Картина "Звуки курая над Сеной" не претендует на скрупулезную достоверность. Игровые моменты, хотя и не затрагивают каких-либо глобальных событий войны 1812 года, с максимальной достоверностью воссоздают бытовую обстановку башкирских деревень тех времен и, кроме того, прибавляют живости и особой душевности ленте, чередуясь с батальными сценами былых сражений.

Судьба и личность создателя фильма "Звуки курая над Сеной" - режиссера, сценариста, частично оператора и музыканта Насура Юрушбаева сама могла бы стать сюжетом отдельного фильма. Он родился в селе Барда Пермской области, в многодетной башкирской семье и никогда не жил на родине своих предков. Окончив факультет журналистики Казанского университета, женившись на немке, уехал в Германию. Остается только гадать, откуда у Насура Юрушбаева эта любовь, необъяснимо страстная тоска и влечение к земле предков, так очевидно прослеживающаяся на протяжении всего фильма.

"Арсений Тарковский. Малютка жизни" режиссера Вячеслава Амирханяна – второй фильм дилогии о выдающемся русском поэте Арсении Александровиче Тарковском (1907 - 1989). "Большой русский поэт", - писала о нем Анна Ахматова. Вот он сидит на клетчатом диване в клетчатой рубахе. Лучи солнца играют на дряблом лице. Курит глубоко, сочно, выпуская через ноздри дым. Гордого вида мужчина, строгого нрава. Одновременно он одинок. Когда Тарковский читает стихи, замыкается время. Умолкает все, даже то, что звучит.

Подводя некоторые итоги мероприятий Чебоксарского международного кинофестиваля, проходивших в Национальной библиотеке Чувашской Республики, отрадно отметить пристальное внимание к ним со стороны горожан. Несмотря на то, что характер фильмов был достаточно серьезным, актовый зал библиотеки был заполнен истинными любителями кино: думающими, чувствующими, сострадающими. Всего кинопоказы посетило более 600 человек.

 

Информацию подготовила
Наталия Младшина,
т.62-38-12