16 | 04 | 2024

Сверчков Никита Кузьмич

 Сверчков Никита Кузьмич родился 9 февраля 1891 года в семье крестьянина села Яншихово - Норваши Янтиковского района Чувашской АССР. Член Союза художников СССР. Участник гражданской войны. С 1912 по 1917 год он учился в Высшем художественном училище при Академии художеств в Петрограде, в 1934 году окончил Омский институт инженеров железнодорожного транспорта.
В 1921 - 1933 годах Н. К. Сверчков работал секретарем волисполкома художником, секретарем районной газеты на Алтае, затем - завучем и директором Омского художественно - промышленного техникума, одновременно занимался творческой деятельностью.

С 1934 года вся творческая и педагогическая деятельность Н. К. Сверчкова проходит в Чувашии. С его именем связано становление и развитие изобразительного искусства Чувашской Республики. Здесь он создал свои основные произведения, отображающие историческое прошлое чувашского народа, подвиги героев гражданской и Великой Отечественной войн, героику освобожденного народа. Среди них такие картины, как "Поклонение киремети", "Насильственное крещение чуваш", "Пушкин в чувашской деревне", "Горький на Волге", "Переправа Пугачева через Волгу", "Объявление Чувашской автономии", "Комиссар Крепков", "Первый трактор в Чувашии", "Форсировании Днепра", "Птичница" и многие другие.

Разносторонне одаренный художник, Н. К. Сверчков создал много портретов, пейзажей, графических произведений. Он был участником ряда республиканских, зональных, всероссийских и всесоюзных выставок. Многие его произведения вошли в сокровищницу чувашского изобразительного искусства. В 1980 году Никита Кузьмич передал 566 своих произведений живописи и графики художественной галерее Чувашской АССР.

Н. К. Сверчков вел большую общественную работу. Он неоднократно избирался членом правления Союза художников Чувашии. Много сил отдал Никита Кузьмич делу воспитания и обучения молодых художников, являясь педагогом и директором Чебоксарского художественного училища.

За большие заслуги в развитии чувашского советского изобразительного искусства и в связи с 80-летием со дня рождения Н.К.Сверчков 3 февраля 1971 г. занесен в Почетную Книгу Трудовой Славы и Героизм Чувашской АССР.

Несмотря на преклонный возраст Н.К.Сверчков до конца своих дней продолжал работать над созданием новых произведений, отдавал свою энергию и богатый опыт благородному делу коммунистического воспитания трудящихся.

Многолетний творческий и педагогический труд талантливого художника оценен по достоинству. Он награжден орденами Красной Звезды, "Знак Почета" и медалью "За доблестный труд в Великой Отечественной войне 1941-1945 гг.". ему присвоены почетные звания заслуженного деятеля искусств РСФСР и заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР.

Н.К.Сверчков умер 18 июля 1985 года.
 
Пушкин в картинах Н.К. Сверчкова


«Приезд  Пушкина в чувашскую деревню» (1952).


Картина вызвана подлинным историческим событием. А.С. Пушкин был дружен с известным нашим земляком, ученым-востоковедом Н.Я.Бичуриным. Под влиянием Н.Я.Бичурина поэт заинтересовался странами Востока. Пушкин знал, что его друг-монах выходец из «инородцев» Поволжья, и поэтому не мог не заехать в родные места Бичурина, когда ездил собирать материалы о пугачевщине. Задумав книгу о пугачёвском бунте, А.С.Пушкин в 1833 году отправился по местам народного восстания в Поволжье и Оренбуржье. По пути из Нижнего Новгорода на Казань он проехал Чебоксары, вечер застал его у выселки   Новое Тогаево (Исмели) близ Мариинского Посада. На картине изображено, как поэт встретил чувашку и был поражен ее красотой. Все вокруг обеспокоены его приездом: и женщина, застывшая с ведром, и мужчина, приподнявший шапку для приветствия.
 
«Сюжет моей картины таков, - рассказывал художник. – Пушкин приехал в чувашскую деревню, где ему предстоит переночевать. Завязкой мне послужило: «Я помню чудное мгновенье», сказанное по другому случаю, но лучше всего выражающее его восторженное восприятие красоты». Подгоняя лошадей, поэт лихо подкатил к заезжему двору на бричке, соскочил с неё и вдруг увидел у колодца девушку с деревянными вёдрами и коромыслом, пришедшую за водою. Вёдра полные – к счастью. Взгляды их встретились – чудное мгновенье! Девушка в обычном, повседневном наряде, скромна, сдержанна. За скромностью, однако, художник уловил не только телесную красоту, внешнюю привлекательность, но и большую духовную силу, смелость, высокое чувство собственного достоинства. В картине – предзакатное время, когда небо хмурится и издали доносится грозовой гул. В деревенскую тишь и покои приехал неизвестный барин. От  таких чуваши привыкли терпеть лишь беду, горе и разорение. Что будет на этот раз? Эта настороженность откровенно читается в образе старика, когда-то наверняка «разбойника», открывающего нежданному гостю ворота. Обеспокоена и женщина, застывшая с ведром на крючке. Мужчина, стоящий за нею, приподнял шапку, приветствуя иноземца. Его крепкая фигура символизирует одного из этих бунтарей, ради встречи с которыми А.С. Пушкин предпринял это небезопасное путешествие. Однако приветливый вид А.С. Пушкина, его зачарованность девушкой, молнией поразившей сердце заезжего барина, и то, что ямщик «из чуваш» весело наблюдает за происходящей сценой, разрядили невольное напряжение. Солнце, как бы поразившись силе красоты, выглянуло на минутку из-за облаков, тепло осветило поэта и дом, где его по-доброму примут хозяева. Ветки деревьев как-то неуклюже и ласково опускаются вниз, приглашая под свою сень пришельцев, чувствуя в них друзей, а не врагов. В этой обстановке лицо и тухъя девушки, увиденные художником в слегка «дымчатую» тень, смотрятся не броско, но блеск серебра и пылающий огонь на щеках выдают ту силу, которая помогла древнему народу пронести через 2000 лет всю ломку в его образе  жизни, гордое имя.