18 | 01 | 2020

ЖУРНАЛ "ЛИК" 2009 г. №1

Уважаемые читатели!
Предлагаем Вашему вниманию обзор литературно-художественного журнала "ЛИК: Литература. Искусство. Культура".

Литературно-художественный журнал "Лик"

Учредителем издания является Министерство культуры, по делам национальностей, информационной политики и архивного дела Чувашской Республики.

Главный редактор и директор - С. Л. Павлов, шеф-редактор - И. В. Митта. Редакционную коллегию входят: В. Н. Алексеев, М. С. Кириллова, И. В. Митта, Г. И. Федоров, С. Л. Павлов.

Из истории журнала: в 1941–1988 гг. он издавался как альманах под названием "Дружба", с 1994–1997 г. – журнал "Лик Чувашии", с 1999 года – "Новый Лик". С 2005 г. выходит под названием "Лик: литература. Искусство. Культура".

В первом номере журнала за 2009 г. опубликованы следующие материалы:
проза:
-Сергей Павлов-Вэскер. Распутица: главы из романа: продолжение в переводе З. Романовой.
- Андрей Растворцев. Быль и небыль: рассказы.
• поэтический ряд:
- Валентина Беляева. Снова уголья в братствах бродячих жгу…"
- Андрей Павлов. И когда тебя спросит…
- Гришши Шевгень. Пока поет в душе свирель.
• записки современника:
- Александр Белов. Муза в кирзовых сапогах.
• простор:
- Николай Пятков. Память: стихи.
• страницы истории:
- Геннадий Александров. Военнопленные из республик Поволжья на службе фашистской Германии.
• территория культуры:
- Михаил Кондратьев. Музыкальное образование в современной Чувашии.
- Наталия Говорова. То ли люди, то ли куклы.
- Юрий Васильев. Чувашские дроби на сценах Европы.
- Светлана Макарова. О музыке древней и прекрасной.
• художник и книга:
- Владимир Агеев.

Любители современной прозы с удовольствием познакомятся с главами из книги "Распутица" С.Л. Павлова-Вэскера, члена Союза писателей России, лауреата премии им. С. Эльгера Союза журналистов Чувашии, заслуженного работника культуры Чувашской Республики. На русский язык роман переведен З. Романовой.

"Распутица" – социально-психологическое произведение, в нем автор затрагивает вечные темы – добра и зла, любви и корысти, долга и эгоизма. С. Павлов-Вэскер показывает, что, несмотря на жизненные невзгоды и проблемы, главная героиня Лиза сохранила свое личное достоинство. Она взялась воспитывать осиротевшую племянницу, однако имущественный вопрос не дает покоя родственникам девочки. В нелегкой борьбе за справедливость рядом с Лизой его коллеги-журналисты.

А какие еще испытания уготовлены судьбой главной героине? Это мы узнаем в следующем номере журнала. Книга "Распутица" стала победителем в республиканском конкурсе "Литературная Чувашия: самая читаемая книга года". Начало же интересного и захватывающего романа о судьбе Лизы, главной героини, было опубликовано в №№ 3, 4 за 2008 г.

В первом же номере под названием "Быль и небыль" опубликованы рассказы: "Три спасибо", "Операция", "Душа таежная", "Белый кречет", "Посыльный", "Озеро" Андрея Растворцева. Он - автор поэтических сборников "За тех, кто в поле", "Свободное плаванье", "От любви до любви", "Там хлебом пахнет дым" и др.. Рассказы А. Ростовцева в жанре "быль и небыль" - о тайге, охоте и охотниках, природе написаны образным, живым языком.

Любители поэзии могут окунуться в поэтический мир Валентины Беляевой, Андрея Павлова, Гришши Шевгеня.

Валентина Беляева (Гордова Валентина Сергеевна) – участник форумов молодых писателей России, I Республиканского форума молодых писателей Чувашии, публиковалась в альманахе "Литрос" (г. Москва), сборниках "Созвездие земли чувашской", "Игра". В журнале опубликованы стихотворения "Ремесло", "Мимо чашки льется кофе…", "Снова уголья в братствах бродячих жгу…", "Прогресс" и другие.

Андрей Павлов – поэт, автор малотиражной книги стихов "Вторая Линия" (2004), участник I поэтического фестиваля "Голоса". В журнале опубликованы следующие его стихи: "И когда тебя спросит…" "Человек с утра, как всегда, один…", "В желтой пыльце веков…" и др.

Гришши Шевгень (Прокопьев Григорий Гурьевич) – учитель (ныне пенсионер), автор ряда поэтических сборников. В своих произведениях он ратует за бережное отношение к истории и традициям родного края. В стихотворении "Бессмертие" звучит главная мысль поэта – поэзия бессмертна, как и сам поэт. Стихи поэта представлены в переводе А. Дмитриева.

…Уходит в иной мир поэт,
Оставив стихов свой след:
И в памятник
выльются строки
Невластны над ними и сроки.
Богач ли, бедняк ли – их нет.
Навеки приходит поэт.

("Бессмертие")

Александр Белов, известен читателям как журналист, телеведущий. В журнале представлен его очерк "Муза в кирзовых сапогах", посвященный личному составу воинской части 36434. Произведение автор начитает с вопроса "что такое Чистилище" и сам же на него отвечает: "…Да-да, то самое место, где грешники расплачиваются за свои прегрешения в надежде все же удостоиться высочайшего снисхождения и войти в рай. Откуда вам знать, ваш час еще не пробил. А я знаю, я там был. У кого-то, конечно, могло быть иначе, а в моем случае Чистилище представляло собой казарму штабной роты батальона железнодорожных войск на окраине славного города Волхова. И здесь мне предстояло ответить за вечное бремя всего человечества – семь смертных грехов – гордость, алчность, похоть, гнев, чревоугодие, зависть и лень…". А. Белов в очерке раскрывает некоторые аспекты армейской службы в гаупвахте.

В журнале опубликованы стихи покоритель суровых земель целины Казахстана, уроженеца д. Абамза Батыревского района Николая Пятакова. Ныне он живет в г. Джезказгане, часто печатается в казахской периодике. Поэт тоскует по родине, восхваляет свой чувашский край.

Светлым ликом рассвета,
Она в песнях воспета,
И вольна, и сильна.
На широком Поволжье
Есть такая страна.
На земле несказанно красивой
Дружно мирные люди живут.
А красавицу-дочку России
Век Чувашией гордо зовут.

("Чувашия")

В рубрике "Страницы истории" читателям представлена статья Геннадия Александрова "Военнопленные из республик Поволжья на службе фашистской Германии". Автор показывает участие военнопленных из республик Поволжья в воинских формированиях фашистской Германии. Работа основана на протоколах допросов Чувашей, воевавших на стороне противника, и вернувшихся на Родину после окончания Великой Отечественной войны. В свое время по решению Военного трибунала все они понесли суровое наказание.

В разделе "Территория культуры" опубликована статья доктора искусствоведения Михаила Григорьевича Кондратьева "Музыкальное образование в современной Чувашии". Автор отмечает, что музыкальное образование как отрасль профессионального образования получило развитие в Чувашии сразу вслед за возникновением национальной государственной структуры – автономной области с 1920 г. Оценивая развитие музыкального образования в современной Чувашии, М. Г. Кондратьев констатирует, что не получилось последовательной целенаправленной концентрации сил в направлении развития музыкального и музыкально-педагогического образования. Однако наблюдается "смешение жанров", когда одни и те же функции начинают выполнять разные учреждения с разным уровнем понимания задач и форм работы. Автор также уделяет внимание и перспективе развития музыкального образования в республике.

В статье "То ли люди, то ли куклы" Наталия Говорова оценивает постановку пьесы А. Н. Островского "Гроза". По мнению автора, пьеса "в течение последнего из полуторавековой истории года "сияет, искрится и очень счастливо живет на сцене Чувашского ТЮЗа имени Михаила Сеспеля".

Критик акцентирует: "Опыт постановки "Грозы" в Чувашском ТЮЗе, к тому же в двух языковых версиях, имеет огромное значение. Тем более отрадным кажется тот факт, что театр впервые преподносит юным умам именно авторскую – христианскую – идею пьесы, а не партийно-классовое толкование. Ибо величайший русский гений никогда не обличал "темное царство" капиталистов и олигархов. Он призывал каждого из нас видеть его черты в самих себе".

После прочтения статьи появляется огромное желание посетить спектакли ТЮЗа.

Интересную информацию можно получить в статье "Чувашские дроби на сценах Европы" Юрия Васильева, народного артиста Чувашии, художественного руководителя и главного дирижера Чувашского государственного академического ансамбля песни и танца. Он делится со своими впечатлениями о гастролях, а именно об участии ансамбля в международных фольклорных фестивалях во Франции и Испании.

"Эти поездки оставили яркое впечатление у наших артистов и умножили славу ансамбля как одного из оригинальных и талантливых коллективов России. Хорошая внутренняя организованность труппы позволила нам успешно выдержать эти марафоны: в первый год – семь, а в 2005 г. – тринадцать фестивалей", - отмечает автор.

В рубрике "Книжные новинки" опубликована статья "О музыке древней и прекрасной", где представлен обзор монографии доктора искусствоведения М. Г. Кондратьева "Чувашская музыка: От мифологических времен до становления современного профессионализма".

По мнению искусствоведа, это ценнейшее исследование, подобного которому чувашское музыковедение еще не знало. Труд, изданный Московским издательством "ПЕРСЭ" при поддержке Российского гуманитарного фонда – первый опыт в России целостного изложения сведений о чувашской музыке в ее историческом развитии. В них ученый исследует историко-типологические аспекты национальной музыкально-поэтической системы".

В рубрике "Художник и книга" представлены иллюстрации к книгам известных чувашских писателей. Их в разные годы выполнил известный график и живописец, народный художник Чувашии Владимир Агеев. Это иллюстрации к книгам "Детские рассказы" И. Я. Яковлева, "Леший" М. Федорова, "Чувашские легенды и сказки" и др.

Мы представили вашему вниманию основные материалы журнала "Лик" № 2 за 2009 год. Надеемся, что они Вас заинтересуют, и Вы непременно обратитесь к самим источникам.