19 | 04 | 2024

Трагическое в литературе и кино

19 марта в Национальной библиотеке Чувашской Республики состоялось очередное заседание научно-литературного объединения «Чаепитие с Набоковым» на тему «Трагическое в литературе и кино». Категория трагического предполагает гибель, тяжкие страдания индивидуальности, раскрывающие невосполнимость ее утраты и утверждающие бессмертные ценностные начала, заложенные в этой неповторимой личности. Трагедия, ставя человека лицом к лицу со смертью, как бы прожектором освещает смысл его жизни. Будучи эстетическим, трагическое переживание разрешается катарсисом – очищением, что способствует воспитанию высоких гражданских и человеческих чувств. Смерть главного героя выступает жертвенной ценой восстановления миропорядка и гармонии.
 Трагическое в литературе и кино 2

Участники встречи говорили о категории трагического и смерти героя в литературе разных эпох, начиная с античных трагедий и заканчивая современностью. Но особое внимание было обращено на произведения 20-го века. Сам 20 век – весьма трагичен, это время мировых войн и революций, и категория трагического наполняется новыми смыслами: вовлеченность отдельной личности в водоворот истории («Тихий Дон» М.Шолохова», Доктор Живаго» Б. Пастернака), массовое истребление людей («Жизнь и судьба» В.Гроссмана), трагедия повседневной действительности («Утиная охота» Вампилова, произведения Л. Петрушевской).

Интересный аспект в интерпретации темы трагического - отношение к смерти в современной жизни, принятие смерти. Обсуждался фильм «А в душе я танцую» и подобные ему: «Достучаться до небес», «Главное - не бояться», в которых ярко выражено трагикомическое начало. Вообще, трагическое можно рассматривать не только в отношении к героическому, но и к комическому. В русской литературе подобных произведений немного, и тем они ценнее. Это повести Б. Окуджавы «Будь здоров, школяр!» и В. Курочкина «На войне как на войне».

 

Информацию подготовила Ирина Яковлева

Тел.: 62-50-04