«Экслибрис – знак духовной связи владельцев со своими литературными коллекциями».

Э. Гетманский, коллекционер и историк экслибриса, библиофил

Книжный знак – знак принадлежности, размещенный в/на книге и подтверждающий право на ее владение частным лицом, учреждением или организацией. Основным книжным знаком считается (и стал уже его синонимом) экслибрис.

Экслибрис (от лат. ex libris – из книг) — книжный знак, бумажный ярлык, наклеиваемый владельцами библиотек на книгу, как правило, на внутреннюю сторону переплета. Обычно на нем обозначены имя и фамилия (или инициалы) владельца и рисунок, лаконично и образно говорящий о его профессии, интересах или о составе библиотеки (Книга : энциклопедия. – Москва: БСЭ, 1999).

Экслибрис – не только книжный знак, это еще и особая композиция, которая либо текстом, либо символистическим изображением без текста, либо текстом и изображением вместе указывает на принадлежность книги. Текст определяет принадлежность книги непосредственно тому или иному владельцу; изображение может быть ассоциативным и просто декоративным.

В библиотечной практике к экслибрисам, кроме традиционного его понимания, относят все знаки, указывающие на принадлежность документа частному лицу или учреждению – бумажные ярлыки, штемпели, владельческие надписи и т.п.

Классификация книжных знаков

Книжные знаки могут быть разделены по виду изображения: шрифтовой – состоящий из комбинации отдельных знаков (букв) наборный ярлык с текстом, отпечатанный с типографского набора, или оттиск с каучуковых штемпелей чернилами прямо на книгах и художественный – исполненный в виде миниатюрного рисунка.

К художественным экслибрисам относятся:

По способу нанесения книжного знака на книгу различают:

По месту нанесения книжного знака на книгу выделяют суперэкслибрис (от лат. super - сверху) – книжный знак, вытесненный на крышке или корешке переплета;

Из истории экслибриса

Искусство экслибриса прошло многовековой путь от возникновения книгопечатания до наших дней. Начав свою историю в качестве наклейки на книгу, указывающей на ее владельца, экслибрис стал произведением графики, органически соединившимся с книгой. Родиной экслибриса стала Германия, где он появился вскоре после изобретения книгопечатания (1480 г.).

Одним из первых русских экслибрисов считается рукописный книжный знак основателя библиотеки Соловецкого монастыря игумена Досифея (ок. 1490 г.), открытый ленинградским ученым Н.Н. Розовым в 1962 году. Он состоит из буквы «С», в которую вязью вписаны остальные буквы сана (священноинок) и имени владельца книги (Досифей).

Экслибрис Досифея. Кормчая, XV в.

Традиционный печатный экслибрис появился в России во времена Петра I. К этому времени относят появление и распространение первых русских печатных книжных знаков. Они появились одновременно в двух видах – гербовом и шрифтовом, в их композициях чувствовалось заметное влияние западноевропейской культуры, что было свойственно эпохе. Среди русских печатных экслибрисов самыми ранними считаются экслибрисы, принадлежавшие первым русским библиофилам, сподвижникам Петра I – Д.М. Голицыну, Я.В. Брюсу и Р. Арескину.

К примеру, на экслибрисе Якова Брюса изображен фамильный графский герб с единорогом – символом чистоты и непорочности и львом – символом силы, мужества и великодушия.

Популярными были также вензелевые книжные знаки. Первый российский вензелевый экслибрис появился в 50-х гг. XVIII в. на книгах библиотеки Медицинской Канцелярии (позднее Медицинской Коллегии). Это вензель «С.М.» (Collegiae Medicinae), исполненный в офорте гравером из Лейдена Иоганном Ван дер Спайком. Библиотека основана в 1756 г. по инициативе лейб-медика, главного директора Медицинской Канцелярии Павла Захаровича Кондоиди (1709 -1760).

Книжный знак библиотеки Медицинской Коллегии (Канцелярии), 2-я половина XVIII в.

В XIX в. владельцами библиотек все больше становились писатели, ученые, художники, просвещенная буржуазия, и экслибрис из помпезного изображения фамильного герба или замысловатого вензеля начал превращаться в простой ярлык, выполненный типографским набором. Он служил лишь для указания фамилии владельца и обозначения места хранения книги – номера фонда, книжного шкафа, полки (практиковалась крепостная расстановка книг).

Бумажный ярлык герцога М.Г. Мекленбургского (1869-1934), конец XIX в.

В общественных библиотеках в это время в качестве знаков принадлежности к определенному библиотечному фонду повсеместно стали использоваться шрифтовые штемпельные оттиски.

Штемпель Чебоксарской общественной библиотеки, 1896 г.

Особый вид экслибриса – конгревный. Название дало имя английского конструктора У. Конгрева, который изобрел выпуклое рельефное тиснение. Такой экслибрис не получил широкого распространения в России из-за дороговизны изготовления и непрочности – с течением времени выпуклые части рисунка сглаживались и он делался трудно различимым.

Конгревное тиснение, 1870-е гг.

Русский экслибрис пережил эпоху расцвета на рубеже XIX-XX веков, когда им занимались лучшие живописцы и графики – В. Васнецов, А. Бенуа, Е. Лансере, К. Сомов, М. Добужинский, Б. Кустодиев и др. Экслибрис стал особой отраслью русской графики – книжной. В эти годы было создано много самых разнообразных сюжетных книжных знаков для государственных деятелей, писателей, антикваров, библиофилов.

Знак торговца антикварными книгами В. И. Клочкова

В 1920-е годы высокохудожественные экслибрисы были созданы ведущими мастерами графики той эпохи – В. Фаворским, А. Кравченко, Н. Купреяновым, Н. Бриммером и др. Экслибрис обрёл новый, более глубокий смысл – он стал отражением личности, духовного мира и печатью вкуса своего владельца. Одновременно с этим началась и эпоха экслибристики, т.е. коллекционирования экслибрисов.

Книжный знак А. И. Кравченко (1889–1940), 1924

После некоторого спада интереса к экслибрису в 1930-ые, военные и послевоенные годы, в 1960-1970-е гг. он вновь пробуждается, и даже появляется мода на экслибрис. Это было вызвано массовым библиофильским движением в стране. Несмотря на значительные ограничения творчества, связанные с узкими идеологическими рамками того времени, искусство экслибриса поднялось на новую ступень.

В постсоветское время экслибрис становится предметом широкого научного исследования как неотъемлемый элемент книжной культуры и источник по её изучению. В 1991 г. открыт Музей экслибриса и миниатюрной книги в Москве. В 2003 г. создана Российская ассоциация экслибриса Международного Союза книголюбов, издаётся «Российский экслибрисный журнал». Проводятся выставки, семинары, форумы, круглые столы, всероссийские и международные научно-практические конференции. В крупных библиотеках активно ведется работа по выявлению и описанию книжных знаков, которые подчас становятся источником для реконструкции и формирования частных и личных книжных собраний. Наша исследовательская работа и данная выставка – небольшой вклад в общее дело изучения и описания книжного знака.

Источники:

  1. Об истории и видах экслибриса: лекция художника Виктора Бритвина
  2. Книги об экслибрисах в фонде Национальной библиотеки Чувашской Республики
  3. Полнотекстовые документы (книги, статьи, лекции)
  4. Книжные знаки из коллекции Э. Д. Гетманского
  5. Гетманский, Эдуард. Книжные знаки Российской империи. Вензелевый, сюжетный и шрифтовой экслибрис