Морис Николаевич Яклашкин: Мы одарены его искусством

Ярким свидетельством неиссякаемого таланта, трудолюбия и достижений чувашского народа является творчество дирижёра, профессора, создателя академического и симфонического коллективов Чувашии Мориса Николаевича Яклашкина. Выдающийся музыкант вписал замечательную страницу в историю отечественной культуры последней четверти XX - начала XXI века. Его подвижническая деятельность на посту художественного руководителя и главного дирижёра Чувашской государственной академической симфонической капеллы обогащает и движет вперед исполнительское искусство нового столетия.

Неутомимый, вдохновенный труд Мориса Яклашкина отмечен присвоением ему высоких званий народного артиста Российской Федерации, заслуженного деятеля искусств Чувашии и России, лауреата Государственной премии Чувашской Республики в области литературы и искусства. В ряду государственных наград музыканта - орден Дружбы, медаль ордена «За заслуги перед Чувашской Республикой», множество медалей. Почётный гражданин города Чебоксары является и почётным гражданином села Чутеево Янтиковского района, родины маэстро.

Музыкальному искусству Морис Яклашкин начал обучаться в Канашском педагогическом училище (1962-66) и на музыкально-педагогическом факультете Чувашского государственного педагогического института (1969-73). Второе высшее образование он получил на дирижёрско-хоровом факультете Горьковской государственной консерватории им. М.И. Глинки в классе А.А. Лебединского (1975-82). Уже тогда пламенным призывом, девизом творческой деятельности выдающегося артиста стали знаменитые слова Мусоргского: «Вперед, к новым берегам!». «Я по сегодняшний день – студент, - говорит Морис Яклашкин. – Учиться надо постоянно и ничего не повторять из того, что кем-то было исполнено ранее. А если и повторить, то по-новому, интереснее». В 2004–07 гг., в расцвете своего таланта и будучи известным в России хоровым дирижёром, Морис Яклашкин прошёл стажировку в Казанской государственной консерватории (академии) им. Н.Г. Жиганова по специальности «оперно-симфоническое дирижирование» в классе народного артиста России, Татарстана и Казахстана, лауреата международных и всероссийских конкурсов, заведующего кафедрой оперно-симфонического дирижирования профессора Фуата Мансурова.

Судьба и высшие творческие достижения Мориса Яклашкина связаны с Чувашской государственной академической симфонической капеллой, которая в декабре 1977 года, когда музыкант приступил к работе в ней, именовалась хором Государственного комитета Чувашской АССР по телевидению и радиовещанию. На молодого хормейстера авторы и слушатели обратили внимание на первых же фестивалях музыки композиторов автономных республик Поволжья и Приуралья, проходивших в 1982 г. в Казани и в 1984 г. в Чебоксарах. С просьбой, чтобы дирижером был именно он, в Чебоксары стали присылать свои партитуры мордовские, марийские, башкирские и татарские композиторы. Творческая дружба еще более укрепилась, когда в январе 1986 г. Морис Яклашкин был назначен художественным руководителем и главным дирижёром коллектива. Под его управлением были исполнены премьеры более 100 новых сочинений композиторов Чувашии и региона, многие из которых имели посвящение чувашскому дирижёру. Среди них такие масштабные произведения, как Концерт для хора a cappella «Баллада о ефрейторе и Деве Белого плеса» мордовского композитора Гавриила Вдовина, Концерт для солистов и смешанного хора a cappella «Алран кайми аки-сухи» (Поклонение Земле и предкам) Александра Васильева, Концерт-реминисценция для флейты и струнного оркестра Андрея Эшпая и др.

Особо тёплые отношения связывали и связывают Мориса Яклашкина с чувашскими композиторами. Творческой лабораторией, где ведутся поиски и делаются открытия, неизменным спутником композиторов в делах их Союза называл хор народный артист РФ, лауреат Государственной премии СССР композитор Филипп Лукин. В 1988 году в Рахманиновском зале Московской консерватории коллектив провёл его авторский концерт. Обычно придирчивый и даже капризный, на этот раз композитор был счастлив и доволен успехом, обеспеченным хорошим исполнением его произведений. О чувашской музыке и одном из её главных пропагандистов отозвалась на страницах журнала «Советская музыка» в августе 1988 года татарский музыковед, кандидат искусствоведения Маргарита Файзулаева: «Хоровая музыка, безусловно, наиболее развитая и самобытная область творчества чувашских композиторов. Одна из причин: вы располагаете в настоящее время едва ли не лучшим коллективом такого рода в Поволжье, и, может быть, в РСФСР – хором Госкомитета Чувашской АССР по телевидению и радиовещанию, возглавляемым истинным подвижником М.Н. Яклашкиным». «Морис Яклашкин - выдающийся музыкант и дирижёр современности, он не просто хоровой, он - симфонический дирижёр» - отозвался о чувашском музыканте на VII съезде Союза композиторов РФ (1995) секретарь правления Союза композиторов России, главный редактор журнала «Музыкальная академия» Юрий Корев.

Всесоюзным радио в исполнении чувашского хора было записано более двухсот произведений современных авторов и композиторов прошлых эпох. До наших дней они транслируются радиостанциями страны. Около 1000 записей хранится в фондах Чувашского радио и используется в теле- и радиопередачах. Аудио- и грамзаписи произведений чувашских композиторов выпускались Всесоюзной фирмой «Мелодия» и а/о «Русский диск». Телепередача «Хоровые произведения Александра Васильева» с участием чувашского коллектива в 1987 г. дважды показывалась по первой программе Центрального телевидения. Капеллой были сделаны фондовые записи Государственного гимна Чувашской Республики (2000) и новой его аранжировки в оркестрово-хоровом и оркестровом исполнении (2008).

Морис Яклашкин, как руководитель, всегда находится в магистральном русле самых значительных событий отечественной музыкальной культуры. Его коллектив был неизменным участником съездов, пленумов и концертов, организуемых Союзом композиторов СССР, России и Чувашии, Союзом концертных деятелей и министерствами культуры страны. Он выступал в Колонном зале Дома союзов, Большом концертном и Рахманиновском залах Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского, в концертных залах «Россия» и Академии музыки им. Гнесиных, в Центральном Доме композиторов и Центральном Доме литераторов им. А.А. Фадеева, на музыкальных фестивалях «Московская осень», «Панорама музыки России». Капелла и её дирижер являются желанными гостями Международного фестиваля «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире», Межрегионального фестиваля хоровой музыки им. С.В. Смоленского и традиционного Фестиваля музыки композиторов Поволжья и Приуралья. С большим успехом коллектив гастролировал в Минске, Казани, Ижевске, Саранске, Тюмени, Йошкар-Оле и других городах России. Высокие отзывы получило выступление Мориса Яклашкина с Государственным симфоническим оркестром «Новая Россия» в рамках Международного фестиваля современной музыки «Московская осень» в 2009 и 2010 гг. На Днях чувашской культуры в Ульяновской области маэстро дирижировал Ульяновским государственным академическим симфоническим оркестром «Губернаторским» (2011). Широкий резонанс имели гастроли коллектива в Китайской Народной Республике (2012).

Большим достижением профессиональной музыкальной культуры республики было успешное выступление хора Чувашской государственной академической симфонической капеллы на юбилейном XXX международном фестивале современной музыки «Московская осень». На главный композиторский форум страны, традиционно привлекающий лучшие творческие силы, коллектив был приглашён для исполнения Шестой («Литургической») симфонии выдающегося композитора современности, народного артиста СССР Андрея Эшпая. Исполнение состоялось 15 ноября 2008 года в Большом концертном зале Московской государственной консерватории им. П.И. Чайковского. Чести выступать на легендарной сцене музыканты Чувашии удостоились впервые. В исполнении вместе с Чувашской капеллой участвовали симфонический оркестр Москвы «Русская филармония» и Марийская государственная хоровая капелла им. А.И. Искандарова, дирижировал Морис Яклашкин.

Значителен вклад Академической симфонической капеллы в дело формирования духовной культуры общества, пропаганду музыки духовных жанров. Коллектив под управлением Мориса Яклашкина выступает в республиканских фестивалях православной культуры «Рождественский свет», «Пасхальная радость», «Дни славянской письменности и культуры».

Морис Яклашкин был инициатором многих важных начинаний в музыкальном искусстве республики. В их числе – реорганизация хора Чувашской государственной телерадиокомпании в Чувашскую хоровую капеллу (1992) и создание в её составе симфонического оркестра (2000). Талант руководителя и творчески активная исполнительская деятельность капеллы позволили ей достигнуть статуса академического коллектива (1993). Хор под руководством Мориса Яклашкина стал лауреатом Государственной премии Чувашской Республики им. К.В. Иванова (1987), дипломантом Международного фестиваля музыки в Венгрии (г. Дьёндьёш, 1988), дипломантом I Международного фестиваля «Рождественские музыкальные встречи в Северной Пальмире» (Санкт-Петербург, 1991). Создание симфонического оркестра стало для Чувашии событием исторического значения. Коллектив приступил к возрождению утраченных традиций, связанных с пропагандой симфонической музыки чувашских, западноевропейских и русских композиторов, а также развитием национального симфонизма и концертных жанров.

В последнее 10-летие по инициативе Мориса Яклашкина Чувашская государственная академическая симфоническая капелла реализовала ряд интересных и важных проектов. Грантом Главы Чувашской Республики был отмечен проект «Непреходящие ценности искусства. Геннадий Воробьёв (1918-1939)», представленный в Чебоксарах и Москве (2011). Министерство культуры Российской Федерации грантом поддержало совместный с Чувашским государственным театром оперы и балета проект хореографической постановки кантаты К. Орфа «Кармина Бурана» (2013). Году литературы в России и Году К.В. Иванова в Чувашии был посвящён уникальный проект «Музыкально-поэтические реминисценции по поэме «Нарспи» для чтецов, солистов, хора и оркестра «Нарспиана» (2015). Гранта Главы Чувашской Республики был удостоен творческий проект «Во имя Великой Победы», посвящённый 70-летию Победы в Великой Отечественной войне (2015). Новой удачей коллектива и его руководителя стало концертное исполнение оперы К.В. Глюка «Орфей и Эвридика» - впервые в Чувашии (2016).

Морис Яклашкин и Чувашская государственная академическая симфоническая капелла пользуются большим авторитетом среди известных российских музыкантов, которые считают за честь для себя выступить с чувашскими артистами. В числе их друзей пианист Александр Бондурянский, композитор Александр Чайковский, гобоист Анатолий Любимов, скрипачи Михаил Гантварг и Павел Минев, певцы Владимир Маторин и Иосиф Кобзон. Тесная дружба связывает капеллу с татарскими музыкантами – органистом Рубином Абдуллиным, дирижёром Ринатом Халитовым, пианистом Евгением Михайловым, композитором Леонидом Любовским.

Огромная творческая деятельность Мориса Яклашкина включает в себя и педагогическую работу, связанную с подготовкой для республики профессиональных музыкальных кадров. С 1982 г. он являлся преподавателем, с 1999 - профессором кафедры хорового дирижирования и сольного пения Чувашского государственного педагогического института (с 1998 университет) им. И.Я. Яковлева, преподавал в Чебоксарском музыкальном училище им. Ф.П. Павлова. С 2006 года Морис Николаевич Яклашкин - декан и профессор факультета искусств Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова. Прекрасным, вдохновенным праздником весны и классического искусства стал в республике проходящий ежегодно организованный М.Н. Яклашкиным Открытый юношеский фестиваль музыкантов-исполнителей «Молодые таланты Чувашии».

Светлана Макарова, заслуженный деятель искусств Чувашии

Назад