Биография

Федор Павлов родился 25 сентября 1892 года в семье крестьянина-середняка села Богатырево Чебаевской волости Ядринского уезда Казанской губернии (ныне Цивильского района Чувашской АССР).

Рано пробудилась в нем любовь к музыке и песне. Отец его, Павел Степанович, был хорошим певцом и танцором, играл на гуслях и знал много народных песен.

Мальчик очень рано научился читать. Осенью 1901 года он поступает в среднее отделение Богатыревского земского училища. Во время первой русской революции Федор Павлов проходит обучение в Икковском двухклассном училище Чебоксарского уезда. Продолжать учебу он направляется в Симбирскую чувашскую учительскую школу. Здесь он учится с сентября 1907 года по май 1911 года, получает хорошее литературное и музыкальное образование, знакомится с творениями русских и зарубежных классиков, пишет стихи на чувашском и русском языках.

В мае 1911 г., получив звание учителя начального училища, Павлов остается в школе на преподавательской работе. С августа 1911 года по сентябрь 1913 года Федор Павлов, будучи учителем музыки Симбирской школы, записывает чувашские народные песни, обрабатывает их. Годы работы в Симбирске можно считать началом композиторской деятельности Павлова. Следует упомянуть оригинальные сочинения в области инструментальной и вокально-симфонической музыки: «Чӳк» (Моление чуваш) и «Вӑйӑ» (Хоровод).

Музыкальная работа доставляла Павлову огромное наслаждение и моральное удовлетворение. Самым важным результатом этой работы явилось то, что изучая теоретически и практически русскую и зарубежную музыкальную классику, он все чаще задумывался о путях создания чувашской профессиональной музыки, все ближе подходил к осуществлению своих замыслов - к созданию песен, хоров, симфонических пьес.

Творческая дружба связывала его с поэтом К. Ивановым. Жизненной мечтой обоих было создание чувашской оперы.

Не имея возможности учиться в специальном музыкальном учебном заведении, Федор Павлович поступает в сентябре 1913 г. в Симбирскую духовную семинарию. В мае 1916 г. он завершает обучение, служит псаломщиком Кошлаушской церкви Ядринского уезда. Впоследствии он работает преподавателем Кошлаушского, а затем - Балдаевского земских начальных училищ. В августе 1917 г. Чебоксарское уездное собрание избирает Федора Павлова мировым судьей и он с семьей переезжает в с. Акулево Чебоксарского уезда.

Осенью 1917 года с бывшим учителем Анаткасинской трудовой школы М. Н. Назаровым Ф. П. Павлов организует в Акулеве добровольную передвижную художественную труппу. Четырехголосный хор исполняет революционные песни, русские и чувашские народные песни, обработанные Федором Павловым. Творческая труппа ставит драмы Н. Гоголя («Женитьба», «Ревизор»), пьесы А. Островского и инсценировки А. Чехова, выводят на суд зрителей первые драматические произведения чувашских авторов.

Собирая народные песни, Ф. Павлов обрабатывает их для многоголосного хора. В 1917-1918 гг. рождаются гармонизации и обработки, написанные для хора учителей Акулевской волости: «Шупашкар туйи» (Чебоксарский посошок), «Хайматлӑх юрри» (Песня посаженого отца), «Олту» (Олду), «Чӗнтӗрлӗ кӗпер» (Мост резной), «Вӑрман витӗр» (Лесом темным ехали), «Сап-сар кӗрӗк» (Шубу желтую мне сшили). В эти же годы Павлов создает одну из лучших своих песен «Вӗлле хурчӗ» (Пчелка) на собственный текст, написанный еще в Симбирске. Здесь же была создана одна из первых чувашских песен на советскую тему - «Чухӑнсен юрри» (Песня бедняков), текст сочинил сам композитор.

В 1919 г. Павлов опубликовал первую оригинальную чувашскую комедию «Сутра» (На суде). Первая редакция пьесы была показана в 1918 г. Акулевской передвижной труппой.

С марта 1919 г. Павлов работает в Сятракасинской школе I ступени, затем в уездном отделе народного образования заместителем заведующего отделом. В октябре того же года он был переведен в Казань инструктором искусств Чувашской секции Казанского губернского отдела народного образования. После образования Чувашской автономной области (1920 г.) Федор Павлович переезжает из Казани в Чебоксары.

Много работал Федор Павлович над организацией в Чувашии системы музыкального образования. 14 ноября 1920 г. в Чебоксарах открылась музыкальная школа. Ф. П. Павлов, В. П. Воробьев, С. Ф. Иванов, Е. М. Сиверс были в ней первыми преподавателями.

В то же время Ф. П. Павлов руководит музыкальной секцией областного отдела народного образования, преподает пение и музыку на педагогических курсах. Являясь членом Общества изучения местного края и членом-корреспондентом Центрального бюро краеведения при Российской Академии наук, активно участвует в работе научно-исследовательских учреждений Чувашии и Москвы.

В начале 20-х годов Ф. П. Павлов пишет свои первые музыкально-теоретические и научно-популярные работы – «Речитативы в чувашской народной музыке», «Хитре» (Прекрасное) и др. В 1922 г. вышло в свет второе драматическое произведение – широко известная драма «Ялта» (В деревне).

Много сил отдал Ф. Павлов на организацию концертного дела в Чебоксарах: были сформированы чувашский хор, концертная группа и салонный оркестр при чувашском театре. В 1923 г. хор, руководимый Ф. Павловым, побывал в Москве, где в течение полутора месяцев с успехом выступал на первой Всероссийской сельскохозяйственной выставке. Результатом музыкально-педагогической работы Федора Павловича явились его многочисленные гармонизации и обработки народных песен. Эти песни были опубликованы в его сборнике под названием «Сăрнай» (1924), который долгие годы использовался общеобразовательными школами и отдельными хоровыми коллективами. В нем представлено 70 обработок и несколько оригинальных песен.

В 1929 г. в Чебоксарах открывается музыкальный техникум (сегодня это музыкальное училище им Ф. П. Павлова), где из группы студентов, интересовавшихся композиторским творчеством, создается кружок, Федор Павлович воспитывает у начинающейся молодежи любовь к музыкальному искусству и творчеству.

В последние годы творчества Павлов создал новые песни о колхозной жизни, о молодежи, о Красной Армии. Сюда относятся: «Малалла утар» (Дружно, в ногу), «Колхоз юрри» (Колхозная песня), «Улах юрри» (Посиделочная), «Ҫамрӑксен юрри» (Песня молодежи) и др. К песням этнографического характера, отображающим различные моменты из быта чуваш, следует отнести «Олту» (Олду), «Сӗрен» (Серень), «Тӳттӗл» (Тютель), «Туй юрри» (Свадебная) и др. Но основное его творчество – народные песни. Он подбирал песни с большим вкусом, обращая внимание, прежде всего, на выразительность и богатство мелодики. Многие песни композитора записывались в Москве на грампластинки.

В 1930 г. Павлов поступает на композиторское отделение Ленинградской государственной консерватории им. Н. А. Римского-Корсакова. Здесь он создает новые песни, работает над симфониеттой.

Однако тяжелая болезнь в самом расцвете сил отняла у чувашского народа замечательного композитора и писателя. В возрасте 39 лет, 2 июня 1931 года в одном из сочинских санаториев Ф. П. Павлов скончался. Похоронен он на городском кладбище в Сочи.

Несмотря на короткую жизнь Ф. П. Павлов оставил богатое наследие: большое количество песен для хора, для голоса – соло, детские песни, марш для духового оркестра, этюды для скрипки и др., «Сăрнай и Палнай» - балетная фантазия для симфонического оркестра. Кроме того, им записано около 300 народных песен. Издано 5 сборников его песен. Ф. П. Павлов выступал и как музыкальный критик. До нас дошло около двадцати его работ о чувашской музыке - историографических очерков, библиографических указателей, теоретических статей и рецензий по истории чувашского музыкального искусства, описаний распространенных среди чувашского народа музыкальных инструментов.

С годами не потускнел образ человека, так много сделавшего для подъема культуры чувашского народа. Литературно-музыкальное творчество и научные труды Ф. П. Павлова внесли огромный вклад в развитие чувашской национальной культуры, утверждая в ней высокие принципы народности и идейности. Его имя дорого каждому, кто любит свой народ. Недаром его именем названо музыкальное училище и одна из улиц г. Чебоксары. Ежегодно проводится музыкальный фестиваль «Павловские дни».

Правдивы слова, сказанные о нем народным поэтом Чувашии П. Хузангаем: «Имя Федора Павлова с гордостью будет называться как современными, так и будущими исследователями чувашского искусства. Этот многогранный талант великого артиста будут изучать все больше и больше, говорить о его большом вкладе в чувашскую музыку и литературу. Молодое поколение, осваивая и перенимая его произведения, дальше продолжит художественные традиции выдающегося деятеля советского искусства».

Художник, сознательно идущий в ногу со временем, с невероятным упорством и энтузиазмом отдававший себя и свой талант служению народу - таким был Федор Павлович Павлов.

Использованы материалы:

  • Илюхин, Ю. А. Федор Павлов : (критико-биографический очерк) / Ю. А. Илюхин, Н. С. Павлов // Çырнисен пуххи = Собрание сочинений : икӗ пайлă. 1-мӗш пайӗ : [Илемлӗ произведенисем = Литературные произведения] / Ф. П. Павлов. – Шупашкар, 1962. – С. 9-22 ;
  • Арланова, Е. Ф. Классик чувашской музыки и литературы [Электронный ресурс] : (к 115-летию со дня рождения выдающегося деятеля чувашской культуры и искусства Ф.П. Павлова) / Е. Ф. Арланова. – Режим доступа: http://www.gap.archives21.ru/memorials.aspx?id=6158&s_page=9

Павлов, Ф. Моя автобиография [8 июня 1923 г.] / Ф. Павлов // Çырнисен пуххи = Собрание сочинений : поэзи, драматурги, проза, очерксем, статьясем, рецензисем, çырусемпе асаилӳ, асӑрхаттарусем. - Шупашкар, 1992. – С. 470-478.