Заслуженный художник Российской Федерации

Народный художник Чувашской Республики

Действительный член Национальной академии наук и искусств Чувашской Республики

Лауреат Государственной премии Чувашской Республики им. Петра Егорова

ПРАСКИ ВИТТИ

Краткий биографический очерк

На английском языке


Автопортрет Праски Витти

Виталий Петрович Петров (Праски Витти) - автор монументально-декоративных росписей общественных зданий Ижевска, Казани, Перми, Краснокамска, Новочебоксарска, Тольятти, Чебоксар и др. городов. Автор станковых произведений живописи и графики, исполненной в технике офорта, черно-белой и цветной линогравюры, гуаши, акварели, рисунка карандашом и тушью. Автор произведений книжной иллюстрации, сквозной и рельефной резьбы по дереву, изделий из керамики с подглазурной росписью, а также большого числа работ, выполненных в технике горячих эмалей в Международном творческом центре в Кечкемете (Венгрия) и в городе Сочи.

Он - многократный участник и руководитель творческих семинаров по монументально-декоративному и эмальерному искусству СССР и Российской Федерации. Работал с группами художников из Германии, Чехословакии, Венгрии как в нашей стране, так и за рубежом. В 1982, 1989, 1992 и 1995 годах участвовал в международных симпозиумах по эмали в городе Кечкемете (Венгрия), в 1986, 1988 годах - в городе Сочи, в 1991 - в городе Цинцинати штата Огайо (США).

Праски Витти принял участие в многочисленных отечественных и зарубежных выставках, проходивших в ГДР, Болгарии, Венгрии, Польше, Испании, США. В 1991 году Праски Витти стал экспонентом Второй Международной выставки эмальерного искусства в Москве и Международной выставки эмалей в городе Кевентон (штат Кентукки США), организовал во время Симпозиума в Цинцинате. В 1995 году - экспонент Международной выставки, проходившей в Ярославле, затем в Санкт-Петербурге и Петергофе.

В 1992 году состоялась его персональная выставка графики в городе Кечкемете и выставка эмалей и графики в городе Будапеште. В 1993, 1994 и в 1996 гг. - персональный выставки - в Германии. В 1984, 1987, 1993, 1996 - организованы его выставки в чувашском государственном художественном музее, Чебоксары, ЧР. В 1993 и 1996 - в Новочебоксарском выставочном зале. ЧР. В 1995 - персональная выставка "Обретение новой родины венграми" в Чувашском государственном институте гуманитарных наук.

В 1993 Праски Витти удостоен Первой Премии международного творчества центра эмали в Кечкемете за лучшую работу года, награждён Дипломом Третьей Московской международной выставки эмальерного искусства, стал Лауреатом государственной премии Чувашской республики им. Петра Егорова.

Произведения Праски Витти вошли в коллекции музеев и частных лиц различных городов - Тольятти, Сочи, Чебоксар, Москвы, городов Украины, Венгрии, Испании, Германии,  США, Бельгии, Болгарии, Польши и др. стран.

Народное творчество - источник и важный корректор замыслов художника-профессионала, желающего нести в своём творчестве национальное своеобразие. Таково кредо Праски Витти.

Его творчество - конгломерат авторской энергии, эрудиции и досконального знания ремесла. Оно отражает необычайно широкий круг интеллектуальных запросов и, в то же время, преисполнено преданности национальным истокам и главной теме величания народа, которому по рождению принадлежит художник.

Знаменательны в этом плане портреты чувашских представителей творческой интеллигенции различных поколений - поэтов, композиторов, музыкантов, просветителей, а также исторические сюжеты, связанные с судьбами чувашского и венгерского народов в их тесном единстве или в соприкосновении с другими народами. Бесконечна его галерея воплощений традиционных образов чувашской поэзии и фольклора в их неразрывной связи с национальным узором, как выразителем древней идеологии.

Искусство Праски Витти интеллектуально, конструктивно и неожиданно как по формальным приёмам, так и своеобразию авторского мышления. Оно не имеет прямых аналогов, обладает яркой индивидуальностью и завершённостью пластической формы.

В 1966 году впервые, независимо от чьих-то влияний, художник, привыкший мыслить визуальными образами, приходит к идее создания графических стихов. Кроме того, не ограничиваясь усвоенными возможностями современного изобразительного искусства, пристально занимается такими основополагающими философскими категориями, как пространство и время, стремясь им найти изобразительный эквивалент.

Пленённый с юности поэмой Константина Иванова <Нарспи> Виталий Петров, став художником, создал для себя творческий метод воплощения своих мироощущений через образы поэтического произведения чувашского классика. На протяжении своей жизни, соприкасаясь с достижениями мировой изобразительной культуры, изучая опыт древних мыслителей и учёных, познавая премудрости и перипетии бытия, художник всё более и более, по его словам, постигал глубину <Нарспи>. Таким, образом, эта поэма приобрела для него общечеловеческое содержание, включающее в себя понятия добра и зла, счастья и горя, любви и ненависти.

Получив в творчестве художника чувственное, визуальное воплощение герои <Нарспи> в старинных национальных костюмах, соединённые с красочными мотивами древнего орнамента и ожившими в конкретных образах метафорами, не только иллюстрируют поэму, а становятся символическими знаками, своего рода иероглифами. Они присутствуют смысловым рефреном почти во всех его фундаментальных работах. Они вплетаются в его самые разнообразные по тематике монументальные и станковые композиции живописных, графических и эмальерных произведений.

Из всех видов изобразительного искусства, к которым обращается Праски Витти, он особенно привержен технике горячих эмалей, будучи заворожённым и своеобразием самого материала, и его технологическими возможностями, и необычайной стойкостью к разрушающему воздействию временем. Его устраивает даже то обстоятельство, что в эмальерном искусстве при обжиге готовых композиций авторский замысел часто соединяется с теми случайностями, которые могут принести художнику творческое удовлетворение или досаду из-за изменившегося цвета, неожиданно появившихся трещинок (кракле) и прочее. В своих пластических приёмах художник придерживается правил монументально-декоративного искусства. Его изображения, как правило, плоскостные, с чётко прорисованным абрикосом, красочно-декоративные или же, выполненные в графической манере линейного рисунка - изысканно монохромные. Составные элементы каждой композиции расположены по двум измерениям формата основы. Чистые, яркие краски собраны в звучные, контрастирующие друг другу пятна, строго ограниченные силуэтом формы. Это подчинение плоскости, а не иллюзорной глубине (перспективе) позволяет одновременно скомпоновать а едином формате множество различных сюжетов, связанных друг с другом по смыслу, а также повторить основной мотив в смене ситуаций, то есть изобразить героев и связанных с ними события в их временной протяжённости. С помощью цвета, кроме декоративных задач, художник решает проблемы изобразительного пространства, одновременно, учитывая цветовую символику и особенности цветового воздействия, добивается необходимого для сюжета эмоционального звучания. Воспроизводимые им узоры чувашских вышивок служат его произведения не просто национальным колоритом или декоративным убранством, но, главным образом, смысловым шифром сюжетов.

Известно, что эстетические достоинства узорочья - этого важного элемента традиционного национального костюма, неразрывно связаны, как утверждает наука, с древней символикой информационных знаков рунического письма.

Используя узорные знаки солнца, древа жизни, огня, реки, дома.., автор усиливает символико-повествовательный акцент своих статичных, строго выверенных композиций. Кроме того, чтобы ещё более углубиться, по его выражению, в эпоху <Нарспи>, он в его геометрических росчерках фона (ось, квадрат, круг, полукружия), в изобразительных символах сторон света и небесных светил, следует понятиям о строении мира языческих предков.

Это постоянное чувство неразрывной связи с культурой своего народа, в которую он сам вносит огромный творческий вклад, очень характерно для Праски Витти. Всё созданное им необычайно, зрелищно, композиционно выразительно и строго индивидуально. Каждый раз, его исполненные в различной технике творения захватывают внимание зрителя своеобразием пластической формы и смысловой загадочностью зашифрованных сюжетов, радуют ритмической красотой рисунка, а также звучностью или хроматической сдержанностью цветовой палитры.

Интересы и знания художника весьма обширны. Его произведения изобилуют бесконечным разнообразием современных, исторических, мифологических, литературных и чисто изобразительных, фантастических образов. Они преисполнены символами, метафорами и другими самыми неожиданными подробностями интеллектуального рассказа.

Но как бы ни была сложна и непривычна авторская концепция, примечательной особенностью этих, в большинстве своём жанровых по характеру произведений, является интерес к человеку, к его духовным ценностям и критериям нравственности.


Лариса Семечкина,
искусствовед, заслуженный работник культуры ЧР.