Previous Page  3 / 334 Next Page
Information
Show Menu
Previous Page 3 / 334 Next Page
Page Background

2

художественного слова».

Великий русский писатель А. М. Горький, обращаясь к молодым абхазским

литераторам, советовал: «Займитесь изучением народной устной поэзии, собирайте и

записывайте абхазские песни, сказки, легенды... И это может много дать не только вам

персонально, а и ознакомить многих людей с прошлым Абхазии».

Этой-то цели, то есть ознакомлению широких кругов советских читателей с прошлым

Абхазии, с неповторимо своеобразными чертами образного мышления абхазского

народа, и призван служить настоящий сбордик, в котором представлены мифы и

предания, героические сказания о нартах, сказки о животных, волшебные и бытовые

сказки. К бытовому циклу условно отнесены и абхазские варианты анекдотов о Хуаджа

Шардыне. Отдельный раздел составляют т. н. небылицы, имеющие распространение в

устном творчестве абхазцев.

Многим кавказским народам известны в различных вариантах предания о

заключенном в пещере и прикованном к скале герое-богоборце Абрскиле, абхазском

Прометее. Творцы абхазского народного эпоса, мечтая о том времени, когда народ

обретет свободу, сделали Абрскила бессмертным.

Нартский эпос — наиболее значительный памятник абхазского фольклора. Нартские

сказания не были известны дореволюционным собирателям, хотя и представляют

замечательное явление эпического творчества. Рассказы о нартах, героях-богатырях

являются специфическим жанром, хотя в них используются и традиционные

фольклорные мотивы, в том числе и сказочные, известные за пределами Кавказа. В

нартских сказаниях нет достаточно ясных указаний на конкретные исторические

события, которые могли бы лежать в их основе. Рассказы эти имеют нередко

фантастический характер; вероятно, они возникли еще на очень ранних ступенях

развития народа и отражают его общие представления о героизме, отличаясь этим от

собственно исторических преданий. В абхазском нартском цикле сказаний много

преданий о богатыре Сасрыкве, его чудесном рождении, детстве, о похищении им огня,

об одолении стихии и других чудесных подвигах. Сасрыква безупречный богатырь, но

и он не всемогущ. Во встрече пахаря и Сасрыквы читатель может увидеть, как явно

торжествует трудовое начало пахаря-землепашца.

Огромной привлекательной силой наделены могучие образы вечно юной матери

нартов — Сатаней Гуаши, нартского кузнеца Айнара, руки которого служили клещами и

молотом, колено — наковальней, а также Гунды Прекрасной — несравненной

красавицы со светящимся мизинцем. Интересен образ героя Нарчхеу со стальными

усами.

К числу преданий, образно передающих нам события, подлинный смысл которых

затерян в седой древности, относится сказание об ацанах. Частично сюда же можно

отнести и рассказ о лекаре Лукмане, где речь идет о давно минувших временах и о

происходивших тогда якобы событиях.