Звезды зовут


Герман Титов вспоминает...

Человек железной выдержки

...Первая мимолетная встреча. Мы сидели в домике на космодроме Байконур и беседовали с Германом Титовым. Это было вечером 5 августа 1961 года. Вошел плотного сложения летчик. Из-под козырька фуражки поблескивали карие глаза. Помолчал. Уловив паузу в разговоре, обратился к Титову:

- Извините, товарищи. Герман, там из группы связи приехали, что им сказать?

- Через несколько минут я в их распоряжении.

А когда летчик ушел, Герман Титов как-то удивительно мягко сказал:

- Дублер. Андриян Николаев. Вы еще встретитесь с ним. Человек удивительного хладнокровия и железной выдержки. Его девиз: "Главное - спокойствие".

"Главное - спокойствие"... Эти слова нам довелось услышать и от самого космонавта, когда он, уже после полета, скупо рассказывал свою биографию.

- Окончил я, у себя в Чувашии, как вы знаете, лесотехнический техникум,- начал издалека космонавт.- Потом пришлось расстаться с родными Шоршелами. По-русски это значит "Светлый ключ". Послали меня работать в Карелию, в леспромхоз. Леса там!.. Полюбились мне новые места. Так и думал, что останусь надолго. Но подошло время служить в армии. На призывном пункте врачи долго меня крутили, около часа. А потом услышал короткое: "В авиацию". Путь в небо нелегок. Спросите любого летчика. И мне он дался не просто. Прошел все ступени обучения. Вначале занимался на курсах воздушных стрелков. Поступил в авиационное училище в августе 1951 года. Кажется, все это было недавно, а прошло целых десять лет.

В Подмосковье началась полковая служба. Никогда не забуду встречи с трижды Героем Советского Союза Покрышкиным. Еще в юности о нем много слышал, но не думал, что придется увидеть, да еще служить под его командованием. В эти годы меня и кандидатом в члены партии приняли. За несколько дней до запуска первого искусственного спутника Земли - в сентябре 1957 года - я стал членом ленинской партии... Коммунист, рекомендовавший А. Николаева в ряды партии, уверенно писал: "Я знаю старшего лейтенанта Николаева Андрияна Григорьевича по совместной службе с 1955 года до настоящего времени. Тов. Николаев - дисциплинированный, грамотный летчик-офицер, пользуется авторитетом среди личного состава части. Он постоянно работает над повышением своих военных и политических знаний, летает грамотно и хорошо". Написавший рекомендацию не знал тогда, что дает летчику и путевку в космос. При отборе кандидатов в первый отряд космонавтов эта характеристика сыграла свою роль. Но и написать так у коммуниста было полное основание. ...Незадолго до партийного собрания Андриян Николаев совершил обычный полет в зону для отработки техники пилотирования на высоте 10 тысяч метров. Все шло нормально. Машина была послушна. И когда программа полета была выполнена, летчик вдруг ощутил нахлынувшую тишину. Легкокрылый МиГ на секунду будто завис: двигатель перестал работать. Николаев взглянул на приборную доску: обороты упали. Быстрым движением взял ручку на себя, перевел машину в горизонтальный полет, затем в планирование и развернул ее в сторону аэродрома. Сектор газа не слушается. Стрелка высотомера ползет к нижней черте. Земля все ближе и ближе. Летчик снова и снова пытается запустить турбину. Напрасно. Можно представить себе, что чувствует в эти минуты человек, остающийся в падающей машине.

- Двигатель остановился, - как можно спокойнее докладывает летчик по радио руководителю полета. И в эти короткие секунды сознание пронизывает мысль: "Конец машине". И одновременно другая, сильная, заслонившая первую: "Все ли я сделал? Главное - спокойствие". Николаев еще крепче стиснул зубы. А земля все ближе и ближе.

- Прекратить попытку запуска, - услышал летчик голос руководителя полета.

- Есть прекратить попытку запуска,- автоматически ответил Николаев, а сам думал: "Не торопиться. Главное - спокойствие". Он знал: стоит нажать кнопку - и автомат выбросит его из самолета. Самолет рухнет на землю, превратясь в груду металла. "Значит, сам жив, а машина вдребезги. Нет, нет. Еще успею. Это же машина, ее люди делали". А в наушниках повелительная команда:

- Оставить машину.

В сузившихся от напряжения глазах летчика холодный блеск.

Андриян Николаев решил все-таки попытаться посадить машину. И попросил разрешения у командного пункта.

- Не дотянешь до летной полосы, - ответили Николаеву.

- Сажать буду в поле.

Там, на земле, товарищи все понимали. Только высокое летное мастерство, железная выдержка помогут спасти летчика и машину. А в это время в холостяцкой комнате Андрияна Николаева сидела его мать Анна Алексеевна, приехавшая в гости к сыну. Она ничего не подозревала. Знала лишь, что сын ее занят обычной работой летчика.

...Потом, когда все осталось позади, Андриян Николаев по обыкновению просто, неторопливо рассказывал друзьям-летчикам:

- Чуть справа по курсу приметил поле. Деревьев нет, место вроде бы ровное. Волнуюсь и не волнуюсь. "Спокойствие", - говорю себе, а сам все делаю так, как не раз делал перед посадкой. Но, приблизившись к земле, увидел, что посадочная полоса порядком бугриста, топорщатся кусты. Ну, это думаю, неважно - сомну. И вдруг - прямо за площадкой замечаю ложбину. Вот она-то совсем некстати. Черт его знает, что там дальше, а если обрыв? Проскочишь в него, и все. Конец. И снова: "Главное - спокойствие". Выравниваю машину. Удар. Самолет с шумом "пашет" поле. Наконец остановился. Посмотрел вперед. Так и есть, еще несколько метров - и обрыв... Через несколько дней перед строем летчиков командир полка вручил Андрияну Николаеву часы с именной гравировкой. В приказе говорилось: "За мужество и самообладание при создавшейся в полете сложной воздушной обстановке наградить лейтенанта Николаева Андрияна Григорьевича ценным подарком - наручными часами "Победа".

...С 1960 года Андриян Николаев - в Звездном городке, в первой группе космонавтов. Сейчас ее называют Гагаринской. На долю летчиков этой группы выпало многое: они участвовали в разработке первой в мире методики подготовки человека к полету в условиях космоса. Через несколько лет медики и биологи признают, что готовили первых космонавтов с необычайно высоким запасом прочности. Но главным оставалась отработка программы полета, тщательное изучение всех систем корабля.

И наконец, первый полет человека в космос. Мы сидим и слушаем, как рассказывает о незабываемом дне Андриян Николаев. - На космодроме Байконур стояло удивительно солнечное утро. В небе - ни облачка. Сели мы в известный сейчас всем голубой автобус и поехали на стартовую площадку. Юрий Гагарин и его дублер Герман Титов сидели в специальных креслах, одетые в скафандры. Юра был в отличном настроении. И только изредка в его улыбчатых голубых глазах появлялось выражение строгости. Мы понимали его душевное состояние. Павел Попович, Валерий Быковский и я не скрывали радости, что наш друг летит в космос. Мы твердо верили, что задание партии и правительства он выполнит отлично. Не помню, о чем мы говорили в те минуты. Вскоре впереди показалась ракета. В это утро она выглядела как-то особенно величественной, даже праздничной. Огромное солнце, поднявшееся над землей, подсвечивало ее. Автобус остановился на стартовой площадке недалеко от ракеты. Юрий и Герман пожали друг другу руки и "чокнулись" гермошлемами. Мы помогли Юрию выйти из машины. Настала минута расставания. Гагарин обнял Павла Поповича, Валерия Быковского, меня и сказал: "Друзья мои, ребята! Мы всегда были большими друзьями. Наша дружба должна стать еще крепче, вот такой, как сжатый кулак. До встречи на земле, родные мои!"

Через шестнадцать месяцев Андриян Николаев становится командиром корабля "Восток-3".

Лебедев, Л. Человек железной выдержки // Лебедев, Л. Сыны голубой планеты / Л. Лебедев, Б. Лукьянов, А. Романов. – Москва, 1973. – С. 67-72.