Когда Надежду Павлову, участницу II Международного конкурса артистов балета, спросили, что она чувствовала перед выходом на сцену, последовал ответ: «Радость». Наверное, были тогда у нее и другие эмоции, но радость, несомненно, преобладала. Искренность и свежесть чувств, выраженных в танце, заставили зрителей, заполнивших зал Большого театра, пережить вместе с балериной те счастливые мгновения, ради которых и существует искусство.

1972 год. Концертный зал им. П.И. Чайковского в Москве. На Всесоюзном конкурсе, куда съехались 100 артистов из более чем 20 городов страны, первое место у совсем юной пары - учащихся Пермского хореографического училища Надежды Павловой и Юрия Петухова. На первом туре они с редкой музыкальностью и артистизмом исполнили дуэт из балета П. Гертеля «Тщетная предосторожность». Во втором туре у Надежды сольная хореографическая миниатюра «Озорница», специально для нее поставленная балетмейстером Маратом Газиевым. В программе третьего тура вновь классический дуэт из балета Л. Делиба «Коппелия». Шестнадцатилетняя балерина удивила всех безупречным владением классического танца.

В «Коппелии» она исполнила 16 виртуозных фуэте «не сходя с одной точки и почти у самого края рампы, не оставив, как это обычно делается, запасного пространства на случай, если инерция понесет ее вперед», - писала балетный критик Наталья Рославлева. В движениях Надежды Павловой сквозила неподдельная грация, танец ее отличался чистотой и безукоризненной выверенностью техники.

Через год - новая сенсация в мире балета, связанная с именем Надежды Павловой. Ей присужден «Гран при» на II Международном конкурсе артистов балета, проходившем в июне 1973 года. Незадолго до этого Надежде исполнилось 17 лет. Конкурс также проходил в Большом театре, в нем участвовали 100 артистов из 23 стран мира. Председателем жюри был народный артист СССР, лауреат Ленинской премии, профессор Юрий Николаевич Григорович. Четыре дня занял просмотр участников первого тура. По жеребьевке завершали его Надежда Павлова и ее новый партнер Вячеслав Гордеев - выпускник Московского хореографического училища, солист Большого театра. Они исполнили дуэт из «Тщетной предосторожности». Поклонники балета, уже начавшие следить за карьерой Надежды Павловой, не могли не заметить возросшую зрелость ее танца. Во второй тур прошли 49 участников. Н. Павлова и В. Гордеев включили, по условиям конкурса, в свою программу классическое па-де-де из балета Л. Минкуса «Дон Кихот» и дуэт современного российского хореографа Генриха Майорова на музыку Б. Ямпилова. Выступив среди 22 участников третьего тура, Н. Павлова и В. Гордеев блестяще исполнили па-де-де из балета П. Чайковского «Щелкунчик» и стали безусловными лидерами.

Балет - искусство молодых. Но предстать во всем блеске мастерства в столь юные годы, как это сделала Надежда Павлова, было сродни феномену. «Всем видевшим запомнился ее огромный шаг, легкий полетный прыжок, четкий прочерк идеального «шпагата», как бы зависавшего в воздухе», - отмечала другой балетный критик Галина Данилова в журнале «Советский балет». Своим танцем балерина выражала одухотворенность юности, открытость и доверчивость. У зрителя это вызывало ответное чувство, волну счастливых переживаний.

В Чебоксарах, на узенькой Дегтярной улице близ Волги, в «своем» доме без удобств, зато в близости к природе протекало детство будущей звезды балетной сцены. Надя Павлова о балете не просто мечтала, она всей душой тянулась к танцу. Мария Ильинична, ее мама, вспоминала, как дочь все время вставала на носочки. Самыми притягательными для прилежной ученицы средней школы № 2 вскоре стали занятия в хореографическом кружке в городском Дворце пионеров. Тогда-то у нее впервые появилась «настоящая» балетная пачка, сшитая из марли.

В Чувашии в те годы активно занимались подготовкой балетной труппы для открывшегося в 1960 году музыкального театра - будущего театра оперы и балета. Одаренных детей отправляли на учебу в знаменитое Ленинградское хореографическое училище им. А. Вагановой или в Пермское, обязанное своим рождением и становлением Ленинградскому, эвакуированному сюда в годы войны.

В Пермском хореографическом училище были выездные приемные комиссии — педагоги выявляли способных к хореографии детей в Приуралье и автономных республиках Поволжья. В один из весенних дней 1965 года члены комиссии знакомились с кружковцами Чебоксарского Дворца пионеров. От их профессионального взгляда не ускользнула природная грация Нади Павловой. Ей было предложено учиться в Перми. Однако на семейном совете решили не торопиться, мол, пусть дочка годик подрастет, а там видно будет. Через год, приехав с отцом, Василием Павловичем, в Пермь, Надежда сдала приемные экзамены и была зачислена в училище.

Она вошла в особый мир, где все подчинено было танцу. Ее семьей стали ученицы и педагоги училища. В танц-классах с дощатыми полами и зеркальными стенами она постигала музыку движений, делая свои первые открытия в многотрудном искусстве балета.

В Перми Надежда Павлова попала в класс Людмилы Павловны Сахаровой, танцевавшей в свое время на сцене Большого театра.

Известная в прошлом балерина, она была не только очень требовательной, но и настойчиво внушала своим ученицам - надо постоянно расти, добиваться большего. Надя Павлова слыла самой прилежной. Людмила Павловна отзывалась о ней так: «Все, чем бы она ни стала заниматься, делается основательно, как говорят, на совесть, будь то уроки по различным школьным предметам или репетиции. Надя работает столько, сколько необходимо, часами, не выходя из зала».

Будущие выпускники еще в стенах училища накапливали артистический опыт. Обязательную сценическую практику они проходили в Пермском театре оперы и балета им. П.И. Чайковского. Выход на сцену был для них настоящим экзаменом. Надю Павлову здесь заметили. Со второго класса она танцевала в па-де-труа в «Щелкунчике». Первой ее сольной партией стал Амур в «Дон Кихоте», сразу обративший на себя внимание театральной публики. Потом была Кукла в вариациях из «Коппелии».

После блестящей победы на Международном конкурсе и последовавших выступлений в Соединенных Штатах на сцене Метрополитен-опера Надежда Павлова вернулась в город, ставший для нее родным. В последний год учебы она получила роль Жизели в балете А. Адана «Жизель». Затем, уже солисткой Пермского театра оперы и балета, станцевала еще три партии: Джульетты в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта», Сванильды в «Коппелии» Л. Делиба и Китри в «Дон Кихоте» Л. Минкуса. С пермской театральной труппой Надежда Павлова гастролировала в Австрии, Югославии, Италии. Успела сняться в фильме американского режиссера Джорджа Кьюкора «Синяя птица». А впереди был Большой театр. С ним связаны два десятилетия - с 1975 по 1995 годы - творческой жизни балерины.

Ее педагогом-репетитором стала Марина Тимофеевна Семенова — видная представительница ленинградской хореографической школы. Высоко ценившая в людях преданность своей профессии, она сразу отметила это качество у молодой балерины: «С первого шага Павлова ощутила и поняла всю серьезность предъявляемых к ней требований и отнеслась к ним предельно ответственно. Вот этот целеустремленный подход к своему делу, жажда танцевать, неустанно работать — особенно дороги».

Последовали роли, одна за другой. За первые пять лет их было одиннадцать. Маша в «Щелкунчике», Принцесса Аврора в «Спящей красавице», Китри и Дульцинея в балете «Дон Кихот»... Много танцевала Надежда Павлова в балетах отечественных композиторов, созданных современными хореографами. Работая над партией Эолы в балете «Икар» С. Слонимского, она соприкоснулась с хореографией Владимира Васильева. Партия Геро в балете Т. Хренникова «Любовью за любовь» и Солистки в балете «Эти чарующие звуки» на музыку В. Моцарта и Д. Торелли ввели ее в мир пластических фантазий Веры Боккадоро. Она плодотворно работала с Юрием Григоровичем. Ее Фригия в балете «Спартак» А. Хачатуряна - труднейшая партия, требующая от балерины и незаурядных драматических данных. Павловой удалось передать всю нежность и преданность подруги Спартака, трагичность ее образа в финальной сцене.

В другом балете Ю .Григоровича - «Ангара» на музыку А. Эшпая Надежда Павлова исполняла главную женскую партию Валентины, раскрыв хрупкий мир мечтаний своей героини. Одна из ее лучших работ на сцене Большого театра - партия Джульетты в балете С. Прокофьева «Ромео и Джульетта». В ее танце нет проходящих движений. Изящная балетная пластика была подчинена раскрытию внутреннего мира героини. Впрочем, этим и отличались все сценические работы Надежды Павловой. Создавая психологически достоверные образы на сцене, в жизни она всегда была немногословна и сдержанна.

Специально для Надежды Павловой в Большом театре ничего не ставили, за исключением балета «Деревянный принц» на музыку Б. Бартока (1981, балетмейстер Андрей Петров), в котором она стала первой исполнительницей партии Принцессы.

В 1983 году Надежда Павлова окончила балетмейстерское отделение ГИТИСа. И сейчас в ее профессиональной деятельности многое связано с осуществлением творческих проектов. Землякам замечательной балерины выпало счастье впервые увидеть ее в спектакле Чувашского государственного театра оперы и балета «Жизель» в 1976 году. В этом театре с 1997 года проходят международные балетные фестивали. Большим праздником для почитателей таланта Надежды Павловой стало ее очередное появление на чебоксарской сцене в роли Жизели. Партнером балерины был заслуженный артист Украины Андрей Мусорин (Одесский академический театр оперы и балета). Надежда выступила и в гала-концерте - станцевала выход Авроры и адажио с кавалером из «Спящей красавицы». На фестиваль в столицу республики ежегодно съезжаются ведущие мастера хореографического искусства. Среди них были заслуженные артистки РФ Юлия Махалина (Мариинский театр оперы и балета, Санкт-Петербург), Людмила Шипулина (Музыкальный академический театр имени К.К. Станиславского и В.И. Немировича-Данченко, Москва), заслуженные артисты России, лауреаты международных конкурсов Н. Моисеева и В. Полищук (Пермский академический театр оперы и балета), лауреат международного конкурса В. Самодуров (Мариинский театр оперы и балета, Санкт-Петербург), солист Государственного академического Большого театра Морихиро Имата (Япония).

На организационном комитете в 2001 году Надежда Павлова была избрана Президентом Пятого международного балетного действия в Чебоксарах. Она и сама танцевала — исполнила миниатюру «Умирающий лебедь» и смотрела все спектакли. А для учащихся хореографического отделения Чебоксарского музучилища имени Ф.П. Павлова встреча с замечательной балериной стала поистине счастливой — Надежда Павлова дала им мастер-класс. В мае 2002 года она вновь приезжала в город своего детства — на просмотр балета «Дюймовочка» (подборка из классических и эстрадных жанров), поставленного для воспитанников местного музучилища.

Когда-то наша прославленная землячка и замечательная балерина призналась: «Я танцевать люблю и этим счастлива». Что можно добавить к этим словам?

(Надежда Павлова: «Я танцевать люблю и этим счастлива...» . – Текст : электронный / подгот. И. В. Данилова // Выдающиеся люди Чувашии. – Чебоксары, 2002. – С. 228-236. – (Б-ка Президента Чуваш. Респ. ; т. 1).