Биография. Основные даты

1892 Родился 30 октября в селе Яншихово-Норваши Цивильского уезда (ныне Янтиковского района Чувашской Республики) в крестьянской семье.
1907 Окончил Яншиховское двухклассное училище, поступает в Симбирскую чувашскую учительскую школу. Родители переезжают в Сибирь. В Симбирской школе учился в одном классе с Ф.Павловым и И.Максимовым-Кошкинским. Обучался игре на скрипке {педагог Н.П.Лыбин), хоровому пению (педагог И.М.Дмитриев).
1911 Окончил Симбирскую школу. Инспектор школы И.Я.Яковлев назначил С.Максимова учителем скрипичной игры. Формируются в школе оркестры духовых и струнно- смычковых инструментов. В создании струнного оркестра С.Максимов принимает активное участие. Руководит струнным, позднее симфоническим оркестром и хором.
По поводу постановки «Ивана Сусанина» губернская газета писала: «...Утонченность подготовки хора и оркестра такова, что слух чувствует ее сразу. Каждый хор, каждая ария вызывает бурные аплодисменты... А буря оркестра при исполнении «Славься» или «Камаринского»? В зале чувствуется общий подъем духа».
Познакомился с произведениями М.Глинки, А.Бородина, П.Чайковского, Ф.Шуберта, К.Вебера, Дж. Россини, Ф.Мендельсона, Д.Верди, И.Гайдна, В.Моцарта.
В связи со столетием Отечественной войны 1812 г. были поставлены отдельные сцены из оперы М.Глинки «Иван Сусанин» под руководством Ф.Павлова и С.Максимова.
1918 Начал собирать песни родного народа. Выступал в периодической печати со статьями на музыкальные темы. Первый сборник песен «Чӑваш халӑх юррисем. Чувашские народные песни, гармонизированные С М. Максимовым» - первый в истории чувашской музыки сборник национальных музыкальных произведений. Среди которых: первое композиторское произведение в Чувашии хор «Хура вӑрман урлӑ» {Через темный лес).
1919 Приветствуя идеи революции вступает в ряды Коммунистической партии. Искренне верил в социалистическое переустройство общества, открывшее перспективу культурного возрождения чувашского народа. Песни «Ҫӑпата» (Лапти), «Шанчӑк» (Надежда), «Йӗлтӗр ҫӗсен маршё» (Марш лыжников) пользовались успехом
1922-
1924
Входил в аппарат Симбирского отдела народного образования. Руководит музыкально- этнографической секцией при Чувашском обществе изучения родного края. Сборник «Чӑваш кёвеиссем» (Чувашские мелодии)
1925 Переезжает в Чебоксары. Возглавляет отдел профессионального образования Чувашского Наркомпроса.
1926 Руководит первой музыкальной школой. Организован этнографический концерт в Чебоксарах, позже - в Москве Открыл интернат для чувашских детей при Чебоксарской музыкальной школе. «Сборник революционных песен», «Школьные песни»
1929 Организатор и руководитель Чувашского государственного музыкального техникума (с 1936 г. - училище). Вел теорию и историю музыки, чувашскую музыку и гармонию. Многие известные композиторы, дирижеры, музыканты и певцы - его ученики. Организовывал и руководил концертными поездками Чувашского государственного хора в Москву и Нижний Новгород, по Чувашии.
1930 Привлек в республику московских музыкантов: В.М.Кривоносова, И.В.Люблина, С.И.Габера. Организовал заказы московским композиторам произведения на чувашские музыкальные темы - В.Белому, М.Коваль, А.Александрову, М.Гнесину.
1930 Учеба в Московской консерватории {класс композиции Р.М.Глиэра и А.Н.Александрова) Сонатина для фортепиано, Увертюра для симфонического оркестра.
1932 С.Максимов - фольклорист, собиратель чувашской народной песни (всего собрано около 2000 в Чувашии, Татарии, Башкирии, Ульяновской и Куйбышевской областях, на Урале, в Сибири). «Что мелодия - то красота, что мотив - шедевр Записи сделаны опытной рукой глубокого знатока народной музыки: каждый изгиб мелодии, каждый гротеск мотива, каждый тончайший нюанс звука учтен...», - писал Ф.Павлов. Фольклорные сборники С.Максимова стали для композиторов «своего рода энциклопедией чувашской народной музыки».
1933 Член Союза композиторов СССР
1934 С.Максимов «открыл» народного певца Гаврилу Федорова. От него записал более 600 песен. Присвоено почетное звание заслуженного деятеля искусств Чувашской АССР. Предисловие к сборнику «146 чувашских народных песен, записанных от Гаврила Федорова», сборник «13 чувашских песен народного быта»
1935-
1937
Закончил Московскую консерваторию. Директор и преподаватель Чувашского музыкального техникума. Мечтает о создании национального оперного театра. «Учебник нотной грамоты» (на чувашском языке)
1936 Масштабы деятельности, вклад в развитие музыкального образования Чувашии позволяют назвать его музыкантом-просветителем, продолжателем дела И.Я.Яковлева. Монография «Песенное творчество чувашского народа» (в соавторстве с В.Кривоносовым и И.Люблиным)
1937-
1947
Поток публичной клеветы в якобы его «борьбе против мероприятий, проводимых советской властью в области национальной политики». Был арестован и осужден на 10 лет.
1947-
1951
Не разрешали преподавать в музыкальном училище. Работал артистом симфонического оркестра в Чувашской государственной филармонии. Продолжал записывать песни от Г. Федорова, перерабатывал хоровые обработки для сольного исполнения с фортепиано.
1951 Умер 26 августа в Чебоксарах. Его именем названы Чебоксарская музыкальная школа № 1 и одна их улиц Чебоксар.
1955 Реабилитирован посмертно.
1964 Первым осветил вопросы теории чувашской народной музыкально- поэтической системы. Издан посмертно в Москве. Музыковедческий труд «Чувашская народная песня. Опыт исследования»

[Хроника жизни и деятельности С. М. Максимова] // Гайнутдинова, Л. А. Чувашская музыкальная литература в таблицах : [учебное пособие для детских музыкальных школ и детских школ искусств] / Л. А. Гайнутдинова ; [Чуваш. гос. ин-т культуры и искусств ; науч. ред. Л. И. Бушуева ; отв. ред. Э. Ф. Фомин]. – Чебоксары : [б. и.], 2014 («Боро-Вик» - ИП Игнатьева Л. В.). – С. 77-80.

Назад