А. И. Кибеч

Михаил Сеспель как символ национального движения


«Во имя чувашского языка
все будем едины!»
М. Сеспель

Михаил Сеспель – сын своего времени. А поэтому понять его можно только с учетом места и времени.

Место. Это – разоренный, доведенный до нищеты чувашский край. Голод, болезни, разруха. Та же картина на Украине.

Время. Это – годы социальных потрясений, отказ от старого и поиск нового, именуемого коммунизмом. Страстное желание строить то, о чем не имели ни малейшего представления. Оно не было известно даже самому Марксу. Иначе он коммунизм не назвал бы «призраком». Это – время безжалостного уничтожения своих соотечественников, поиск внешних и внутренних врагов. Решающее слово было за человеком с ружьем.

Завоевание России большевиками М. Сеспель принял восторженно, полагая, что это и есть путь к свободе и возрождению чувашского народа, к избавлению трудящихся от бедности, нищеты и голода. Сказать, что он принял большевизм, будет мало. Он был самым активным участником социально-экономических перемен. Пожалуй, лучше других видел противоречия времени, расхождения между теорией и практикой, проще, между словом и делом. В политических воззрениях Сеспеля нотки разочарования появляются буквально через год после октябрьского переворота.

«Солдаты, возвращающиеся с фронта домой, мрут в пути с голода; в городах люди обессилены от недоедания, дети их ревут в голос...»1 писал он в 1918 году. Революция и голод породнились, словно мать и сын. Для тех, кто оказался у власти, революция несла большие блага. Вот как об этом пишет Михаил Сеспель: «Смотрю и вижу, что кругом такие же ответственные работники, как я, живут в хороших квартирах, одеваются в теплые шубы, катаются на лошадях и держат себя так, словно они богом поставлены на занимаемые ими должности. Тысячи чертей! Неужели я наивно ошибался до сих пор, думая, что коммунист должен жертвовать для общества всем своим спокойным существованием, своим личным благосостоянием. Я знаю, глубоко уверен, что в данный момент достижение личной материальной обеспеченности справедливыми путями – абсурд, потому я ненавижу, презираю всеми силами души всех своих партийных товарищей, одетых в теплые шубы, сапоги и т. д. и выглядывающих с противным буржуазно-дворянским достоинством. Когда миллионы красноармейцев терпят холод и голод, неужели я вправе пользоваться материальным довольствием? Нет! Тысячу раз нет, но не вижу я ни одного идейного работника, понимающего так эту истину. Презираю, ненавижу преступников»2.

В этих словах весь Сеспель и истинное лицо большевизма. Естественно, такая откровенная позиция Сеспеля не могла не раздражать партноменклатуру Чувашии. И они своего добились – по ложному обвинению в поджоге здания отдела юстиции М. Сеспель освобождается от должности заведующего названным отделом и подвергается аресту. Это была расправа за чрезмерную революционность, за справедливость по отношению к красноармейцам, рабочим и крестьянам.

Еще большее беспокойство вызывала судьба родного народа, чувашской автономии. «Неужели навеки останемся без Родины, без породившего нас народа и вечно будем скитаться по свету сиротами»3, – тревожился Михаил Сеспель как истинный патриот.

За родину встревожен я душою...
Надеждой сердце жаркое пылало,
Сегодня вдруг надежды в нем не стало.
Ужели с ростом языков великих
Язык наш будет мертвым и безликим?
Ужель чуваш с его деревней, песней
С земли широкой навсегда исчезнет?


Все потому, что идеалы свободной Чувашии входили в явное противоречие с конкретными делами, Сеспеля не устраивал ход строительства чувашской государственности, хотя он приложил немало усилий, будучи председателем Революционного трибунала Чувашской автономной области, позже заведующим отделом юстиции облисполкома. Что удивительно, Сеспель в своих программных установках определился задолго до занятия этих высоких должностей. Еще 1 февраля 1918 г. в газете «Хыпар» он опубликовал статью под названием «Пирĕн вăй» (Наша сила), которую, без всякого сомнения, можно было бы назвать своеобразным Манифестом.

Итак, что же предлагал Михаил Сеспель?

Нужен новый взгляд на чувашскую проблему, соответствующий новым порядкам. Надо смело выступать против притеснения со стороны русских, которые даже теперь, при полной свободе, так и норовят выставить нашего брата на посмешище, тыча в него пальцем: «Глянь, чувашленок идет». Видно, до сих пор не помышляют об отказе от извечной привычки издеваться над нами. Хватит. «Сполна хватили горя, натерпелись оскорблений досыта. Пора, чувашский народ, взять поводья в свои руки! Время зовет — откроем глаза!»4

Из достойных руководителей надо образовать свое — чувашское — правительство. Тогда бы мы стали строить жизнь не по чьей-либо указке, а по нашему разумению. Свое будущее должны определить сами.

Надо формировать чувашский полк, свою армию.

Поскольку от казны не дождешься наших собственных средств, желательно налоги от чувашского населения не передавать в чужие руки, а направлять их по своему усмотрению на полезные дела. Нынче все упирается в деньги. Деньга есть – ты силен, денег нет — ты бессилен. Поэтому наши образованные соплеменники, для оказания помощи своему народу учредили Центральный Чувашский Банк. Мир не без добрых людей. Их бескорыстные пожертвования, средства из других источников и будут стекаться в наш банк.

Михаил Сеспель составил Манифест в январе 1918 года. Чувашской автономии тогда еще не было. Тем не менее поражает его широкий взгляд на чувашскую проблему. В суждениях Сеспеля налицо объединительная тенденция. Например, в работе Чувашского Банка он предлагает испробовать такой путь, чтобы счет в банке постоянно увеличивался, не позволяя нам отставать от других народов, одних добровольных отчислений недостаточно — во что бы то ни стало необходимо собирать подушные, хотя бы по рублю ежегодно — специально для Центрального Банка. Совету Чувашского Национального Общества (предшественнику современного Чувашского национального конгресса) следует узаконить это. И немедленно распространить этот закон среди всего чувашского населения, включая и тех, кто проживает под Казанью, Самарой, Симбирском, Уфой. По мнению Сеспеля, именно таким путем Центральный Банк окрепнет, станет «подлинным национальным богатством, любимым детищем чувашского народа»5. Тогда действительно появится возможность для содержания правительства, армии, свет знаний озарит наши темные углы. А если кто-нибудь чужой попытается оскорбить, не будем стоять бессловесной тварью с поникшей головой, надвинув на глаза шапку. Разговор будет короткий:

— Не твое дело, мы сами себе хозяева!

Сеспель строг и требователен и к своим соплеменникам. По его мнению, чуваш под всеми невзгодами, под горем огромным не уронил своего достоинства и донес свою честь, свое доброе имя до наших дней. Чувашский язык травили со всех сторон. А он все такой же — живой, невредимый. Вопреки всем глумлениям — он жив и поныне. Пусть здравствует и в грядущем! Это нам дает уверенность.

«В ком нет веры, кто, гнушаясь чувашской кровью, посрамил честь народа, — таких по-чувашски пинком под зад отшвырнем мы прочь»6.

Некоторые «сеспелевцы» из кожи лезут, чтобы показать великого поэта как коммуниста-интернационалиста, забывая о главном: Сеспель — интернационалист особого качества. Он прежде всего подлинный патриот, горячо любящий свой народ, свой язык, свою культуру. Роль родного языка он видит гораздо шире, не только как средство пропаганды реюлюционных идей.

В заключительной части своего Манифеста он пишет: «Под сводами храмов будем с радостным трепетом творить молитвы на своем родном языке»7.

Наконец, никак нельзя обойти молчанием другую важную идею Сеспеля. Она прямо вытекает из сказанного в «Нашей силе». Бесспорно, народ – великая сила. Особенно когда во главе стоят умные лидеры, мудрые вожди. Прогрессивные силы должны объединяться. «Не кажется ли тебе что во имя будущности чувашского народа, во имя чувашского языка необходимо сплотить, собрать воедино людей с сердцами, полными любви к родному народу. Если не взяться всем разом, дружно за спасение родного языка, то так и жди исчезновения нашей нации с лица земли»8, – писал М. Сеспель в письме к чувашскому поэту Н. Т. Васянке 22 марта 1922 года.

Думаю, нетрудно догадаться, что речь идет о создании политического объединения, партии, защищающей национальные интересы чувашей.

Без преувеличения можно сказать, Михаил Сеспель был зрелым государственным деятелем, основоположником теории национального движения. Ох, как не хватает нам сегодня Сеспеля. Чего же стоят наши депутаты, министры, юристы, предлагающие безликую, бесхребетную Конституцию Чувашской Республики. До них никак не доходит простая истина, есть народ – должно быть и государство. К этому стремятся все народы мира.

Итак, что же символизируется сегодня с именем Михаила Сеспеля?

Первое. Это новый, реформаторский подход к поэтическому творчеству, всестороннее и основательное художественное осмысление важнейших социальных процессов переломного периода истории чувашского народа.

Второе. Борьба за родной язык, за расширение его социального статуса, за превращение в подлинный государственный язык. Без языка чуваш – не чуваш. Он быстро теряет свой национальный облик, характер. Нарушается связь между поколениями.

Во взглядах на национальную культуру Сеспель не замыкается только на проблемах языка. Он печется об издании литературных журналов, о материальной помощи газете «Хыпар», устами своего героя Убика говорит: «Если я стану издателем, завалю чувашскую землю книгами»9. Его волнует также судьба чувашской песни. Он провозглашает лозунг: «Да здравствует чувашское искусство!»

С тех пор времени прошло достаточно много. К сожалению, мечта поэта оказалась реализованной лишь частично. Язык наш притесняется как на бытовом, так и на государственном уровне. Литературные журналы находятся в плачевом состоянии. Да, Чувашию действительно завалили книгами. Но не чувашскими. У книжного издательства и министерства культуры нет средств даже для расчета с авторами книг и пьес. Судьба чувашского искусства наших государственных мужей интересует мало.

Третье. Сыновняя преданность, страстная любовь к родному народу, «стальная вера» в возрождение родного края, готовность всецело отдаваться служению национальным интересам. Не ради денег, не ради славы, а ради выполнения своего сыновнего долга. Что греха таить, бывают случаи, когда отдельные лжепатриоты к национальному движению примазываются ради материальной выгоды. Убедившись в том, что там собрались люди совершенно иного характера, быстро отходят в сторону, влача сиротский образ жизни. Ибо, истинные патриоты им руку подавать перестают.

Четвертое. Борьба за суверенитет республики, за право на самостоятельность, на самоопределение. Чувашская Республика есть единственное национально-государственное образование чувашского народа. Здесь не должно быть никаких ущемлений интересов и прав коренного населения. Чуваш должен себя чувствовать свободным, полноправным гражданином своей республики. И вообще, государство возникает именно под национальным флагом. Речь вовсе идет не о сепаратизме, а о подлинном федерализме. К сожалению, политика нынешнего руководства рассчитана лишь на временный успех. У нее нет исторической перспективы. Такой путь может привести лишь к вассальной зависимости от Москвы.

Пятое. Вера в духовные и физические силы родного народа. Вряд ли кто-либо станет отрицать спортивные достижения наших атлетов. Есть определенные успехи в науке и искусстве. Вполне заслуженным доверием пользуются наши земляки в правительственных кругах Москвы. А в Чебоксарах картина несколько иная. Недооценка, недоверие к представителям коренного населения стало нормой. Особенно при занятии руководящих должностей. Десяткам чувашей, успешно возглавляющим предприятия общероссийского уровня, путь во властную структуру республики закрыт. Их не замечают и не приглашают. Обидно, когда на этом пути зеленый свет дается именно варягам, которые потом только и ждут удобного случая удрать из республики с туго набитыми кошельками.

Сеспель, как носитель высокого национального духа, для нас остается недосягаемым примером, образцом. К нему мы еще только приближаемся. Что же касается его государственных дел, то тут непознанного еще больше. Даже такие общественные организации как ЧОКЦ и Фонд Сеспеля, выдающие себя поборниками чувашской идеи, еще очень далеки от самого Сеспеля. Более или менее последовательную линию ведут лишь ЧНК, ЧАП и Союз чувашской молодежи «Сувар». Но им тоже не хватает сеспелевской напористости и смелости. Мы все еще в громадном долгу перед этим пламенным патриотом. Не в смысле пропаганды его стихов и имени. Нет, он в таких усилиях и не нуждается. Великие свое величие определяют сами. Самое многое, на что мы способны, так это согревать себя под сияющими лучами Сеспеля и напоминать другим о своем существовании. Мы сегодня должны говорить о том, как выполняются заветы Сеспеля. К сожалению, радостного пока мало. Каждое чувашское слово, каждый чувашский журнал, каждая чувашская книга, каждый чувашский спектакль сегодня пробивается через десятки преград. Все потому, что мы в республике из-за своей доброты создали хорошие условия для процветания античувашских настроений. Сеспель бы этого не позволил.

Статью хочу завершить словами самого гения: «Давайте все поклянемся: останемся до гроба чувашами. И в радости, и в горе, пусть в нашей груди всегда бьются молодые сердца, любя свой многострадальный народ!»10

И детей своих учите,
Пусть растут свободно;
Пусть Чувашию полюбят
Крепко, благородно;

Пусть за свой язык готовы
Будут заступиться:
Пусть никто, как встарь, над нами
Больше не глумится.




Литература:


1Сеспель М. К. Собрание сочинений. Чебоксары, 1989. С. 199.

2Там же. С. 399-400.

3Там же. С. 397.

4Там же. С. 201.

5Там же. С. 203.

6Там же. С. 225.

7Там же. С. 203.

8Там же. С. 390.

9Там же. С. 363.

10Там же. С. 261.


Кибеч, А. Михаил Сеспель как символ национального движения / А. Кибеч // Революция в художественном сознании начала ХХ века и поэзия Михаила Сеспеля : материалы международ. науч. конференции, посвящ. 100-летию со дня рождения поэта. – Чебоксары, 2001. – С. 148-155.


Литература о жизни и творчестве М. Сеспеля

Библиография