А. Н. Николаева

Прошлое – настоящее – будущее в лирике М. Сеспеля


Лирика М. Сеспеля рассматривалась с разных точек зрения. Многие работы посвящены изучению основных мотивов творчества, стиховой системы, языка и стиля, национального и интернационального, художественного метода, типологических связей, пафоса и т. д., вплоть до педагогических идейI. Изучение поэтики Сеспеля-лирика с точки зрения воплощения художественного времени остается за пределами научного анализа. Последнее обстоятельство определило задачу данного исследования.

Прежде всего, необходимо отметить как примечательную особенность лирики Сеспеля, что время является в ней одним из главных объектов поэтического изображения. Это прослеживается даже в названиях стихотворений, к примеру: «Скоро», «Грядущее», «Век минувший», «Дни придут – жизнь наша богата будет...» и т. д.

Художественное время в поэтическом мире лирики неразрывно связано с социальной действительностью и историческим временем. Здесь важно отметить: в лирических произведениях отражен переломный момент в жизни страны, время революционных катаклизмов, сдвигов и преобразованийII. Столкновение и борьба людей труда с миром угнетения, изображение темного прошлого и светлого будущего – вот основное содержание стихотворений молодого М. Сеспеля. Защита униженных и вера в светлое будущее пронизывают буквально все лирические произведения поэта.

...Мĕн чул хурлăх вĕсене
Кÿчĕ вăрçă-харçă:
Ывăл леçрĕ ашшĕне,
Кĕç – хăйне ыйтаççĕ.

Выçлăх йĕртрĕ ялсене,
Ачасем те хăрăк.
Питĕрте патша тронне
Сырса илнĕ вăрă.

...Халăх хум пек çĕкленет
Тăвăллăн, хаяррăн;
Таса мар патша йăхне
Час юхтарса ярĕ.

Час хĕвелĕмĕр çÿлте
Çурхилле вутланĕ,
Тырă–пулă уй–хирте
Савăнса хумханĕ...

...Сколько горя, сколько слез
Им война приносит:
Только сын отца отвез,
Завтра – сына просит.

По деревням плач и стон –
Дети голодают;
В Петрограде царский трон
Воры окружают.

...Поднимается народ
Грозною волною,
Смоет грязный царский род
С черною бедою.

Скоро солнце заблестит
Теплою весною.
Поле с хлебом зашумит
Радостью хмельною.

В другом стихотворении «Обездоленных свет в непосильной борьбе» (написано в 1918 г.) обратим внимание на следующий отрывок.

Халь эпир, пур вăя халăха пиллесе,
Выçă халăхшăн хатĕр вилмешкĕн;
Тавтапуç калĕç час çĕтĕк-çатăк çынсем
Пирĕн паттăр та ырă ĕçсемшĕн.

И теперь, когда нужен народу наш труд,
За народ мы умрем за голодный,
И спасибо нам скажет оборванный люд
За геройский порыв благородный.

Заметим, что почти во всех стихах явственно проступают черты реального исторического времени. Отрывок из стихотворения «Скоро...» указывает на Первую мировую войну и обострение кризиса самодержавия в последний год своего существования. Второй отрывок красноречиво говорит о времени первых послереволюционных лет. Следовательно, мы имеем право сказать об открытости художественного времени, слитности его со временем историческим.

Прошлое – настоящее – будущее в лирике М. Сеспеля находятся в неразрывном единстве и одновременно вступают друг с другом в самые разнообразные отношения. Каждая временная категория находит специфическое образное решение. Как следствие открытости художественного времени, историческое прошлое изображается как не имевшее безусловного начала, а будущее – не имеющее безусловного конца. Прошлое – это все время до настоящего, оно однородно по своим признакам, так же и будущее, в котором хронологические границы не очерчены, важно лишь то, что оно (будущее) будет обладать какими-то новыми признаками по сравнению с прошлым.

Для сравнения приведем отрывки из стихотворения «Век минувший» (Иртнĕ самана) и «Грядущее» (Пуласси).

...Иртсе кайнă вăхăта
Астăватăн-и?

Старшинапа тиеке
Е пупа курсан,
Хываттăмăр çĕлĕке
Çурă çухрăмран.

Сарлака та пысăкчĕ
çĕр тĕнче тавра,–
Санăн ану хĕсĕкчĕ
Сарлака уйра...

...Как в былые времена
Шею гнул бедняк.

Старшина ли приходил,
Писарь или поп –
Мы за полверсты, поди,
Обнажали лоб.

Велика была земля,
Мир – огромен он.
Широки кругом поля, –
Тесен твой загон...

Следует отметить, что поэтике Сеспеля-лирика не чуждо эпическое повествование, столь характерное для народной поэзии и литературы в переломные эпохи общественного развития. И одновременно, как результат определенной идеологической ориентации мировоззрения поэта, изображению времени присущи и яркие, контрастно-плакатные черты: прошлое выступает в символических, резко заостренных образах, которые противопоставлены друг другу. Силы зла, господствовавшие в прошлом, выступают как «золотые мундиры», «змеи», «вампиры, скалящие зубы», «звери», которые льют народную кровь «из-за мерзкой своей подлой цели». Прошлое в поэтической системе Сеспеля изображается как тьма, мрак, ночь, власть черного цвета, нужда, гнет, война, голод, смерть. Поэт вопрошает: «И когда же на царей с неба буря грянет?». И в представленном будущем новое время дано как время чистое, омытое. Безусловно, поэтическое воплощение будущего своеобразно. Во-первых, будущее абстрактно, так как поэт недостаточно конкретно представляет себе его социально-бытовые формы, но верит в то, что оно прекрасно. Отсюда в картинах будущего изобилие абстрактной гражданско-этической терминологии:

...Мир нам засияет, обновлен свободой...

Загорится пламя равенства и братства,
И любви высокой в сердце человека.

Или:

...И жизнь дана на счастье всем,
И все равны в счастливом крае...

В образе будущего преобладают также символические образы некой «страны», «края», «берега»:

...Но берег счастья не далек...
...Плывем, плывем в страну коммун...
...Скорее в край обетованный...

С представлениями поэта о будущем всегда связан образ света (зари, пламени) как жизнеутверждающего начала, несущего в себе любовь, добро, правду:

...Рубежи и цепи, бедность и богатство
Сгинут от сиянья солнечного века...
...Светом солнца озарить
Дом всемирный нам!
...Но берег счастья не далек.
Уж виден отблеск красных зорей.

Здесь уместно вспомнить, что описание прошлого дано в более конкретной предметно-детализированной форме. К примеру:

...Вспомни, как средь бела дня
Подкатил к избе,
Колокольцами звеня,
Весь кандур к тебе.
Прохрипел глава: пора!
Недоимки, мол,
И корову со двора
За рога увел.

Наличие предметно-объективной детализации в изображении прошлого говорит о том, что поэт прекрасно знает ту жизнь, конец которой предвещает, и в частных, мелких, конкретных проявлениях видит сущностные стороны жизни длительного исторического периода, обозначаемого им как прошлое. Поэтому отдельные, внешне незначительные, обыденные эпизоды вырастают в символы прошлого, то есть происходит своеобразное свертывание длительного исторического времени в краткий момент жизни.

Значительную особенность художественного времени в поэзии М. Сеспеля составляет также то, что прошлое и будущее не только противопоставлены друг другу, но и связаны друг с другом духовной традицией стремления к свободе.

В этом смысле интересно стихотворение «Волжская песня», где чуваш выступает как наследник вольности Степана Разина. Поэт показывает, что дух борьбы у современных чувашей тот же, что и прежде:


...Слыша клич удальцов,
И чуваш из оков
Рвется вечной мечтой окрылен.
Храбр и стоек в бою
За свободу свою
Бьется в вольнице Разина он.

Та же преемственность наблюдается в переходе некоторых образов, символизирующих прошлое, в иное качество в будущем. К примеру:

...Кровь за волю братьев павших превратится
В лепестки пунцовой, ароматной розы.
Не роса над ними будет серебриться,
А за счастье мира пролитые слезыIII.

Через сублимацию в поэтизированном образе светлого будущего изживается зло, страдание, мрак и смерть как конечность жизни. Кровь (то есть смерть, страдание, нечто ужасное) превращается в «лепестки пунцовой ароматной розы». В поэтизации образа будущего прием сублимации занимает не последнее место.

Еще одна важная особенность отличает художественное время в стихах М. Сеспеля – это динамизм, для которого характерно использование образов будущей стихии в русле романтической лексики:

...Проснется буря...
...Плывем, плывем в страну коммун.
Товарищи, мы в Красном море!
...Пусть наш корабль качают волны...
...Корабль летит, бушует море...
...Разбить, разбить девятый вал!

Стремительность в движении массы вперед в некое светлое пространство обозначает столь же стремительное движение во времени. Усиливает динамизм времени смена времен года:

...Скоро солнце заблестит
Теплою весною...
...Каждый год ее (избу. – Авт.) зимой

Снегом занесет,
Летом крыша лебедой
Густо зарастет...

Время движется и внутри суток: вечер, ночь, рассвет, заря, ясный день. Следует, однако, заметить, что слова, обозначающие времена года и части суток, несут в себе не только реальное физическое, но и переносное символическое значение для выражения протяженности времени прошлого или самой идеи движения жизни от тьмы к свету, от холода к теплу и цветению.

Неуклонное движение вперед выражено поэтом в смене поколений: от отца к сыну, от «мы» к поколениям будущего. Ускорение движения времени от прошлого к будущему выражено в использовании глаголов, которые обозначают активное действие:

...Кол в старье забьем!
...Опрокинь избу с гнилой
Крышею вверх дном...
...Разбить, разбить девятый вал!
 Скорее в край обетованный!..
...Окружим, уничтожим господ!

Особо следует сказать об изображении настоящего. На первый взгляд кажется, что поэтическая картина настоящего менее всего выражена. Настоящее проступает достаточно отчетливо, как правило, в какой-то момент остановки движения – либо перед решающим усилием, либо после него.

Обездоленных свет в непосильной борьбе,
О, Свобода и алое знамя!
Объявляют войну, объявляют тебе
На собраньях в золоченом храме.

Безусловно, наблюдается явное преобладание изображения прошлого и будущего, что связано с взглядом автора на настоящее время, как на переломный момент в движении истории. Поэтому настоящее выступает не как предметно детализированное пространство, а как точка, из которой автор смотрит на прошлое и бросает взгляд в будущее. Эта точка (как корабль, движущийся в сторону коммун в Красном море) одновременно и точка отсчета для этого будущего.

Таковы в общих чертах основные особенности воплощения художественного времени в лирике М. Сеспеля.

Жаль, что поэт не дожил до «прекрасного» будущего. Но он, безусловно, был счастливее нас. Он с неописуемым оптимизмом смотрел в будущее и верил в него.


Примечания

I См.: Основоположник чувашской советской поэзии // Ученые записки ЧНИИ. – Вып. 51. Чебоксары, 1971.

II Об этом см. подробнее: Мальцев М.И. Романтизм литературы первых лет Советской власти и М.Н. Сеспель // Основоположник чувашской советской поэзии, с. 151-162; Артемьев Ю.М. Некоторые элементы революционного романтизма в поэзии М. Сеспеля. – Там же. С. 163–170; Александров А.М. Революция и идейный мир писателя (М. Сеспель и С. Чавайн). - Там же. С. 257-264.

III Здесь и далее произведения М. Сеспеля цитируем по кн.: Сеспель Михаил. Собрание сочинений. Чебоксары, 1989. С. 63.


Николаева, А. Н. Прошлое – настоящее – будущее / А. Н. Николаева, Н. Э. Шалагинова // Николаева, А. Н. Литературоведческие этюды / А. Н. Николаева. – Чебоксары, 2008. – С. 77-84 // Поэтика Сеспеля. – Чебоксары, 1991. – С. 124-130.


Литература о жизни и творчестве М. Сеспеля

Библиография