К. К. Петров

Публицистика Михаила Сеспеля. Таэр и Сеспель


Михаил Сеспель большое количество своих произведений опубликовал в газетах. Выступления в прессе играли существенную роль в формировании эстетических и общественных взглядов поэта, в становлении его творческого метода.

С журналистской деятельностью М. Сеспеля в первые годы Советской власти связано появление публицистически ярких и понятных массам газетных «агиток». Поэт умел найти наиболее типичное в жизни и через него с наибольшей глубиной и яркостью отразить чаяния и думы народа. Одной из первых его публикаций в газете была корреспонденция «Так ли помогаете?». Она напечатана в чувашской газете «Хыпар» 13 января 1918 года.

Данная газета издавалась чувашскими эсерами с мая 1917-го года по февраль 1918 года. В основном она носила антисоветский, контрреволюционный характер. Несмотря на это, прогрессивные журналисты того времени сумели использовать газету в своих целях.

«Трудности момента вынуждают терпеть муки голода как на фронте, так и в городах, – так начинает М. Сеспель свою корреспонденцию. – Тяжелые вести о них доходят и до темной деревни Шугурово, будоражат население. Молодежь на вечеринках и старики на сходках поговаривают:

– Солдаты на фронте получают только по полфунта на день. В городах же совсем нет хлеба».

Далее автор сообщает, что и в газетах, и на плакатах, вывешиваемых на стенах караулок, пишут о голоде, убеждают народ сдавать хлеб государству. Но думают ли в Шугурове о помощи государству? Оказывается, нет. Боясь, что излишки хлеба вывезут для голодных солдат, сидящих в холодных и сырых окопах, «умные головы» деревни быстро его поделили. «Не забыли и про выпивку. Сославшись на жажду после работы, продали овес, купили пива и всю ночь шумели и орали... Крики пьяных, песни разбитных солдаток, без мужей нагулявших детей, дикие вопли дерущихся оглушили сонную деревню».

«В это же самое время,– пишет он далее, – на войне солдаты – дети и друзья тех, кто пьяный шатается по деревне, братья парней и девушек, веселящихся на вечеринках, – в холоде и голоде сидят в сырых окопах. Солдаты, возвращающиеся с фронта домой, мрут в пути с голода; в городах люди обессилели от недоедания, дети их ревут в голос... А в Шугурове прячут хлеб от солдат, которые хотят отправить его для мрущих с голода отцов и братьев тех, кто пьянствует в деревне». Остро, агитационно, публицистически ярко построил автор и концовку корреспонденции. От всей души обращается он ко всем читателям, вернее, ко всему чувашскому населению: «Дорогой чуваш! Выходит, так ты помогаешь своим родным, гибнущим с голода?.. Сын просит у тебя хлеба, а ты подаешь ему камень?.. Видно, и вправду сказано: голодного разумеет лишь голодный, а не сытый!»

Вскоре германское командование начало наступление по всему фронту, над Советской страной нависла смертельная опасность. И 21 февраля 1918 года Совет Народных Комиссаров обратился к народу с написанным В. И. Лениным декретом-воззванием «Социалистическое отечество в опасности». Так что выступление Михаила Сеспеля было очень своевременным. Оно сыграло немаловажную роль в организации сбора хлеба для фронта среди чувашского населения.

Многие газетные выступления Сеспеля посвящены чувашскому народу, его языку, отдельным поэтам. Известная статья поэта «Стихосложение и правила ударения» является выдающимся вкладом в развитие теории и практики новой чувашской поэзии. В ней, впервые опубликованной в газете «Канаш» 17 ноября 1920 года, Сеспель доказывает, что чувашский язык: богат не только словарно, но и фонетически, и дает возможность пользоваться всеми размерами силлаботоники. После революции «стала развиваться и чувашская поэзия, призванная освещать путь чувашского народа и вдохновлять его,– пишет поэт. – На страницах газет и журналов появляются все новые и новые стихотворения. Для нашей Чувашии это – новое дело. Надо искать новые пути. Следует наметить правильную линию».

Блестяще разрабатывая тему, изучая духовную жизнь людей, исследуя на высоком уровне, анализируя факты и обобщая их, автор делает вывод, что местные различия в языке исчезнут и установится один общий чувашский язык, и заканчивает статью словами: «Мы твердо верим, что... дождемся и своих, чувашских, Пушкиных и Лермонтовых. Настанет время!»

Элементы публицистики ярко проявляются и в другой статье – «Чувашское слово». «Настанет время, – пишет он в газете «Канаш» 26 ноября 1926 г., – и чувашский язык будет в состоянии разрубать железо. Станет острым, станет раскаленною сталью».

Во многих стихотворных произведениях Сеспеля лирика и публицистика тесно переплетаются. Отражая многогранную жизнь общества, автор тщательно изучает факты, чтобы за ними увидеть целое явление, зачастую совершенно новое. Обобщая события, он утверждает нравственную красоту нового, передового, обличает отсталое, мешающее движению вперед.

Какой бы социальный факт ни взял поэт-публицист, он, выполняя требования классового анализа, рассматривал явления и процессы именно как социальные факты общества, в связи с особенностями различных классовых сил, с характером и условиями общественного развития.

Журналистское, публицистическое мастерство поэта отличалось живостью и легкостью слога, быстротой пера, стилистическим изяществом изложения. Кроме того, и это самое главное, публицистика молодого коммуниста Михаила Кузьмина была подчинена идеологической цели, политическому действию. Публицистика Сеспеля была наступательной, публицистикой больших тем, больших идей.

Как поэт Сеспель начал писать рано. Еще в 1916 году семнадцатилетний юноша слагает стихотворение «Скоро», обличающее империалистическую войну. «В Петрограде царский трон воры окружают,– так смело бичует поэт самодержавный строй. – И когда же на царей с неба буря грянет? Поднимается народ грозною волною, смоет грязный царский род с черною бедою».

После победы Октября Сеспель начал печататься на страницах казанской газеты «Знамя революции», в «Тетюшских известиях».

Михаил Сеспель верил, что настанет время, и чувашский язык станет острым, точно каленая сталь. Настанет время – и грянет над землей чувашская песня. Любовно восславит она чистое небо, радостный мир, красное солнце.

Своим творчеством поэт доказал, что лирика может раскрыть богатейший духовный мир человека и сложные общественные процессы современности.

* * *

Своим учителем Сеспель считал родоначальника чувашской пролетарской литературы Т. С. Семенова-Таэра. Поэт-революционер Таэр несколько раз приезжал в Шихазаны и Казакассы (в 1905–1907 гг. и 1911–1914 гг.). Сеспель был лично знаком с ним, слушал его пламенные речи, долго беседовал о поэзии. В Тетюшах, Чебоксарах и на Украине с большим вдохновением и азартом рассказывал он о Таэре. «Я преклоняюсь перед ним»,– часто говорил Сеспель в беседе с друзьями.

С каким уважением Сеспель относился к Таэру видно и из того, что он в своем прозаическом произведении «Дети леса» наряду с другими положительными героями выводит и одного чуваша по имени Тимкка. Здесь есть и Сеспель. Мы читаем: «Чуваши тихо собрались, взяли с собой находившегося при смерти Сеспеля и сели на лошадей. Тимкка присмотрелся к звездам и повел артель за собой. Опасаясь преследования урядника, ...чуваши кинулись вслед за Тимккой, не разбирая дороги, прямо по полям и оврагам. Всю ночь ехали вскачь без отдыха. Взошло багровое солнце, они спрятались в лесном овраге. Сеспель уже застыл и окоченел. Голыми руками чуваши вырыли могилу и положили туда Сеспеля. Засыпали землей... Все заплакали. На дне оврага журча течет вода. На могиле Сеспеля возвышается холмик свеженасыпанной земли. Когда все удалятся, кто будет знать эту могилку, кто справит поминки по Сеспелю!»1

Это произведение было написано М. Сеспелем в марте 1918 года в виде ученического внеклассного сочинения на свободную тему в то время, когда он учился в 1 классе Тетюшской учительской семинарии.

Итак, Сеспель здесь погибает. А его товарищи скачут по широкому лугу. До рассвета им нужно добраться до видневшегося вдали леса. Их преследуют всадники. «Не останавливайтесь!» – говорит впереди идущий Тимкка, вдохновляя своих товарищей.

Таэр и Сеспель вступили на арену революционной борьбы в пору юности. Оба они были врагами лжи, тщеславия, бесчестности. По своим характерам они были похожи друг на друга. Оба поэта были темпераментными, смелыми, терпеть не могли вельмож, карьеристов и всевозможных чиновников так называемого «высшего сословия», со всей силой боролись за освобождение трудящихся от ига капитала. Характеры поэтов очень заметно отражались и на их творчестве.

Таэру шел семнадцатый год, когда он принял участие в забастовке, массовых митингах и демонстрациях рабочих, печатал и распространял нелегальную литературу. В это время он кровно связывает свою судьбу с большевиками, выполняет задания Казанского комитета РСДРП. И в произведениях первого чувашского поэта-революционера ярко выражено страстное стремление бороться за свержение самодержавия, за свободу и счастье трудящихся не только России, но и всего мира. Только в борьбе, только революционным путем может народ освободиться от гнета и произвола царизма, завоевать себе свободу – эта идея красной нитью проходит в произведениях Таэра. Рабочий-наборщик, поэт в своем творчестве большое внимание уделяет ведущей силе революции – пролетариату.

Эти традиции Таэра продолжил Михаил Сеспель. Приняв эстафету, он двинул далеко вперед развитие чувашской советской литературы. Как Таэр, он крепко верил в созидательные, преобразующие силы Великой революции. Однако еще «как змеи, шипят... и, взбесившись, тебе, зубоскаля, грозят чернецы, и попы, и вампиры». Не хочется им свою власть уступить, далее поэт уверяет:

И теперь, когда нужен народу наш труд,
За народ мы умрем за голодный,
И спасибо нам скажет оборванный люд
За геройский порыв благородный2.

Эти строки явно перекликаются с «Песней славной смерти» Таэра, где революционеры за новую справедливую жизнь тоже были готовы бороться до последней капли крови, стоять насмерть.

В газете «Хыпар» от 1 января 1907 года Таэр опубликовал стихотворение «Новый год», где с оптимизмом предвещает, что в скором будущем «Железные оковы падут» и «добро победит зло». Поэт-трибун Сеспель в своем стихотворении, опубликованном в газете «Канаш» 1 января 1919 года, как бы продолжает идеи Таэра: «Дни придут – жизнь наша будет на земле иной: перестанут плакать люди от недоли злой, вспыхнет солнце новой жизни – ясное навек!»3

В творчестве двух поэтов очень конкретно, образно, ярко выделяется «Пашня нового дня». Вот, например, отрывок из стихотворения Тимкки Таэра «Думы», написанного им в 1906 году (перевод М. Сироткина):

Живу в лишеньях и нужде,
Спины не разгибаю,
Всегда в заботах и труде,
А вечно голодаю.

И почему наш тяжкий труд
Впустую пропадает?
Да потому, что льем мы пот, –
Плоды богач сгребает4.

И отрывок из стихотворения Михаила Сеспеля «Пашня Нового Дня», написанного в 1921 г.:

Из синевы рассвета плуг отлит.
В оглоблях – солнце. Это Новый День,
Чья голова в лучах зари горит,
На пашню едет мимо деревень.
Вонзает плуг в столетние пласты
Свой лемех, раскаленный докрасна.
В могильный мрак глубокой борозды
Чувашская ложится старина5.

В этом стихотворении Михаила Сеспеля наиболее полно и ярко воплотилась народность его поэзии, наиболее ясно и отчетливо выразилась его и национальная, и интернациональная сила: «Чуваш с могучим сердцем, житель новой эры, шагнет в простор, одеждой солнечной сверкая; обнимет Новый День его с любовью, верой, и путь, что впереди, цветами уберет Интернационала радуга живая» (Пер. П. Хузангая). Михаил Сеспель – чрезвычайное явление и воплощение нашего чувашского национального и советского интернационального духа.

Как и Таэр, Сеспель ушел из жизни преждевременно, в 23 года. Трагическая смерть пришла к нему 15 июня 1922 года. Но его произведения остались, они живут вместе с нами, как жив в веках и сам поэт.


Литература

1 Сеспель Михаил. Собрание сочинений. 1989. С. 217 – 219.

2 Там же. С. 61.

3 Там же. С. 75.

4 Сироткин М. Я. Очерки дореволюционной чувашской литературы. Чебоксары, 1968. С. 171.

5 Сеспель Михаил. Собрание сочинений, 1989. С. 141.


Петров, К. К. Публицистика Михаила Сеспеля. Таэр и Сеспель / К. К. Петров // Поэтика Сеспеля. – Чебоксары, 1991. – С. 50-55.


Литература о жизни и творчестве М. Сеспеля

Библиография