Р. Н. Петрова

Изучение творчества М. Сеспеля в школе


Творчество М. Сеспеля в программе средней школы представлено доступными возрасту учащихся произведениями.

В I-IX классах на уроках объяснительного чтения читаются стихи «Атăл юрри» («Волжская песня»), «Чăваш ачине» («Сыну чувашскому»), «Чăваш чĕлхи» («Чувашский язык»). Все это позволяет предположить, что к моменту изучения стихотворений «Хурçă шанчăк» («Стальная вера»), «Пурнăçпа вилĕм» («Жизнь и смерть») в средних классах учащиеся смогут познакомиться с большей частью произведений М. Сеспеля.

Перед учителями I-IV классов при чтении стихотворений поэта ставятся такие конкретные задачи:

  • - дать первоначальные сведения о М. Сеспеле;
  • - научить ребят слушать и читать стихи поэта;
  • - организовать уроки внеклассного чтения стихов М. Сеспеля и о М. Сеспеле;
  • - координировать уроки изучения программных произведений и уроки внеклассного чтения;
  • - использовать тексты программных и прочитанных самостоятельно произведений для обогащения речи учащихся;
  • - подсказать возможные варианты использования технических средств обучения на различных уроках по изучению стихотворений поэта.


Приступая к чтению стихов М. Сеспеля, мы должны прежде всего думать о том, как выработать у детей привычку читать проникновенно, с чувством.

Уроки, посвященные чтению стихов, будут предварять знакомство учащихся с биографией М. Сеспеля.


Справка для учителя

Михаил Сеспель (1899–1922) – поэт-революционер. Его заслуги как выдающегося поэта, общественного деятеля огромны. Он относится к числу одних из самых любимых нашим народом поэтов. Его стихи помогали трудовому народу в строительстве социализма. Поэт хорошо знал жизнь родного народа, его думы и надежды.

Стихи М. Сеспеля постоянно сопутствуют жизни каждого человека, доставляют много радости при их чтении, развивают чувства, воображение, помогают быть твердым, правдивым, добрым, чутким к людям, бесконечно любить свой народ, родной язык и родину.

Учитель кратко рассказывает о жизни М. Сеспеля, показывает детям его портрет.

Чтению стихотворения «Атăл юрри» («Волжская песня») предшествует вступительное слово учителя о том, что оно впервые опубликовано в 1936 году в «Хрестоматии по художественной литературе» А. С. Отачкина (для III класса). В тексте встретится достаточно много слов, которые потребуют дополнительной работы над их грамотным произношением и пониманием, а усвоение содержания стихотворения связывается с работой над выразительным чтением текста. В конце урока проводится обобщающая беседа о прочитанном, которая преследует одну главную цель – выявить идейный смысл прочитанного.

Беседа строится по следующему плану:

  • Прочитайте название стихотворения. Как вы думаете, почему поэт так назвал стихотворение?

  • Прочитайте, как автор говорит о людях, которые вели народ на борьбу за свободу.

  • Как М. Сеспель дает понять, что чуваши тоже участвовали в освободительной борьбе?

  • Почему до сих пор в народе поют песни о Степане Разине?..


Подготовка к чтению и анализу стихотворений М. Сеспеля «Чăваш чĕлхи» («Чувашский язык»), «Чăваш ачине» («Сыну чувашскому») в четвертом классе проводится в форме рассказа учителя о творчестве революционного поэта, об отношении к его памяти советских людей.


Вариант урока

1. Вступительное слово учителя, подготавливающее детей к восприятию стихотворений М. Сеспеля.

  • С произведениями Сеспеля,– говорит учитель, – вы уже встречались, некоторые из них знаете наизусть. Со многими из них вы встретитесь в старших классах. Чем же эти стихи так запоминаются?

  • Стихи М. Сеспеля,– продолжает учитель,– звучные, энергичные, смелые. За каждой его строкой чувствуешь личность самого поэта, отважного и безжалостного к врагам.

2. Чтение стихов М. Сеспеля «Каллех шкулта» («Вновь в школе») и «Атăл юрри» («Волжская песня»).

– Что говорит М. Сеспель об освободительной борьбе народа против угнетателей? Прочитайте запомнившийся отрывок из стихотворения.

3. Чтение стихотворения «Чăваш ачине» («Сыну чувашскому») сначала учителем, а потом учащимися. Выразительное чтение этого стихотворения можно провести «цепочкой», а «Чувашский язык» – как хоровую декламацию.

Работа над чтением этих стихотворений заканчивается вопросами обобщающего характера.

  • - О чем говорил поэт, на какие важные вопросы отвечал он в своих произведениях?

  • - Какие строки из прочитанных вами стихотворений М. Сеспеля вы запомнили?

  • - Какие произведения о родном языке вы знаете? Что общего во всех этих произведениях?

  • - Какие чувства вызывают у вас стихотворения М. Сеспеля?

  • - Какие слова раскрывают отношение автора к родному языку, к будущему родного народа?

  • – Какие слова помогают нам увидеть красоту родного языка?


В заключение урока можно обобщить высказывания детей о родном языке.

Слово учителя о поэте, о его личности, чтение воспоминаний и стихов, рассматривание фотографии и портрета М. Сеспеля составляют содержание вступительного занятия в средних классах. В ходе урока учащиеся высказывают свои впечатления о фотографиях М. Сеспеля, читают отрывки из воспоминаний родных и близких. Интерес к поэзии М. Сеспеля часто приходит через увлечение его яркой личностью. Поэтому вступительное занятие (первый урок) нужно посвятить рассказу о жизни поэта – революционера-коммуниста.

Трудно представить формирование и рост М. Сеспеля – человека и поэта – без революции. Особенно интересными и ценными в воспитательном отношении будут для учащихся отрывки из его писем, в которых рассказывается о преданности поэта делу революции, о стальной вере в будущее. В заключение урока можно прочитать статью из хрестоматии и составить ее план.

Второй урок посвящается выразительному чтению и выяснению идейного содержания стихотворений «Стальная вера» и «Жизнь и смерть».

Задача учителя при чтении «Хурçă шанчăк» («Стальная вера») состоит в том, чтобы полнее донести до учащихся идейный смысл стихотворения, раскрыть его высокий героический пафос.

На уроке учитель может привлечь следующие высказывания профессора Г. Н. Волкова о М. Сеспеле:

«...для Сеспеля кардинальной проблемой была проблема родного языка. Эта проблема является основным, связывающим звеном всех раздумий революционера, мечтающего посредством родного языка обеспечить возрождение и расцвет культуры народа... для Сеспеля в народной культуре нет ничего важнее, нет ничего священнее родного языка. Каждая страница его сочинений, каждая его строка дышит благородным гневом против колониальных душителей свободы наций, в том числе и свободы пользования родным языком. Красной нитью через все его творчество проходит забота о сохранении, развитии, расцвете чувашского языка. Стихотворение «Чувашский язык», например, до сих пор является непревзойденным образцом, воспевающим родное слово. Это настоящий гимн духовному сокровищу народа. Каждая строка стихотворения дышит верой в будущее чувашского языка»1.

Вступительное слово целесообразно завершить, предложив учащимся прочитать наизусть стихотворение «Чувашский язык».

После прослушивания или чтения текста «Стальной веры» нужно провести небольшую беседу, которая позволяет выяснить, насколько правильно и полно поняли учащиеся содержание, каковы их первоначальные впечатления.

Можно, например, предложить учащимся ответить на следующие вопросы.

  • – Какая картина встает перед глазами, когда вы читаете название стихотворения?
  • – Какое значение вкладывает М. Сеспель в слова «сталь», «жар-птица»?
  • – Почему, создавая образ Родины, М. Сеспель переходит в повествовании от формы множественного числа («увидим мы, верь и надейся») к форме первого лица («я слышу, как гром отдаленный»)?
  • – Прочитайте в стихотворении строки, в которых выражена вера поэта.


Коллективная работа учащихся над предложенными вопросами и заданиями под руководством учителя может включать в себя чтение отдельных фрагментов текста.

Чтение учащихся – заключительный этап работы. Следующие строки стихотворения:
«Шагайте бодрее и тверже,
Отчизны любимой сыны,
Не можем отстать мы, – не можем! –
От поступи нашей страны». –

читается хором. Это лозунг сегодняшнего дня.

В старших классах творчество М. Сеспеля представлено широко и многогранно. Опыт изучения старшеклассниками поэзии М. Сеспеля позволяет наметить и некоторые общие рекомендации.

  1. Целесообразно заранее психологически подготавливать учащихся к восприятию личности М. Сеспеля, а значит, и его творчества.

  2. Систему уроков следует строить с таким расчетом, чтобы она предполагала знакомство с широким кругом произведений поэта и чтобы анализ их позволял учащимся самостоятельно разобраться в других стихотворениях поэта.

  3. Объединить уроки общей задачей – т. е. показать, как развивалось поэтическое творчество М. Сеспеля.

  4. Следует уделять внимание тому, как в его стихах выявляется личность самого поэта, его новаторство, связь его поэтики с лучшими традициями русской литературы и народным творчеством, а также раскрыть традиции М. Сеспеля в современной чувашской поэзии.

На первом уроке важно учесть первые читательские впечатления учеников, оттолкнуться от их первоначальных представлений о стихах М. Сеспеля. Можно использовать таблицу, заранее написанную учителем на доске (Произведения М. Сеспеля в книгах для чтения). Такая таблица поможет старшеклассникам вспомнить стихи поэта, которые они изучали в предыдущих классах.

Учителю надо тщательно подготовиться к чтению и анализу таких стихотворений, как «Çĕн кун аки» («Пашня Нового Дня»), «Тинĕсе» («Морю»), «Пуласси» («Грядущее») и др. Силами учащихся можно составить синхронную таблицу жизни и творчества М. Сеспеля.

Очень важно, чтобы учащиеся пережили чувство любви к народу. Учитель может привлечь слова Г. Н. Волкова: «Интернациональное творчество Сеспеля свободно от декларативности и политической трескотни. Он весь в своих стихах, статьях, письмах, повседневных делах – гармоническое единство слова и дела составляет внутреннюю его сущность. Лозунги и соответствующее им поведение – в жизни Сеспеля закономерность, для него это – норма: он не только призывает к интернациональному братству людей, но и сам имеет лучшим другом русского Бекшанского, украинца Пакрышня и др. Словами, исходящими прямо из сердца, воспевается им Украина»!

Расставание с М. Сеспелем в старших классах оказало бы на них эмоциональное воздействие.

Выбрать форму ведения урока «помогает» сам М. Сеспель. В стихотворении «Разговор с сыном чувашским» он ведет этот «разговор» откровенно, серьезно.

Беседа проводится по следующим вопросам:

  • - В чем видит М. Сеспель назначение поэта и поэзии?
  • - Как вы понимаете слова поэта:

  • – Позабудьте день вчерашний,
    Новь великая идет,
    Солнца нового восход
    Привечай, родной народ!
    Тихим был – так будь героем,
    Смирен был – долой смиренье!
    Огнекрылою душою
    Отправляйся дерзновенней
    В неизведанный полет.

    – Каким чувством проникнуты стихи, в которых М. Сеспель пишет о родном языке, дружбе народов, будущем?


Урок завершается чтением стихотворений советских писателей о М. Сеспеле. Эти стихи помогут глубже понять значение творчества поэта-коммуниста.

В ходе изучения темы «Сеспель» ученикам предлагаются различные самостоятельные задания, связанные с краеведением, выполняются письменные работы творческого характера.


Литература

1 Волков Г. Н. Педагогика жизни.– Чебоксары. 1989.– С. 235.


Петрова, Р. Н. Изучение творчества М. Сеспеля в школе / Р. Н. Петрова // Поэтика Сеспеля. – Чебоксары, 1991. – С. 92-97.


Литература о жизни и творчестве М. Сеспеля

Библиография