Биография

 

Михаил Кузьмич Кузьмин (Сеспель) - поэт-реформатор, драматург, прозаик, государственный и общественный деятель. Родился 16 ноября 1899 года в деревне Шугурово Цивильского уезда Казанской губернии (ныне д. Сеспель Канашского района Чувашской Республики).

Учился в 1914-1917 гг. в Шихазанской второклассной школе.

Осенью 1917 года Сеспель поступает в Тетюшскую учительскую семинарию. Там он с огромной радостью встретил весть о победе Октябрьской социалистической революции и уже в декабре 1918 года вступил в ряды большевистской партии. В своем дневнике Сеспель писал: «С вступлением в компартию я почувствовал себя таким вольным, сильным, свободным от всех предрассудков. Вместе с пролетариатом я почувствовал себя властелином жизни. С тех пор мое сознание ясно. Мысли могучи. Я – коммунист».

Решением уездной партийной организации Сеспель был послан в январе 1919 года в Москву на шестинедельные курсы организаторов-пропагандистов при ВЦИКе. В Москве ему посчастливилось видеть и слышать Ленина. После возвращения в Тетюши по поручению укома партии он выступал перед крестьянами окрестных сел с докладами и беседами на актуальные политические темы, с большим волнением и вдохновением рассказывал им о Владимире Ильиче, принимал участие в организации ячеек коммунистов и сочувствующих партии.

В стране шла гражданская война. В некоторых местах Тетюшского уезда враги пытались организовать выступления крестьян против Советской власти. Сеспель беспощадно разоблачал шайки кулаков и дезертиров. Его направили на работу в судебно-следственную комиссию уезда.

В августе 1920 года Сеспель переезжает из Тетюш в Чебоксары. И здесь он неутомимо борется за укрепление революционной законности. Его назначают председателем ревтрибунала Чувашской автономной республики.

27 декабря 1920 г. по ложному обвинению был арестован. Освобожден на поруки товарищей 7 февраля 1921 г.

12 мая 1921 г. выехал на лечение в г. Евпатория из-за ухудшения здоровья, поступил в Киевскую художественную школу. Призывался в Красную Армию. После комиссования из-за обострения костного туберкулеза проживал у своего украинского друга Ф. Пакрышня. Работал в Остерском уездном земельном отделе.

Как поэт, Сеспель начал писать рано. Еще в 1916 году он, семнадцатилетний юноша, слагает стихотворение «Скоро», обличающее империалистическую войну. «В Петрограде царский трон воры окружают», – так смело бичует поэт самодержавный строй. «И когда же на царей с неба буря грянет?» – спрашивает автор и сам же отвечает: «Поднимается народ грозною волною, смоет грязный царский род с черною бедою».

После октября 1917 г. Сеспель начал печататься на страницах казанской газеты «Знамя революции» и в «Тетюшских известиях». Здесь появлялись его стихи, проникнутые духом революции.

Активно участвовал он в газете Чувашского отдела Наркомнаца «Канаш» («Совет»), выходившей с 1918 по 1921 год в Казани. В своем стихотворении «Век минувший», опубликованном 1 января 1919 года, он описывает невыносимо тяжелые условия жизни чувашей в прошлом и с глубокой верой смотрит в будущее, призывает «строить новый дом» сообща со всеми трудящимися народами и светом солнца озарить его.

Произведения поэта-трибуна носят ярко выраженный общественно-политический характер. На стыке двух миров – старого и нового – Сеспель вскрывает противоречия общества и тем самым определяет свою точку зрения. У него всегда было желание откликнуться на какой-то злободневный вопрос. Его, например, возмущало бесправное положение чувашской женщины. С гневом в сердце поэт писал: «Встаньте, женщины! Отныне вы равны со всеми. За великую свободу встаньте смело, дружно. Человек – вот ваше званье. Вы его достойны!» («Чувашке»).

Сеспель писал стихи на чувашском и русском языках, хорошо владел татарским и украинским языками. Он, как настоящий интернационалист, в 1921 году написал стихотворение «Пашня Нового Дня».

Чувашин, с новым веком став иным,

Плечами небо подопрет, немал.

И Новый День опустит мост пред ним –

Цветущей радугой Интернационал.

Далее автор описывает свободный, созидательный труд народа после октября 1917 г., изображает новое, творческое отношение человека к работе для себя, для своего народа. Это его программное стихотворение переведено на 50 языков народов мира.

Известная статья Сеспеля «Стихосложение и правила ударения» является большим вкладом в развитие теории и практики новой чувашской поэзии. В этой статье, впервые опубликованной в газете «Канаш» 17 ноября 1920 года, автор пишет: «Революция вдохнула в нашу жизнь новый, животворный дух. Всюду и во всем – Возрождение. Стала развиваться и чувашская поэзия, призванная освещать путь чувашского народа и вдохновлять его. На страницах газет и журналов появляются все новые и новые стихотворения. Для нашей Чувашии это – новое дело. Мало искать новые пути. Следует наметить правильную линию».

Михаил Сеспель ушел из жизни преждевременно. 15 июня 1922 г. он покончил жизнь самоубийством. Михаил Сеспель прожил неполных 23 года. Но этот короткий срок до предела был насыщен активной общественно-политической и творческой деятельностью. Его произведения остались, они живут вместе с нами, как жив в веках и сам поэт.


Основные вехи жизни и творческой деятельности