ОСНОВНЫЕ СОБЫТИЯ >>>

СЕМЬЯ >>>


Биография

Яковлев Иван Яковлевич [13.04.1848, д. Кошки-Новотимбаево Буинcкого уезда Симбирской губернии (ныне село Тетюшского района Республики Татарстан) – 23.10.1930, Москва] – деятель культуры и просвещения народов Поволжья, педагог-демократ, создатель современной чувашской письменности и нового типа национальной школы, общественный деятель. Из чувашских крестьян, с 1878 личный, с 1904 потомственный дворянин.

Осиротев в младенчестве, до 8 лет воспитывался в приёмной семье. В 1856–60 учился в Бурундукском удельном училище, в 1860 (с сентября по декабрь) – в Симбирском уездном училище, в 1860–64 – в землемерно-таксаторских классах при Симбирской мужской гимназии. 16 мая 1864 Департаментом уделов утверждён сельским мерщиком и до конца 1866 служил землемером.

В 1867–70 учился в Симбирской классической гимназии. В годы учёбы Яковлев открыл в Симбирске частную школу (1868), которая в последующем стала первой национальной школой, первым педагогическим учебным заведением чувашского народа – Симбирской чувашской школой.

В 1870–75 учился на историко-филологическом факультете Казанского университета. Будучи студентом, в 1871 вместе с единомышленниками составил чувашский алфавит на основе русской графики и букварь, которые в 1872 были переработаны. Букварь для чуваш выдержал при жизни Яковлева более 30 изданий и предназначался не только для обучения основам грамоты, но и для привития необходимых норм поведения.

После окончания университета 27 августа 1875 Яковлев назначен исполняющим должность инспектора чувашских школ Казанского учебного округа (Астраханская, Вятская, Казанская, Самарская, Саратовская и Симбирская губернии), с 21 февраля 1883 – инспектором. Как окружной инспектор Яковлев организовал и руководил временными педагогическими курсами и съездами народных учителей, при активной поддержке и участии директора народных училищ Симбирской губернии И.Н. Ульянова открыл множество сельских школ для народов Среднего Поволжья, в т.ч. 37 чувашских, положил начало женскому образованию в чувашских школах. При инспектировании школ Яковлев оказывал всестороннюю педагогическую помощь учителям в совершенствовании методов преподавания и воспитания. Творчески использовав педагогическое наследие Я. А. Коменского, К. Д. Ушинского и их последователей, разработал и успешно внедрил в жизнь теорию обучения в многоязычной начальной школе, которая легла в основу «Правил о начальных училищах для инородцев, живущих в восточной и юго-восточной России», утверждённых Министерством народного просвещения 31 марта 1906. Его педагогическая система охватывает вопросы организации и руководства учебно-воспитательным процессом в начальной школе, подготовки учителей широкого профиля, просвещения взрослого населения.

К важнейшим сторонам педагогической системы Яковлева относятся четырёхлетнее обучение в начальных «инородческих» училищах, осуществление процесса воспитания и обучения в первых двух классах на родном языке, обязательное изучение русского языка во всех классах, соединение обучения с трудом в различных кружках самодеятельности, в мастерских, на сельскохозяйственной ферме или пришкольном участке, привитие любви к русской культуре, народу.

Характерными чертами педагогической теории и практики Яковлева были постоянное стремление к усилению национального элемента в деятельности двуязычной школы, воспитание молодого поколения в духе патриотизма, христианских идеалов, уважительного отношения к культуре других народов страны, широкое использование опыта классической педагогики. Новшества чувашского просветителя, постепенно распространявшиеся в школах национальных окраин России, облегчали нерусским народам доступ в государственную систему образования, содействовали формированию грамотности и равноправия граждан империи.

В деятельности Яковлева чиновники Министерства народного просвещения усмотрели проявление сепаратизма и национализма, и в мае 1903 должность инспектора чувашских школ Казанского учебного округа была упразднена, хотя сам Яковлев за отличную службу 1 января 1904 произведён в действительные статские советники. С 1903 Яковлев остался только во главе Симбирской чувашской учительской школы.

Последние годы работы в учебном заведении омрачились противостоянием с Чувашским национальным обществом, активисты которого с лета 1917 пытались отстранить Яковлева от руководства школой. По ложным доносам Яковлев находился под следствием по обвинению в контрреволюционной деятельности, в преступлениях по должности, исключался из числа штатных работников. В 1919 Яковлев официально вышел на пенсию. В 1922 покинул Симбирск: сначала жил у сына Н.И. Яковлева на ст. Елизаветино близ Петрограда, летом 1923 переехал в Москву к сыну А.И. Яковлеву и дочери Л.И. Некрасовой. Похоронен Яковлев на Ваганьковском кладбище в Москве.

В течение своей 50-летней общественно-просветительской деятельности Яковлев вместе с учениками и единомышленниками составил, перевёл на чувашский язык и издал свыше 100 названий книг и брошюр. Среди них произведения А.С. Пушкина и М.Ю. Лермонтова, учебные книги Л.Н. Толстого и К.Д. Ушинского, народные песни, брошюры по медицине, сельскому хозяйству и другая литература, которая способствовала росту грамотности и образованности народа, повышению его хозяйственного опыта и культурного уровня, развитию мировоззрения и национального самосознания.

В 1911 Яковлевым изданы на чувашском языке все книги Нового Завета, продолжалась интенсивная работа по переводу и изданию Ветхого Завета, но Первая мировая война и её последствия помешали завершить перевод. Яковлев руководил составлением и изданием чувашских календарей со статьями о государственно-политическом строе России, о земствах и т.д. До конца своей жизни Яковлев был убеждён, что лучшим средством освобождения народа от социально-экономического и политического гнёта являются просвещение и проведение демократических реформ. Яковлев приветствовал падение монархии в 1917, участвовал в переводе на чувашский язык Конституции РСФСР, но считал, что для построения социализма в России с её многочисленными отсталыми, непросвещёнными народами ещё не созрели условия.

Яковлев был крупным общественным деятелем, занимал более 30 служебных и почётных должностей (член Братства св. Гурия, действительный член ОИАЭ при Казанском университете, Всероссийского Палестинского общества и др.), которые он использовал на благо просвещения и улучшения жизни чувашского народа. В 1874–1914 и 1921–1924 Яковлев сотрудничал с Британским и иностранным библейским обществом (Лондон), став в 1911 его почётным членом после издания Евангелия на чувашском языке. Яковлев поддерживал деловые контакты с европейскими учёными, среди которых были Г. Балинт, Д. Месарош, Б. Мункачи, А. Пинар; принимал участие в сборе средств и организации общественных столовых для голодающих в 1891–1892 и 1911–1912; оказывал помощь учителям сельских школ в строительстве и ремонте зданий, снабжал учебниками и учебно-педагогической литературой; организовал ряд бесплатных библиотек и народных читален при начальных училищах.

Деятельность Яковлева и его школы обеспечила интеллектуально-культурное развитие народа: зарождение и развитие чувашской художественной литературы, возникновение зачатков национального музыкального, театрального и изобразительного искусства. Дело, начатое Яковлевым, переросло в движение за национальный подъём чувашского народа, в котором участвовали тысячи представителей чувашской и русской интеллигенции и крестьян.

В 1877 Яковлев женился на Е.А. Бобровниковой (Е.А. Яковлева), которая также посвятила свою жизнь просвещению чувашского народа. В семьях потомков выросла целая плеяда видных деятелей науки и искусства. Дед Е.А. Некрасовой, О.А. Яковлевой, И.А. Яковлева.

Награждён орденами Святого равноапостольного князя Владимира 4-й степени, Святой Анны 2-й и 3-й степени, Святого Станислава 2-й и 3-й степени, медалями.

Имя Яковлева присвоено Чувашскому государственному педагогическому институту (с 1998 университет), общеобразовательным средним школам в сёлах Аликово и Бичурино. В Чебоксарах его именем назван проспект. Деятели культуры и искусства неоднократно обращались к образу Яковлева: созданы произведения литературы и изобразительного искусства, опера «Иван Яковлев» и т.д. Открыты Мемориальный музей И.Я. Яковлева в с. Кошки-Новотимбаево, Музей И.Я. Яковлева в Чувашском государственном педагогическом университете, Музей И.Н. Ульянова и И.Я. Яковлева в Чувашском государственном университете, музей «Симбирская чувашская школа. Квартира И.Я. Яковлева» в г. Ульяновск.

Сочинения: Букварь для чуваш, составленный по способу Н.Ф. Бунакова. Казань, 1872; Букварь для чуваш с присоединением русской азбуки. Казань, 1873; Первоначальный учебник русского языка для чуваш. Вып. 1. Казань, 1892; Письма. Ч., 1985; Духовное завещание. Ч., 1992; Моя жизнь: Воспоминания. М., 1997; С думой о народном просвещении: Из переписки. Ч., 1998; Верьте в Россию и любите её. Ч., 2002 и др.

Автор: Н. Г. Краснов.

Краснов, Н. Г. Яковлев Иван Яковлевич / Н. Г. Краснов // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2011. – [Т.] 4 : Си-Я. – С. 719-721.