Произведения


Письма И.Я.Яковлева

г. Симбирск, 6 марта 1897 г. 1

№ 238


Глубокоуважаемый Илиодор Александрович!


Давно уже я стал серьезно задумываться над тем вопросом, откуда бы можно было доставать достаточно подготовленных учителей-чуваш для чувашских церковно-приходских школ и школ грамоты2. Мне весьма часто приходилось и приходится, особенно за последние два-три месяца, получать просьбы, чтобы я рекомендовал достойного учителя или учительницу для названных школ то в ту, то в другую губернию, где есть чувашское население. Это обстоятельство ясно показывает, что число школ в чувашских селениях растет, и в ряд с этим, следовательно, все увеличивается спрос на учителей. Спрос увеличивается, а предложение остается все то же, что было и в прежнее время: рассадником учителей (да и не учителей только, но и священноцерковнослужителей) для всего чувашского населения является все одна и та же Симбирская учительская школа. Но Симбирская школа, благодаря условиям, на которых она находится, едва-едва в состоянии подготовить 25-30 учителей в два года (выпуск бывает через год), да и из этого числа почти всегда 5—8 человек русских, т. е. не могущие быть учителями в чувашских школах3. Как видите, число учителей, получающих подготовку в Симбирской школе, очень и очень невелико. При этом нужно заметить, что Симбирская школа, как содержащаяся на средства Ми[нистерст]ва нар[одного] пр[освеще]ния и некоторых земств, в силу уже необходимости должна прежде всего снабжать учителями училища министерские и земские (последние, откуда получается пособие), а для церковноприходских школ предлагать остаток, которого, к сожалению, почти никогда не бывает. Церковным школам в чувашских селениях, так[им] обра[зом], остается пробавляться или воспитанницами женского при Симбирской школе училища, — но их очень мало, да и подготовка их к учительству только за самое последнее время стала сравнительно порядочная, — или же воспитанниками двухклассных церковных и министерских школ4, подготовку которых я считаю весьма недостаточною для учительства. Выйти из затруднительного положения, разумеется, все же ведь нужно: не оставлять же, в самом деле, школы без порядочно подготовленных учителей и тем самым не прерывать стремления в населении к просвещению! И вот известие о синодских стипендиях в Симбирскую школу, признаться сказать, весьма меня обрадовало: у меня явилась мысль об открытии в школе для первого (быть может, и для второго) класса параллельного отделения, чтобы, так[им] обр[азом], число оканчивающих курс могло увеличиться на 12—15 человек. Я склоняюсь к подобному плану потому именно, что подготовку к учительству в двухклассных школах я считаю весьма и весьма недостаточною, а с другой стороны и главным образом — мне хотелось бы, и весьма, чтобы центром просвещения чуваш по-прежнему была Симбирская школа: я боюсь пока усиления других чувашских центров, боюсь — как бы не вышло какой розни, как бы не сбились некоторые с того благодатного пути, который указал приснопамятный Николай Ивановича всем, трудящимся вместе с ним. Мне кажется, что и Вы в данном случае вполне солидарны со мной, горе у нас только в одном, что министерство наше бедновато: увеличить число учащихся не долго, — благо видится на этот предмет поддержка от Синода, — но где мы будем их помещать? Вы, мне кажется, знаете, что и в настоящее время в школьном здании помещается всего лишь два класса (2-й и 3-й), а первый (самый многочисленный) помещается в моем доме, т. е., иначе сказать, в одном здании с женским училищем, что, разумеется, не совсем удобно. Впрочем, я еще не совсем потерял надежду на министерство, попечитель всецело сочувствует мне, и обещал вторично возбудить ходатайство об ассигновании сумм на расширение школьных помещений, но более всего, конечно, я уповаю на Константина Петровичаб, надеюсь, что он не откажет помочь мне и на этот раз.

Так размышляю я, а Вы, быть может, имеете и еще какую-нибудь комбинацию на этот случай, иной имеете план для выхода из затруднительного положения — недостатка в людях: быть может, Вы каким-то образом имеете в виду Св. Синод?.. Но, во всяком случае, если по необходимости должен явиться другой просветительный центр для чуваш, откуда станут выходить учителя церковноприходских и школ грамоты, то я искреннейше желаю, чтобы этот новый центр стоял в самых близких и непосредственных отношениях к Симбирску и ко мне.



Яковлев, И. Я. Из переписки / И. Я. Яковлев. – Чебоксары, 1989. – Ч. 1. – С. 138-140.


1 Печатается по черновику (ЦГА ЧАССР, ф. 501, оп. 1, ед. хр. 207, лл. 43-44). Написано чернилами под диктовку И. Я. Яковлева. Без подписи.

2 . В обязанность И. Я. Яковлева как окружного инспектора входила забота обо всех народных школах для чувашского населения Казанского учебного округа. В число народных школ входили также школы грамоты и церковноприходские школы.

Школы грамоты ведомства Православного исповедания открывались при городских и сельских приходах, а также при монастырях. Срок обучения в них был два года, в программу входили предметы: закон божий (молитвы, священная история, краткий катехизис, церковное пение), русское и церковнославянское чтение, письмо, четыре действия арифметики. Заведовал школами священник, преподавали в них окончившие второклассные школы лица, имевшие звание учителя начальной школы. Деятельностью школ грамоты руководил епархиальный училищный совет, имевший в каждом уезде свое отделение.

Церковноприходские школы открывались при деревнях и монастырях с разрешения епархиального училищного совета и были одно- и двухклассные. В одноклассных школах учились три года, в двухклассных – четыре. Преподавателями работали лица, имевшие звание учителя начальных школ. В церковноприходских школах для инородцев с 1902 г. разрешили продлевать срок обучения на одни год, что явилось результатом влияния педагогической системы И. Я. Яковлева. Школы духовного ведомства проверялись инспекторами, но по предложению епархиального училищного совета могли инспектироваться и другими лицами.

3 Русские учителя не могли работать в чувашских классах из-за незнания родного языка учащихся, а знавшие язык учительствовали в них.

4Министерство народного просвещения выступало против подготовки «дорогостоящих учителей» для народных школ, особенно для инородческих. Реакционные земские деятели, дворяне, члены местных училищных советов, отдельные представители духовенства поддерживали эту политику министерства, недостающих учителей часто назначали из числа выпускников двухклассных училищ. В последних учились 5-6 лет. По твердому убеждению И. Я. Яковлева, учитель начальной школы должен был иметь максимум 10-летнее образование. Подготовка учителей в двухклассных училищах привела бы к превращению каждого из них в своеобразный педагогический центр. Для чувашских школ достаточно было в тот период иметь один центр квалифицированной подготовки учителей, способный распространять единую систему просвещения, единые нормы литературного языка и т.д. Таковым практически являлась Симбирская чувашская учительская школа, созданная И. Я. Яковлевым. Вот почему он пишет: если возникнет новый центр, «то я искреннейшее желаю, чтобы этот новый центр стоял в самых близких и непосредственных отношениях к Симбирску и ко мне».

Таким потенциально новым центром он представлял себе центральную чувашскую братскую школу в селе Ишаки Козьмодемьянского уезда Казанской губернии. Она имела педагогические классы, в 1896 г. был первый выпуск, работала в тесной связи с Симбирской чувашской школой. Но она не смогла оказать существенной влияние на дело подготовки учительских кадров для чувашских школ.

а Н. И. Ильминский.

б К. П. Победоносцев.

назад