Современники И. Я. Яковлева


Ильминский Николай Иванович (23.04.1822-27.12.1891)

Востоковед, педагог-миссионер, директор Казанской Духовной семинарии, профессор, член-корреспондент Петербургской Академии наук

Николай Иванович Ильминский окончил физико-математическое отделение Казанской духовной академии (1846), затем там же преподавал естественно-научные предметы, историю философии, древнееврейский язык. Для совершенствования в татарском языке он поселился среди татар, посещал медресе. В 1851—1854 годах Ильминский был в научной командировке на Ближнем Востоке (Египет, Палестина, Сирия) для изучения ислама. С 1854 года он преподавал восточные языки на миссионерском отделении Казанской духовной академии. Обвиненный в пропаганде мусульманства, Ильминский оставил академию.

В 1858—1861 годах он служил переводчиком в Оренбургской пограничной комиссии; в 1861—1872 годах был преподавателем кафедры турецко-татарского языка Казанского университета (с 1863 г. — экстраординарный профессор). В 1863—1870 годах Ильминский преподавал также в Казанской духовной академии.

В 1863 году он основал крещено-татарскую школу, ставшую центральной для миссионерских школ Казанской и соседних губерний (за 50 лет она выпустила свыше 6 тыс. чел., в том числе около 900 учителей). В 1872 году им была основана Казанская инородческая учительская семинария, которая готовила учителей для татарских, мордовских, марийских, чувашских, удмуртских школ. Директором семинарии Ильминский оставался до конца жизни.

Деятельность Ильминского была направлена на «прочное сближение инородцев с коренным населением путем просвещения», под которым в первую очередь понимались христианско-православные идеи. Ильминский стремился приобщить нерусские народы к русской, — а через нее и к общечеловеческой, — культуре и одновременно сделать доступными для русских культурные ценности других народов России. Он разработал особую систему просвещения нерусских народностей на основе живого разговорного народного языка. Родной язык он считал основанием и первостепенным орудием школьного образования, а главную роль отводил начальной школе.

Преподавание в народной школе (одноклассной четырехлетней) по системе Ильминского велось на 1-м отделении (2 года) исключительно на родном языке — русский язык изучался как учебный предмет. Обучение русскому языку начиналось с разговорных уроков. На 2-м отделении русский становился языком преподавания.

Лучшие учителя нерусских народных школ, по Ильминскому, — люди одной национальности с учениками. От русских учителей он требовал знания родного языка учащихся, использования его в учебно-воспитательной работе. Учебники, по мнению Ильминского, должны печататься на родном для учащихся языке с использованием русской графики. Он стремился приспособить организационную структуру русских школ, формы и методы их учебной работы к национальным особенностям населения (передвижные школы для кочевых народов, интернаты при школах для казахского населения и др.).

Многие методические рекомендации Ильминский заимствовал из практики лучших отечественных педагогов.

Правилами 1870 года система Ильминского была утверждена для Поволжья, Средней Азии и Сибири, однако на практике она часто искажалась требованиями скорейшего перехода к преподаванию на русском языке и даже превращения родного языка во вспомогательный предмет.

Ильминский создал ряд учебников и учебных пособий, перевел на татарский язык многие духовные и богослужебные книги. Также он издал ряд памятников тюркской письменности, в том числе «Бабур-наме» (1857). Общепризнанной заслугой Ильминского является создание и широкое применение русского алфавита для письменности народов, пользовавшихся ранее арабской графикой. Применение в обучении разговорных татарского, башкирского, казахского и других национальных языков способствовало развитию национальных литературных языков нерусских народов России, созданию на них учебной и детской литературы.

Среди последователей Ильминского: И. А. Алтынсарин, И. Я. Яковлев, Н. А. Бобровников.


Александров, Г. А. Н. И. Ильминский и его роль в просвещении чувашей // Александров, Г. А. Чувашская интеллигенция: истоки / Г. А. Александров. – Чебоксары, 1997. – С. 188-191.

Васильева, А. Н. Н. И. Ильминский в жизни и деятельности И. Я. Яковлева / А. Н. Васильева // И. Я. Яковлев и Симбирская центральная чувашская школа : материалы науч. конф. – Чебоксары, 1997. – С. 31-35

Ефимов, Л. Просветитель инородцев / Л. Ефимов // Халăх шкулĕ = Народная школа. – 2002. – № 3. – С. 117-118.

Иванова, Л. Н. И. Я. Яковлев: слово об учителе / Л. Н. Иванова // Яковлевские чтения. – 2012. – Вып. 8. – С. 53-58.

Иванова, Л. Н. Н. И. Ильминский и система просвещения народов Востока России / Л. Н. Иванова // Системное понимание педагогической действительности : история, теория, практика. – Чебоксары, 2000. – С. 253-257.

Краснов, Н. Г. О роли Н. И. Ильминского в просвещении чувашей / Н.Г. Краснов // Вопросы истории Чувашской АССР: ученые записки. – Чебоксары, 1970. – Вып. 52. – С. 231-240.

Краснов, Н. Г. Сотрудничество И. Я. Яковлева и И. Н. Ильминского в создании нового чувашского алфавита и первых учебных книг / Н. Г. Краснов, О. В. Кириллова, Е. В. Федичкина // Вестн. Чебоксар. фил. Москов. государственного гуманит. ун-та им. М. А. Шолохова. – 2010. – № 7. – С. 34-41.

Кузнецов, П. В. Н. И. Ильминский и И. Я. Яковлев в диалектике национального самосознания чувашского народа / П. В. Кузнецов // Халăх шкулĕ = Народная школа. – 2004. – № 2. – С. 82-85.

Сергеев, Т. С. Педагогическая система Н. И. Ильминского / Т. С. Сергеев, И. В. Матвеева // Преемственность просветительских традиций : материалы науч.-практ. конф. в честь 235-летия Н. Я. Бичурина и 165-летия И. Я. Яковлева. – Чебоксары, 2013. – С. 184-186.

Хузангай, А. П. Ильминский Николай Иванович / А. П. Хузангай // Чувашская энциклопедия. – Чебоксары, 2008. – Т. 2 : Ж-Л. – С. 129-130.

Щербакова, Е. В. Деятельность Н. И. Ильминского по организации учительских семинарий / Е. В. Щербакова // Личность, семья и общество: вопросы педагогики и психологии. – 2013. – № 28. – С. 87-91.

Якупов, Р. И. Н. И. Ильминский – ученый, педагог, просветитель / Р. И. Якупов // Вестник ВЭГУ. – 2012. – № 3 (59). – С. 169-172.

назад