Современники И. Я. Яковлева


Павлов Федор Павлович (15.09.1892–02.06.1931)

Классик чувашской музыки и литературы, чувашский композитор и драматург, фольклорист, известный деятель культуры и просвещения.

Родился 25 сентября 1892 г. в с. Богатырево Цивильского района Чувашской Республики. Любовь к музыке, песне и хоровому пению пробудились в нем очень рано.

После окончания начальной школы он учится в Икковской двухклассной школе. В 1907 г. он поступает в Симбирскую чувашскую школу, где прослушивает курс элементарной теории музыки, посещая занятия по сольфеджио и скрипичной игре, участвует в хоре, в струнном квартете и ученическом симфоническом оркестре, по окончании которой работает учителем сельской школы. Но вскоре его отзывают обратно для преподавания музыки и пения, где он становится одним из близких друзей К.В. Иванова – зачинателя чувашской литературы. Годы работы в Симбирске можно считать уже началом композиторской деятельности Павлова. Продолжая записывать чувашские народные песни, он начинает их обрабатывать. Появляются и первые сочинения в области инструментальной и вокально-симфонической музыки – «Чук» и «Вăйă».

С июля 1917 г. он начинает работать в селе Акулево в должности судьи, где организует добровольную передвижную труппу. Эта труппа, состоявшая главным образом из учителей Акулевской волости, в течение ряда лет устраивает для населения спектакли, концерты, вечера отдыха и т.д. Сам Павлов продолжает работу по записи народных песен, в то же время, обрабатывая их для многоголосного хора.

Так, в 1917-1918 гг. появляются следующие гармонизации и обработки, написанные для хора учителей Акулевской волости: «Шупашкар туйи», «Олту», «Вăрман витěр» и другие. В оригинальной чувашской комедии «Сутра» автор как бы рассказывает о своих наблюдениях, взятых из недавнего прошлого.

В 1916-1920 гг. Федор Павлович учительствует и выполняет ряд разных должностей в аппарате органов народного образования. После образования Чувашской автономной области он переезжает в г. Чебоксары и работает в областном отделе народного образования, в музыкальной школе и Чебоксарском центральном педагогическом техникуме, где организует чувашский хор, положивший начало Чувашскому государственному хору.

Многие песни композитора записывались в Москве на граммпластинки. В начале 20-х годов Ф. Павлов пишет свои первые музыкально-теоретические и научно-теоретические и научно-популярные работы – «Речитативы в чувашской народной музыке», «Хитре» и др. В 1922 г. вышло в свет второе драматическое произведение – широко известная драма «Ялта».

В 1923 г. хор, руководимый Ф. Павловым, побывал в Москве, где в течение полутора месяцев с успехом выступает на первой Всероссийской сельскохозяйственной выставке. Результатом музыкально-педагогической работы Федора Павловича явились его многочисленные гармонизации и обработки народных песен. Эти песни были опубликованы в его сборнике под названием «Сăрнай» (1924). Продолжая работать в Чувашском государственном хоре и музыкальной школе (преобразованной в 1929 г. в техникум), он собирает материалы по чувашской музыке, записывает и обрабатывает народные и создает оригинальные песни.

В 1929 г. в Чувашском музыкальном техникуме из группы студентов, интересовавшихся композиторским творчеством, создается кружок, где Федор Павлович воспитывает у начинающейся молодежи любовь к музыкальному искусству и творчеству. Народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии СССР Ф.М. Лукин и народный артист РСФСР, лауреат Государственной премии Чувашской АССР Г.Я. Хирбю – они учились в музыкальном техникуме, где преподавал Ф.П. Павлов, под его непосредственным влиянием происходило становление их как композиторов.

С глубоким уважение относился Павлов к русской культуре и искусству. Непреходящую ценность русской литературы и музыки для чувашской национальной культуры он усматривал в том, что они являются великими образцами «художественного освоения мира». В последние годы творчества Павлов создал новые песни о колхозной жизни, о молодежи, о Красной Армии. Сюда относятся: «Дружно вперед пойдем», «Колхозная песня», «Посиделочная», «Песня молодежи», «Песня новобранцев и др.». К песням этнографического характера, отображающим различные моменты из быта чуваш, следует отнести «Олту», «Сарень», «Молодежная», «Тютель», «Свадебная» и др. Но основное его творчество – народные песни. Он подбирал песни с большим вкусом, обращая, прежде всего внимание на выразительность и богатство методики. Трудно переоценить то, что сделано Федором Павловичем в области развития чувашской эстетической мысли. В основе понимания им природы искусства лежит традиционная эстетическая концепция чувашского народа, материалистически утверждающая идеал прекрасного как выражение самой жизни.

Не сразу нашел Ф. Павлов истинное призвание своего большого дарования: его первые стихи (они собраны в тетради «Памятник моей юности») были написаны в духе и манере лирики, далекой от актуальных вопросов современности. В 1930 г. Федор Павлович поступает учиться в Ленинградскую государственную консерваторию. Но тяжелая болезнь окончательно подорвала его пошатнувшееся здоровье, и 02 июня 1931 г., в расцвете творческих сил, он умирает. Похоронили его на берегу Черного моря, в г. Сочи.

Несмотря на короткую жизнь Ф.П. Павлов оставил богатое наследие: большое количество песен для хора, для голоса – соло, детские песни, марш для духового оркестра, этюды для скрипки, одноактная комедия «Сутра» («На суде»), драма «Ялта» («В деревне») и др. Eго перу принадлежит также первое произведение чувашской симфонической музыки – балетная фантазия «Сарнай и палнай» для симфонического оркестра, идейно-тематическая основа которой – сопоставление хмурой действительности дореволюционной Чувашии с празднично-приподнятым ощущением свободного национального бытия народа в советскую современность. В чувашскую хоровую классику вошли обработки «Линкка–линкка», «Сапожки с подковами», «Вниз по нашей улице» и другие. Кроме того, им записано около 300 народных песен. Издано 5 сборников его песен. В сборнике песен «Сăрнай” («Сарнай») наиболее полно представлено хоровое творчество композитора – около 70 обработок и несколько оригинальных песен. Ф.П. Павлов выступал и как музыкальный критик. До нас дошло около двадцати его работ о чувашской музыке - историографических очерков, библиографических указателей, теоретических статей и рецензий по истории чувашского музыкального искусства, описаний, распространенных среди чуваш, музыкальных инструментов и т.п. Ценным материалом для исследования народной музыки служат музыкально–биографические очерки «Чуваши и их песенное и музыкальное творчество», «Чăваш кĕсли» («Чувашские гусли»), «Чарăннă сасă» «Умолкнувшие звуки» и др.


Федор Павлов: артист, драматург, композитор : (литературӑпа музыка каҫӗн сценарийӗ) / Чӑваш Республикин наци библиотеки, «Чӑваш кӗнеки» центр ; Л. Г. Тестова хатӗрленӗ]. – Шупашкар : Чӑваш Республикин наци библиотеки, 2012. – 14 с.

* * *

Кондратьев, М. Г. «Гора золотая...» Федор Павлов и его время / М. Г. Кондратьев ; [редкол.: А. С. Иванов и др.]. - Чебоксары : Чуваш. кн. изд-во, 2016. – 399 с., [16] л. ил. – (Замечат. люди Чувашии = Чӑвашсен чаплӑ ҫыннисем).

Авлук, А. Еçĕ пархатарлă, ячĕ сумлă / А. Авлук // Ялав. – 1992. – № 9. – С. 20.

Артемьев, Ф. П. Павлов // Артемьев, Ю. М. XX ĕмĕр пуçламăшĕнчи чăваш литератури / Ю. М. Артемьев. – Шупашкар, 1992. – 196 с.

Юмарт, Г. Федор Павлов – лирик–поэт / Г. Юмарт // Тăван Атăл. – 1992. – № 9–10. – С. 56–57.

* * *

Абрукова, Т. А. Музыкально-поэтические особенности песен чувашских композиторов 1920-х гг. / Т. А. Абрукова // Ашмаринские чтения. – Чебоксары, 2007. – С. 497-504.

В Чебоксарах появится памятник Федору Павлову // Совет. Чувашия. – 2015. – 17 дек. – С. 14 : фот.

Иванов, И. Ф. Павлов // Иванов, И. Сердца живые звуки / И. Иванов. – Чебоксары, 1989. – С. 150–157.

Илюхин, Ю. А. Симфоническая фантазия Ф. Павлова «Сарнай и палнай» // Вопросы чувашского языка, литературы и искусства. – Чебоксары, 1960. – С. 148–174.

Кабирова, С. И. Социально-психологическая драма Ф. П. Павлова «В деревне» в сопоставлении с драмой М. Горького «На дне» / С. И. Кабирова // Чӑваш чӗлхипе литератури: теори тата методика. – Шупашкар, 2015. – 24-мӗш кӑларӑм: [Конференци материалӗсем. – С. 85-90. – Библиогр. в конце ст.

Кондратьев, М. Г. Михаил Кондратьев: Все идет от Федора Павлова / М. Г. Кондратьев ; [записала Р. Кириллова] // Совет. Чувашия. – 2017. – 20 апр. – С. 4 : фот.

Кондратьев, М. Г. Многогранность таланта : (о раннем поэтическом творчестве Ф. П. Павлова) / М. Г. Кондратьев // Чувашское искусство : вопросы теории и истории : [сб. ст.]. – Чебоксары, 2016. – Вып. 7. – С. 5-49.

назад