Get Adobe Flash player

Высказывания и воспоминания о Г.Н. Волкове


Деятели науки, культуры и искусства – об академике РАО Г. Н. Волкове // Викторов, Г. Урӑхла халь тин эпӗ пулаймӑп = Другим я уже не буду... / Г. Викторов ; [Л. И. Филиппова пухса хатӗрленӗ]. – Шупашкар, 2008. – С. 27-34. 

 

Сирĕн кĕнекĕр витĕмĕпе эпĕ те украин халăх педагогики пирки кĕнеке çырас терĕм... Палăртни пурнăçа кĕрес пулсан кĕнекене сире халаллатăп. В.А.СУХОМЛИНСКИЙ.
1961 ç.
* * *
Геннади Н.Волков (Хуначи Кашкăр тавраш) - чăваш ăслăлăхне, чун-хавалне, аптраманлăхне çĕнĕрен çĕнĕ, çÿллĕрен çÿллĕ карта çĕклес малашнехи çамрăк хастарсенчен пĕри.
Петĕр ХУСАНКАЙ, 1957 ç.
* * *
“Чăваш халăхĕн этнопедагогики” - чăваш халăхĕн ăс-хакăл пурнăçĕн вышкайсăр энциклопедийĕ.
Петĕр ХУСАНКАЙ, Чăваш халăх поэчĕ. 1967 ç.
* * *
Сан хыççăн Чăвашра халăха витĕм кÿрес вăйпа И.Я.Яковлевпа танлашма пултаракан педагог тухасси пирки шухăшламастăп та, ĕненместĕп те.
Ухсай ЯККĂВĔ, Чăваш халăх поэчĕ. 1971 ç.
* * *
Çĕршывра халăх педагогикин ыйтăвĕсемпе пĕрремĕш ĕçлеме пуçлаканĕ кам пулнă. Асăннă темăпа виçĕ монографи çыраканĕ кам-ха. Г.Н.Волков профессорăн кĕнекисем - педагогика наукин пысăк пуянлăхĕ.
А.Э.ИЗМАЙЛОВ, академик, 1981 ç. Фрунзе (Бишкек) хули.
* * *
Волков профессорăн ĕçĕсем унăн ăслăлăх ĕç-хĕлĕн анлăшне уçса параççĕ. Вĕсенчен чылайăшĕ Германипе Совет Союзĕн туслăхĕн паллисем пулса тăраççĕ. Çавна май эпир те ун пекех хавхаланса ĕçлеме пуçлăпăр. Унăн уйрăмах вăйлă енĕ - ăсчахăн шухăшĕсемпе ĕçĕсем, пурнăç йĕркийĕ пĕр килнинче.
Тео ГЛОКЕ, академик, 1983 ç. Эрфурт хули.
* * *
Г.Н.Волков чăвашсен аслă педагогĕн Иван Яковлевич Яковлевăн ĕçне тивĕçлипе малалла тăсаканĕ пулса тăрать. Этнопедагогика - совет педагогика ăслăлăхне хывнă пысăк пуянлăх. Вăл, паллах, пирĕн Тăван çĕршыв тулашĕнче те витĕм кÿрет.
Д.О.ЛОРДКИПАНИДЗЕ, академик, 1975 ç. Тбилиси хули.
* * *
Г.Н.Волков - педагогика ăслăлăхĕсен çĕнĕ отраслĕн, этнопедагогикăн, чи курăмлă представителĕсенчен пĕри.
С.В.ИВАНОВ, профессор, педагогика ăслăлăхĕсен докторĕ. 1966 ç. Воронеж хули.
* * *
Эпĕ этнограф пулса ĕçлетĕп, эпĕ “Чăваш халăхĕн этнопедагогикине” вуласа тухрăм... Тĕлĕнмелле пысăк витĕм кÿчĕ.
Т.НГУЕН, профессор, 1975 ç. Ханой хули.
* * *
Эсир яланах маншăн тăрăшатăр. Эпĕ çакна чунпа туйса тăратăп. Ашшĕ ывăлĕшĕн куляннă пек, манăн ăнăçлăхшăн шухăшлатăр. Эпĕ тĕнчере Эсир - çакăн пек лайăх, ырă, тÿрĕ кăмăллă çын пуррине яланах асра тытса пурăнатăп... Эпĕ çапла шухăшлатăп: енчен те çĕр çинче çакăн пек çынсем пурĕ те иккĕ çеç пулнă пулсан, Эсир - вĕсенчен пĕри, енчен те пĕрре çеç пулсан та пĕрех - Эсир... Эсир тивĕçлипех çапла пĕтĕмлетме пултаратăр: Узбекистанра, питĕ инçетри Термезра, Сирĕн тата тепĕр ывăлăр пурăнать...
Б.А.КАДЫРОВ, профессор, педагогика ăслăлăхĕсен докторĕ. 1996 ç. Термез хули, Узбекистан.
* * *
У ученого, писателя и просто человека Геннадия Волкова именно те черты, которые ценит народная педагогика татар и чувашей, которой он занимается более полувека, – трудолюбие и ответственность, доброта и скромность, простота и честность.
Я.И.ХАНБИКОВ, доктор педагогических наук, профессор, друг по аспирантским годам у профессора В.М.Горохова.
* * *
Геннадий Никандрович Волков – один из видных национальных педагогов нашего Отечества, один из первых зачинателей этнопедагогической науки. Он создал свою школу: более 200 кандидатов и десятки докторов – это очень много.
З.Г.НИГМАТОВ, доктор педагогических наук, профессор.
* * *
Мне с Г.Н.Волковым было не только очень интересно, но и чрезвычайно полезно поговорить.
П.Н.ОСИПОВ, доктор педагогических наук, профессор (Казань).
* * *
Прямота, борьба против любой нечестности как в науке, так и в жизни, борьба за свои убеждения – вот моя характеристика Г.Н.Волкову.
В.Д.ДИМИТРИЕВ, доктор исторических наук, профессор.
* * *
Чувство независимости, личное достоинство, прямота и принципиальность в научных мыслях, нежелание угодничать, ловчить и лицемерить в жизни – все это присуще нашему Г.Н.Волкову.
В.А.ИВАНОВ, профессор.
* * *
Доброта Геннадия Никандровича носит действенный характер: всей своей жизнью, трудом делает он жизнь окружающих людей лучше, счастливее, радостнее.
В.А.СЛАСТЕНИК, И.Ю.СИРОТКИН, В.Е.ГУРИН, доктора педагогических наук, профессора.
* * *
Признаюсь, за достаточно долгую жизнь могу припомнить лишь единицы людей, с которыми мне так легко, приятно было общаться. Это, прежде всего, – Геннадий Волков.
Л.ТОДОРОВ, литератор и педагог.
* * *
Больше половины исследований по педагогике Чувашии в последние годы направляются светлой головой и непреклонной волей Г.Н.Волкова. Он – мозговой и организаторский центр чувашской школы.
В.К.КИРИЛЛОВ, доктор педагогических наук, профессор.
* * *
По его идее я впервые организовал в стране Музей материнской славы.
Д.Е.ЕГОРОВ, кандидат педагогических наук, доцент.
* * *
Для Г.Н.Волкова педагогика и литература, безусловно, – сестры, ведь и та и другая – человековедение.
Н.А.ИСМУКОВ, доктор философских наук, профессор.
* * *
Читая произведения Волкова, проникаешь в его настроение, целеустремленность, искренность, задушевность. Перед нами появляется задушевный учитель-друг, человек, любящий жизнь, людей, педагогическое дело.
М.Г.ТАЙЧИНОВ, доктор педагогических наук, профессор.
* * *
Волков горд, чист, добр. Такой не отступит. Неудержим. Тверда его поступь как в педагогике, так и литературе.
Г.А.АНИСИМОВ, доктор педагогических наук, профессор.
* * *
Иного чужого у нас определяют в святцы, молятся на него. А своего не замечают потому, что он мешает, не дает спокойно существовать бездарностям.
Н.Г.КРАСНОВ, доктор педагогических наук, профессор.
* * *
Геннадия Никандровича мы любили и продолжаем любить за его мягкое, доброе сердце, за то, что он привил нам любовь к знаниям, детям.
С.П.КУДРЯШОВА, учительница школы №48 г. Чебоксары.
* * *
Работу учителя стала понимать со второго года обучения в институте, когда начала читать лекции Геннадия Никандровича, и сильно полюбила ее. С того момента появилась мечта о том, как поставлю свою учительскую работу.
Л.А.ГОЛОВИНА.
* * *
Мне нравились семинары Г.Н.Волкова. На них мы горячо спорили. С них начался новый период моей жизни: я с жаром принялся за чтение педагогической литературы, усилилось желание быть образованным. Думал, что наш доцент – это воспитанник нашего же факультета, да и как я же – из глубинки Чувашии. Развивался новый взгляд на учеников в ходе педагогической практики, руководимой Геннадием Никандровичем.
В.Г.ИВАНОВ, кандидат физико-математических наук.
* * *
Геннадий Никандрович прививал нам нравственные наклонности и сумел воспитать, ввести нас в колею жизни, как могли это сделать лишь мать или отец.
К.А.ПЕТРОВ, кандидат педагогических наук.
* * *
Слушая его выступления, ведя беседу с ним, мечтали приблизительно подойти к тому идеалу человека, какой воплощал в себе Геннадий Никандрович.
В.Г.СКВОРЦОВ, доктор химических наук, профессор.
* * *
От него никто из нас никогда не слышал ни одного резкого слова или повышенного тона, выражения раздраженности.
А.Н.НИКОЛАЕВА, кандидат педагогических наук.
* * *
Геннадия Никандровича мы глубоко уважали, любили и любим до сих пор. Уважали за прекрасное знание своего предмета и талантливое изложение материала. Любили за доброту. Не помню, да и не было случая, чтобы он пожаловался администрации школы на ученика. «Сора» из своего класса не выносил, а учил любящей душой. Прошли десятки лет, как мы окончили школу. Однако и сейчас с теплым чувством благодарности всегда вспоминаю доброго Учителя. При встрече с ним не бывает конца разговору. По его подсказке написал много портретов выдающихся отечественных и зарубежных педагогов. Один из них – портрет Я.А.Коменского признан одним из лучших.
Э.ЮРЬЕВ.
* * *
«Наш класс был сплоченным, спаянным, имел благородные цели. Геннадий Никандрович привил нам чувство любви к родному народу, его великим людям. В нашем классе побывали в гостях народные поэты П.П.Хузангай, Я.Г.Ухсай, композитор Г.Я.Хирбю и другие. Он был для нас авторитетом, примером высокой культуры, образованности, трудолюбия, честности, благородства чувств. Геннадий Никандрович глубоко любил каждого ученика в классе, помогал ребятам, особенно «трудным», имел большой ум, чуткость и такт, твердость воли и силу ха- рактера. Таков он и сегодня. Мы были дружными, помогали друг другу во всем, были веселыми и жизнерадостными в играх и забавах, художественной самодеятельности». Мне никогда не забыть ее рассказ об учителе. Тяжело сложилось детство. Больная мать, отца нет. Главное, что получила она от учителя, – оптимизм, тон, «мажор на все случаи жизни, несмотря ни на что», «удовлетворение от любой работы», знание, что «трудится с пользой для людей, а трудности в основном «из-за неумения приспосабливаться, угождать, прислуживать, борьбы с нечестностью, беспорядками».
С.СИДАКОВА.
* * *
Его характеризуют такие черты, как доброта, порядочность, надежность, основательность, ответственность, честность, основанные прежде всего на уважении к окружающим и самому себе.
К.А.ПОЛОВНИКОВА, доктор педагогических наук, профессор.
* * *
Его отличают оптимизм и гуманизм, радушие и любовь к людям.
Э.3.ФЕИЗОВ, доктор философских наук, профессор.
* * *
...Пĕтĕмĕшле каласан, Хуначи Кашкăр лайăх произведенисем çырнă. Ăна кашнийĕн вулас килĕ, кашни вулакана çак произведени пысăк усă кÿрĕ.
Илпек Микулайĕ, çыравçă.
* * *
Г.Н.Волков тăванăма - Чăвашсен пысăк малашне! Шанмасть, илеймест тĕрлĕ ванчăк - Чакмĕ пирĕн шанчăк.
Стихван ШАВЛИ, сăвăç.
* * *
Геннадий тусăм! Çул хыççăн ирттĕр çул - Яшах эс ĕмĕр юл, Ĕçле, юрла та кул, Ытти çине ал сул!
Георгий ОРЛОВ, çыравçă.
* * *
Хаклă Геннадий Никандровича! Хуначи пиччемĕре! Ялан çĕршывпа, халăхпа Пулĕ сирĕн пехетĕр: Ăспа кăна мар, - кăмăлпа, Илемпе вĕрентетĕр.
Геннадий АЙХИ, сăвăç.
* * *
Никого еще после И.Я.Яковлева история чувашского просвещения не выдвигала такой гигантской фигурой, как педагога Г.Н.Волкова. Все, что есть в чувашской педагогике сегодня, идет от него.
Я.УХСАЙ, народный поэт Чувашии.